5.1. Алгоритм оценки ожидаемых частот возникновения аварий и реализации расчетных сценариев аварий на линейной части и площадочных объектах конденсатопроводов и продуктопроводов
24. Оценка (прогнозирование) ожидаемых частот аварий и инцидентов на линейной части КП/ПП проводится с учетом:
статистических данных по количеству, частоте и причинам техногенных событий на ОПО КП/ПП с разными технико-технологическими параметрами и в разных эксплуатирующих организациях (далее - ЭО);
влияния на вероятность нарушения целостности КП/ПП различных внешних и внутренних факторов: природно-климатических условий, технико-технологических, эксплуатационных и возрастных параметров КП/ПП, антропогенных (связанных с промышленно-хозяйственной деятельностью, плотностью населения) и других факторов, изменяющихся, как правило, вдоль трасс КП/ПП.
Для оценки (прогнозирования) в рамках проведения КолАР ожидаемых частот аварий и инцидентов на произвольных участках КП/ПП рекомендуется применять методические подходы, использующие принцип факторного анализа для корректировки среднестатистической удельной частоты техногенных событий на трубопроводах корпорации (страны) с помощью системы коэффициентов и/или балльных оценок, учитывающих неравнозначное на разных участках трасс КП/ПП влияние на трубопровод разнородных факторов (при наличии необходимой информации).
Подход, реализующий балльно-факторную оценку ожидаемой частоты аварий и инцидентов на участке КП/ПП, изложен в приложении N 6 к настоящему Руководству. Этот подход, применяемый при достаточности необходимой информации, использует принцип корректировки среднестатистической удельной частоты аварий на ЛЧ КП/ПП, эксплуатирующихся в Российской Федерации, (выраженной в количестве аварий на 1000 км в год и определенной за последние 10 лет по данным Ростехнадзора о расследовании аварий и инцидентов) с помощью специально выстроенной системы из 9 групп факторов влияния с установленными экспертным путем весовыми коэффициентами и шкалами балльных оценок факторов. Учитываемые факторы влияния условно разделены на "угрожающие" и "защищающие". К первым относятся внешние агрессивные условия и воздействия окружающей среды, нарушения эксплуатационных требований, ко вторым - конструктивно-технологические решения и комплекс эксплуатационных организационно-технических мероприятий, направленных на сохранение целостности КП/ПП.
В рамках КолАР балльно-факторную оценку ожидаемых удельных частот аварий и инцидентов () на линейной части анализируемого трубопровода рекомендуется выполнять применительно к заранее выделенным ПОУ данного трубопровода. Рассчитанные для каждого ПОУ значения заносятся в таблицу (табл.2 с примером ее заполнения).
Таблица 2
Ожидаемые удельные частоты аварий на потенциально опасных участках КП/ПП
Номер (n) и положение ПО на трассе КП/ПП, км-км | 1 | 2 | … | K | … | N |
, 1/(1000 км·год) | 0,241 | 0,125 | … | 0,452 | … | 0,653 |
Ожидаемая частота (1/год) возникновения аварии или инцидента на n-ом ПОУ длиной определяется по формуле
, (5.1)
где - ожидаемая удельная частота аварий и инцидентов на n-ом ПОУ, 1/(1000 км·год);
- длина n-го ПОУ, км.
25. Оценку ожидаемой частоты инцидентов и аварий на площадочных объектах КП/ПП рекомендуется выполнять с использованием ретроспективных статистических данных об аварийности на указанных ОПО в сочетании с рекомендациями по выбору удельных частот разрушений технологических трубопроводов и элементов оборудования, приведенными в руководстве по безопасности "Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах", утвержденном приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11 апреля 2016 г. N 144.
Для объектов магистральных трубопроводов рекомендуется использовать значения частот техногенных событий, приведенных в табл.3.
Таблица 3
Рекомендуемые консервативные оценки ожидаемой частоты разгерметизации технологических составляющих на действующих НС КП/ПП
Наименование ОСПО | Частота аварий (разрывов), | Частота инцидентов (свищей, утечек), |
Участки КП, прилегающие к НС | * | * |
Входной трубопровод-шлейф | 1·10 1/(м·год) | 5-10 1/(м·год) |
Выходной трубопровод-шлейф | 2·10 1/(м·год) | 1·10 1/(м·год) |
Горизонтальные фильтры-грязеуловители с трубопроводной обвязкой | 1·10 на фильтр/год | 1·10 на фильтр/год |
Вертикальные фильтры-грязеуловители с трубопроводной обвязкой | 1·10 на фильтр/год | 1·10 на фильтр/год |
Входной коллектор магистральной насосной | 3·10 1/(м·год) | 1,5·10 1 /(м·год) |
Выходной коллектор магистральной насосной | 4·10 1/(м·год) | 2·10 1/(м·год) |
Соединительные трубопроводы между установками (блоками, узлами) | 3·10 1/(м·год) | 1,5·10 1/(м·год) |
Магистральные насосы с трубопроводной обвязкой | 1·10 на насос/год | 5·10 на насос/год |
Резервуары-сборники продукта | 1·10 на рез-р/год | 1·10 на рез-р/год |
Узел регулирования давления | 1,5·10 на элемент/год | 7,5·10 на элемент/год |
Узлы запорной арматуры | 1,5·10 на элемент/год | 7,5·10 на элемент/год |
________________
* - среднее значение удельной частоты техногенных событий на линейном перегоне между НС.