ПРОТОКОЛ
о механизме оказания военно-технической помощи государствам - членам Организации Договора о коллективной безопасности в случаях возникновения угрозы агрессии или совершения акта агрессии



Ратифицирован
Федеральным законом
от 28.02.2009 N 29-ФЗ



Государства - члены Организации Договора о коллективной безопасности (далее - Организация), именуемые в дальнейшем Сторонами,

подтверждая свои обязательства в соответствии со статьей 4 Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года о предоставлении необходимой помощи одной из Сторон в случае совершения против нее агрессии,

рассматривая военно-техническую помощь одним из важнейших компонентов такой помощи и исходя из необходимости отработки механизма ее осуществления,

договорились о нижеследующем:

Статья 1


Для целей настоящего Протокола нижеупомянутые термины означают:

военно-техническая помощь (далее - Помощь) - предоставление продукции военного назначения на безвозмездной или иной льготной основе в целях поддержания и восстановления боеготовности Вооруженных Сил Стороны (Сторон) в случае возникновения угрозы совершения акта агрессии против указанной Стороны, либо когда Сторона применяет свое право на индивидуальную или коллективную самооборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН, либо когда Сторона стала объектом актов терроризма или других угроз суверенитету и территориальной целостности;

продукция военного назначения - вооружение, военная техника, документация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), и информация в военно-технической области, а также любая другая продукция, относимая национальным законодательством, нормативными правовыми актами Сторон к продукции военного назначения;

уполномоченный орган - определенный национальным законодательством Сторон орган государственного управления, на который возложена ответственность согласно статье 4 настоящего Протокола;

субъекты военно-технического сотрудничества - государственные органы и/или организации Сторон, которым в соответствии с национальным законодательством Сторон предоставлено право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения;

уведомление - документ, которым уполномоченный орган поставляющей Стороны информирует уполномоченный орган Стороны-получателя и Генерального секретаря Организации (далее - Генеральный секретарь) о своих возможностях и условиях оказания военно-технической помощи.

I. Общие положения

Статья 2


Настоящий Протокол определяет порядок и условия оказания Помощи для следующих случаев (ситуаций):

при заблаговременно выявленных подготовке к агрессии, планировании крупномасштабных актов международного терроризма и возможности проявления других внешних угроз безопасности, суверенитету и территориальной целостности одной или нескольких Сторон (далее - случай угрозы агрессии);

при совершении агрессии, крупномасштабных актов международного терроризма и проявлении других внешних угроз безопасности, суверенитету и территориальной целостности одной или нескольких Сторон.

Статья 3


Обращение об оказании Помощи направляется от Главы Стороны (Сторон) Главам других Сторон, о чем уведомляется Генеральный секретарь. В обращении указываются необходимая номенклатура продукции военного назначения, объем и сроки оказания Помощи.

Статья 4


Ответственность за согласование всех вопросов, касающихся номенклатуры продукции военного назначения, ее объемов, условий и сроков практического осуществления поставок, возлагается на уполномоченные органы Сторон.

Каждая Сторона уведомляет Генерального секретаря о назначенном для целей настоящего Протокола уполномоченном органе, а также незамедлительно сообщает в случае его изменения.

Генеральный секретарь незамедлительно уведомляет Стороны об уполномоченных органах других Сторон, а также ставит в известность в случае их изменения.

Статья 5


Объединенный штаб Организации:

осуществляет свою деятельность по реализации решений Глав Сторон по оказанию Помощи на основании поручений Совета министров обороны Организации или обращений руководителей уполномоченных органов Сторон по каждому конкретному случаю оказания Помощи;

организует отработку механизма оказания Помощи в ходе практических учений и тренировок;

заблаговременно разрабатывает, в случае необходимости, и согласовывает с уполномоченными органами Сторон формализованные образцы документов, необходимых для реализации настоящего Протокола.

II. Порядок оказания Помощи

Статья 6


Внутригосударственный механизм подготовки и реализации решений по оказанию Помощи в рамках настоящего Протокола определяется и оформляется каждой Стороной в соответствии с национальным законодательством Сторон, о чем уведомляется Генеральный секретарь.

Статья 7


В случае возникновения ситуации, которая будет расценена Советом коллективной безопасности Организаций как угроза совершения акта агрессии против любой из Сторон, Помощь предоставляется Сторонами в соответствии с их национальным законодательством.

Подготовку проекта решения Совета коллективной безопасности Организации осуществляет Генеральный секретарь. Согласование и подписание решения Совета коллективной безопасности Организации могут осуществляться в рабочем порядке.

В экстренных случаях решение по оказанию Помощи может приниматься каждой из Сторон самостоятельно и реализовываться в соответствии с ее законодательством на основании обращения Стороны (Сторон) об оказании Помощи.

Статья 8


Уполномоченные органы поставляющих Сторон формируют предложения по удовлетворению потребностей Стороны-получателя (Сторон-получателей) с указанием возможных номенклатуры продукции военного назначения, объемов, сроков и очередности поставок, а также условий, на которых Помощь будет предоставлена, и уведомляют об этом уполномоченный орган Стороны-получателя.

Статья 9


После согласования вопросов оказания Помощи уполномоченные органы и/или субъекты военно-технического сотрудничества заключают соответствующие контракты (договоры) на оказание данной Помощи.

Статья 10


Вопросы, касающиеся номенклатуры продукции военного назначения, объемов и условий оказания Помощи могут заблаговременно согласовываться уполномоченными органами Стороны-получателя с уполномоченными органами поставляющих Сторон.

Статья 11


В случае совершения акта агрессии решение по оказанию Помощи при обращении Стороны (Сторон), в отношении которой (которых) он осуществлен, принимается самостоятельно каждой из Сторон и реализуется в соответствии с их внутренним законодательством в объемах, на условиях и в порядке, согласованных с уполномоченным органом Стороны-получателя. При этом Стороны, принявшие решение об оказании Помощи, информируют Генерального секретаря о целях и содержании предстоящих действий.

III. Условия оказания Помощи

Статья 12


Финансово-экономические и другие условия оказания Помощи, включая безвозмездную, определяются в каждом конкретном случае, исходя из возможностей, имеющихся у Сторон.

Статья 13


Продукция военного назначения, выделяемая в качестве Помощи, по условиям поставляющей Стороны может подлежать возврату, за исключением расходных материалов (боеприпасов, запасных частей, горюче-смазочных материалов, имущества), а также образцов вооружения и военной техники, утраченных в ходе ведения боевых действий, с их компенсацией на условиях, оговоренных в контракте (договоре).

Статья 14


Стороны, по территории которых осуществляется транзит продукции военного назначения, выделенной в качестве Помощи, обеспечивают его на приоритетной основе на условиях Соглашения об основных принципах военно-технического сотрудничества между государствами - участниками Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года, подписанного 20 июня 2000 года.

Транзит продукции военного назначения по территории государств, не являющихся участниками настоящего Протокола, осуществляется в порядке, предусмотренном соответствующими договорами, заключенными Стороной-получателем (Сторонами-получателями) или поставляющей Стороной (поставляющими Сторонами) с такими государствами. Стороны предпримут усилия для формирования необходимой для этого нормативной правовой базы.

Статья 15


Стороны, в воздушном пространстве которых осуществляется доставка продукций военного назначения, выделенной в качестве Помощи, обеспечивают транзитный пролет воздушных судов. В случае требования Стороны, в воздушном пространстве которой осуществляется транзит, осуществить посадку воздушных судов для досмотра, расходы, связанные с этим, возмещаются Стороной, проводящей досмотр.

Статья 16


Сторона-получатель осуществляет на своей территории безвозмездное аэронавигационное обеспечение воздушных судов Сторон, осуществляющих перевозку продукции военного назначения, выделенной в качестве Помощи, а также ее перемещение железнодорожным, автомобильным и другими видами транспорта.

Организация приема, аэродромно-технического обеспечения и охраны воздушных судов, железнодорожного, автомобильного и других видов транспорта поставляющей Стороны осуществляется Стороной-получателем на своих аэродромах, железнодорожных станциях, автомобильных стоянках и в портах на безвозмездной основе.

Статья 17


Сторона-получатель не вправе продавать или передавать продукцию военного назначения, поставленную в качестве Помощи, иностранным государствам, физическим и юридическим лицам или международным организациям без предварительного письменного согласия поставляющей Стороны.

Статья 18


Поставляющая Сторона вправе осуществлять контроль за целевым использованием продукции военного назначения, переданной в качестве Помощи, в соответствии с Протоколом о порядке осуществления контроля за целевым использованием продукции военного назначения, поставляемой в рамках Соглашения об основных принципах военно-технического сотрудничества между государствами - участниками Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года, подписанным 7 октября 2002 года.

IV. Заключительные положения

Статья 19


Положения настоящего Протокола не затрагивают права и обязательства Сторон по другим международным договорам, участниками которых они являются.

Статья 20


Настоящий Протокол вступает в силу с даты получения Секретариатом Организации четвертого письменного уведомления о выполнении подписавшими его Сторонами необходимых внутригосударственных процедур.

Для Сторон, выполнивших аналогичные внутригосударственные процедуры позднее, настоящий Протокол вступает в силу с даты получения депозитарием соответствующего письменного уведомления.

Статья 21


Настоящий Протокол действует в течение срока действия Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года.

Статья 22


В настоящий Протокол могут вноситься изменения и дополнения по взаимному согласию Сторон, которые оформляются отдельными протоколами, вступающими в силу в порядке, предусмотренном статьей 20 настоящего Протокола.

Статья 23


Спорные вопросы, связанные с применением или толкованием настоящего Протокола, разрешаются путем консультаций и переговоров заинтересованных Сторон.

Статья 24


Каждая Сторона может выйти из настоящего Протокола, направив письменное уведомление об этом Генеральному секретарю не позднее чем за 6 месяцев до даты выхода, урегулировав финансовые и иные обязательства, возникшие за время действия Протокола.

Совершено в городе Душанбе 6 октября 2007 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Секретариате Организации Договора о коллективной безопасности, который направит каждому государству, подписавшему настоящий Протокол, его заверенную копию.

* * *


Ратифицирован Федеральным Собранием (Федеральный закон от 28 февраля 2009 года N 29-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст.1044).

Протокол вступил в силу для Российской Федерации 18 марта 2009 года.


Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

Собрание законодательства

Российской Федерации,

N 37, 16.09.2019, ст.5115

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»