ПРАВИТЕЛЬСТВО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 декабря 2019 года N 293


О внесении изменений в постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 22.01.2019 N 13 "О государственной программе "Развитие сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики"



В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Карачаево-Черкесской Республики постановляет:


Внести в приложение к постановлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 22.01.2019 N 13 "О государственной программе "Развитие сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики" (в редакции постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 15.05.2019 N 128) следующие изменения:


1. Паспорт государственной программы изложить в редакции согласно приложению 1.


2. В разделе 1 "Характеристика текущего состояния государственной программы, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических рисков" государственной программы:


2.1. После абзаца одиннадцатого дополнить абзацами следующего содержания:


"Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";


Государственную программу Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 N 696 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";".


2.2. После абзаца семидесятого дополнить абзацами следующего содержания:


"По итогам 2018 года в структуре растениеводства первостепенное значение занимают зерновые культуры (включая кукурузу на зерно), посевные площади под которыми заняли 106,8 тыс. га или чуть более 77% в общем посеве республики. Основными зерновыми культурами является кукуруза на зерно, которая занимает более 56% от площади всех посевов и пшеница - 12,3%. Подсолнечник посеян в 2018 году на площади 10,8 тыс. га или 7,4% от площади всех посевов.


Площадь сельскохозяйственных угодий под сахарную свеклу в 2017 году составляла 6,2 тыс. га, в 2018 году - 2,7 тыс. га, в 2019 году составляет порядка 3,4 тыс. га.


Отрасль свеклосеяния является для нашего региона традиционной, выращиванием сахарной свеклы сельскохозяйственные товаропроизводители занимаются с 1965 года. Переработку сладких корней осуществляет единственный в республике сахарный завод, который является градообразующим предприятием и несет высокую социальную ответственность как перед жителями региона, так и перед сельскохозяйственными товаропроизводителями.


В результате снижения посевных площадей под сахарную свеклу с 6,8 тыс. га в 2015 году до 2,7 тыс. га в 2018 году уменьшаются и производственные мощности сахарного завода.


От результатов работы предприятия свеклосахарной отрасли зависит социально-экономическое состояние поселков, расположенных в сырьевых зонах сахарного завода, который обеспечивает работой более 400 человек (с учетом сезонных работников).


Ухудшение экономической ситуации, повышение цен на основные материально-технические ресурсы, необходимые при выращивании сахарной свеклы, низкие цены на сырье, увеличение доли транспортных расходов при доставке сахарной свеклы на перерабатывающие предприятия негативно отразились на рентабельности свеклосахарного производства, а также на снижении посевных площадей. В современных условиях решение изложенных проблем возможно только благодаря использованию комплексного подхода на основе программно-целевого метода.


Объективная необходимость участия государства в развитии свекло-сахарного производства обусловлена:


социальной значимостью сахара как необходимого продукта питания, доступного по цене;


высокой затратностью производства сахарной свеклы;


необходимостью оснащения хозяйств современной свекловичной техникой.


В связи с чем, в рамках государственной программы, предусмотрен новый механизм государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в свеклосахарном производстве (подпрограмма "Развитие свеклосахарного производства в Карачаево-Черкесской Республике").


В рамках подпрограммы "Развитие свеклосахарного производства в Карачаево-Черкесской Республике" планируется государственная поддержка из республиканского бюджета в виде субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на компенсацию затрат произведенной и сданной на переработку сахарной свеклы.


Реализация подпрограммы будет способствовать устойчивому развитию свеклосахарного производства республики. Это выразится в увеличении посевных площадей сахарной свеклы в 2021 году по сравнению с 2018 годом на 6,8 тыс. га, объем переработки сахарной свеклы до 400 тыс. тонн, урожайность сахарной свеклы до 440 ц/га.


Реализация подпрограммы за период ее действия обеспечит сохранение количества действующих рабочих мест и создание более 100 новых рабочих мест.".


2.3. Абзацы с восемьдесят пятого по девяностый изложить в следующей редакции:


"Решение задачи по повышению уровня и качества жизни населения, комплексному развитию сельских территорий, предусмотренной Стратегией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2015 N 151-р, Стратегией пространственного развития Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 207-р, Стратегией социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 26.08.2014 N 239, требует пересмотра места и роли сельских территорий в осуществлении стратегических социально-экономических преобразований в республике, в том числе принятия мер по созданию предпосылок для комплексного развития сельских территорий путем:


повышения уровня комфортности условий жизнедеятельности;


повышения доступности улучшения жилищных условий для сельского населения;


повышения престижности сельскохозяйственного труда и формирования в обществе позитивного отношения к сельскому образу жизни;


улучшения демографической ситуации;


развития в сельской местности местного самоуправления и институтов гражданского общества.


В рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года", федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (далее - Программы) с 2011 по 2018 гг. в Карачаево-Черкесской Республике введено более 215 км водопроводных сетей, 207 км газопроводных сетей, более 2,5 км сельских автомобильных дорог, построена общеобразовательная средняя школа на 260 ученических мест, введено 19 фельдшерско-акушерских пунктов, многофункциональные спортивные площадки площадью более 6500 кв. м, 4 социальных центра (дома культуры) на 1050 посадочных мест и 2 детские площадки.


В рамках реализации программ с 2011 по 2018 годы государственную поддержку на улучшение жилищных условий получили 346 сельских семей, в том числе молодые семьи и молодые специалисты - 151 введено в эксплуатацию (приобретено) более 46 тыс. кв. м жилья общей площади из них молодые семьи и молодые специалисты составило 17 тыс. кв. м.


По сравнению с 2012 годом значительно улучшилось инженерное обустройство жилищного фонда: уровень газификации увеличился с 60,6% до 64,3%, уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой с 60,54% до 64,5%.


Несмотря на положительный эффект, реализация программных мероприятий оказалась недостаточной для полного и эффективного использования в общенациональных интересах экономического потенциала сельских территорий и повышения качества жизни сельского населения.


Новые правовые условия создают основу для дальнейшей реализации поставленных целей, требуют широкомасштабных скоординированных действий на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления, а также осуществления мер нормативно-правового, административно-организационного и бюджетно-финансового характера.


Учитывая объективные особенности развития сельских территорий и имеющийся значительный разрыв в уровне и качестве жизни на селе по сравнению с городскими территориями, достижение прогресса в изменении сложившейся ситуации возможно только на условиях перехода от программно-целевого метода к проектному подходу решения имеющихся на сельских территориях экономических, социальных и экологических задач посредством широкого спектра финансовых инструментов.


Целесообразность использования проектного подхода при реализации государственной программы, устанавливающей социально-экономические показатели для сельских территорий, обуславливается:


отличительными особенностями территорий и необходимостью выработки отдельных инструментов для решений задач, взаимоувязанных с приоритетами социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики в части повышения уровня и качества жизни населения;


необходимостью повышения инициативности местного населения и предпринимательского сообщества для участия в формулировании четких целей развития и обеспечения контроля за их достижением;


высоким уровнем затратности накопившихся проблем села, делающим невозможным их решение только за счет средств государственной поддержки без софинансирования со стороны местного населения и предпринимателей.


Для достижения поставленных задач постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 N 696 утверждена Государственная программа Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Госпрограмма комплексного развития сельских территорий), которая включат в себя ряд мероприятий, направленных на сохранение доли сельского населения в общей численности населения, увеличение среднемесячных располагаемых ресурсов сельского населения, повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах.


В соответствии с вышеуказанной Госпрограммой комплексного развития сельских территорий в государственную программу включена аналогичная подпрограмма "Комплексное развитие сельских территорий", которая и будет инструментом реализации государственной политики в области комплексного развития сельских территорий Карачаево-Черкесской Республики.


В рамках подпрограммы "Комплексное развитие сельских территорий" будет реализовываться 3 основных мероприятия:


"Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения";


"Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях";


"Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях".


Основное мероприятие "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения" обусловлено необходимостью улучшения жилищных условий сельского населения на основе развития институтов субсидирования строительства и покупки жилья, а также ипотечного кредитования.


Госпрограммой комплексного развития сельских территорий определены следующие цели:


сохранение доли сельского населения в общей численности населения Российской Федерации на уровне не менее 25,3% в 2025 году (в 2017 году (базовый год) - 25,7%);


повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до 50% в 2025 году (в 2017 году - 32,6%).


По состоянию на 1 января 2018 года на территории Карачаево-Черкесской Республики проживало 466300 жителей, в том числе в сельской местности - 267189 жителей, что составляет - 57,3%. По состоянию на 1 января 2019 года произошло незначительное снижение численности населения как в целом по республике, так и по сельской местности (465563 - 266323). При этом доля сельского населения в общей численности населения снизилась на 0,1%, и составила 57,2%. Доля сельского населения в общей численности населения Карачаево-Черкесской Республики в разрезе муниципальных районов приведена в таблице.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»