Внимание! Об изменениях документа см. ярлык "Оперативная информация"

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 9 апреля 2020 года N 937-р

[Об утверждении индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Алтай на 2020-2024 годы]

(с изменениями на 3 декабря 2021 года)



1. Утвердить прилагаемую индивидуальную программу социально-экономического развития Республики Алтай на 2020-2024 годы (далее - индивидуальная программа).

2. Считать реализацию мероприятий индивидуальной программы приоритетной задачей общегосударственного значения.

3. Главному распорядителю средств федерального бюджета - Минэкономразвития России обеспечить реализацию мероприятий индивидуальной программы.

4. Федеральным органам исполнительной власти и организациям, участвующим в реализации индивидуальной программы:

обеспечить взаимодействие с Правительством Республики Алтай по вопросам реализации мероприятий индивидуальной программы;

представлять ежеквартально, до 15-го числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом, в Минэкономразвития России отчет о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы.

5. Рекомендовать Правительству Республики Алтай:

предусматривать в бюджете Республики Алтай необходимые бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий индивидуальной программы;

обеспечить реализацию мероприятий индивидуальной программы;

представлять ежеквартально, до 15-го числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом, в Минэкономразвития России отчет о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы.

6. Минэкономразвития России представлять ежегодно, до 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным годом, в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы.

7. Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Правительством Республики Алтай по итогам реализации в 2024 году мероприятий индивидуальной программы рассмотреть возможность продления периода реализации индивидуальной программы на 2025-2027 годы с уточнением мероприятий и объемов финансирования до 5 млрд. рублей.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

     

     УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 9 апреля 2020 года N 937-р

     

Индивидуальная программа социально-экономического развития Республики Алтай на 2020-2024 годы

(с изменениями на 3 декабря 2021 года)

     

I. Концепция социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2024 года

     

Общие положения. Текущее состояние


Республика Алтай входит в состав Сибирского федерального округа и Южно-Сибирского макрорегиона, относится к числу приграничных субъектов Российской Федерации, граничит на юге с Монголией и Китайской Народной Республикой, на юго-западе - с Республикой Казахстан. При этом регион удален от восточных и западных границ Российской Федерации.

В Республике Алтай по состоянию на 1 января 2020 г. проживает 220,1 тыс. человек. В сельской местности проживает 71 процент населения Республики (в среднем по России - 25,3 процента). Городское население - около 30 процентов населения региона - проживает в административном центре Республики - г.Горно-Алтайске. Республика Алтай по плотности населения занимает 74-е место в Российской Федерации (2,4 человека/кв. километр, что в 3,6 раза ниже, чем в среднем по России).

Территория Республики Алтай характеризуется неблагоприятными природно-климатическими условиями для проживания. Половина площади Республики Алтай относится к территориям Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.

Большая часть территории Республики Алтай занята горным рельефом. В пределах региона расположена высшая точка Сибири - гора Белуха (4506 м).

Республика Алтай расположена в сейсмически опасной зоне, практически на всей территории региона большая вероятность возникновения 8-балльного землетрясения.

Минерально-сырьевая база Республики Алтай разнообразна, имеются запасы железных и марганцевых руд, ртути, молибдена, меди, золота, серебра и каменного угля. В то же время минерально-сырьевой потенциал региона практически не используется. В настоящее время разрабатываются в незначительных объемах золоторудные и молибдено-вольфрамовые месторождения, залежи декоративного камня, месторождения строительных материалов.

Географическое положение и природно-климатические условия Республики Алтай благоприятствуют развитию солнечной энергетики. Уровень суммарной солнечной радиации в некоторых районах Усть-Коксинского и Кош-Агачского районов достигает 112-142 ккал/кв.сантиметр, в то время как в Сочи - 111, Ялте - 117. В Республике Алтай действуют 5 солнечных станций (в Майминском, Онгудайском, Кош-Агачском и Усть-Канском районах) общей мощностью 40 МВт. В настоящее время строятся 3 солнечных станции (в Онгудайском, Чемальском и Усть-Коксинском районах) общей мощностью 65 МВт. После ввода их в эксплуатацию Республика Алтай сможет выйти на самообеспеченность по потреблению электроэнергии (около 100-120 МВт в зависимости от сезона).

Республика Алтай обладает высоким туристическим потенциалом. В пределах Республики Алтай расположен объект всемирного наследия "Золотые горы Алтая", включающий Алтайский заповедник и буферную зону Телецкого озера, Катунский заповедник и буферную зону горы Белуха, а также природный парк в пределах плоскогорья Укок, занимая более 17 процентов площади Республики Алтай. Ежегодно Республику Алтай посещает более 2 млн. туристов, из которых более 10 тыс. человек граждане иностранных государств.

В Республике Алтай отмечается высокий уровень естественного прироста населения, который в 2019 году составил 3,6 человека на 1000 человек, в то время как в Российской Федерации в целом отмечалась естественная убыль населения (-2,2 человека на 1000 человек). По коэффициенту рождаемости Республика Алтай занимает 5-е место в России - значение показателя составило 13,7 человека на 1000 человек и 3-е место по суммарному коэффициенту рождаемости - 2,3 ребенка на 1 женщину.

Особенностью половозрастной структуры населения Республики Алтай является высокая доля населения младше трудоспособного возраста, которая превышает среднероссийский показатель в 1,5 раза и составляет более 28 процентов (20-е место по России).

В Республике Алтай наблюдается существенный миграционный отток населения. Коэффициент миграционного прироста в 2012-2017 годах в среднем составил - 11,7 человека на 10 тыс. человек (в среднем по России - 17,4), с 2012 года регион покинули около 1,5 тыс. человек.

Республика Алтай характеризуется низким уровнем социально-экономического развития. В 2018 году Республика Алтай занимала 74-е место среди субъектов Российской Федерации по показателю валового регионального продукта на душу населения (231,5 тыс. рублей, что в 2,5 раза меньше среднего значения по стране).

Основой экономики Республики Алтай являются бюджетный сектор (образование, здравоохранение, государственное управление и оборона - 33,6 процента (по России - 11,6 процента) и сельское хозяйство - 12 процентов (по России - 4,3 процента), в которых занято более 40 процентов населения региона (по России - более 21 процента). Ведущими направлениями сельского хозяйства являются мясо-молочное животноводство, овцеводство, козоводство, мараловодство.

Республика Алтай относится к субъектам Российской Федерации с низким уровнем жизни населения. Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума превышает 24 процента общей численности населения Республики Алтай (82-е место в России).

II. Проблемы социально-экономического развития Республики Алтай

     

1. Низкая транспортная доступность


Республика Алтай характеризуется низкой транспортной связанностью с остальными территориями Российской Федерации из-за отсутствия постоянного железнодорожного сообщения, низким уровнем развития сети автомобильных дорог, связывающих Республику Алтай с соседними субъектами Российской Федерации, а также недостаточной мощностью аэропорта г.Горно-Алтайска (около 80-90 тыс. пассажиров за год), ограниченной географией совершаемых рейсов из аэропорта г.Горно-Алтайска (гг.Москва, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск) и низкой доступностью авиабилетов (средняя цена авиабилетов составляет около 10-12 тыс. рублей).

Территория Республики Алтай характеризуется низкой транспортной освоенностью и низким качеством автодорожного полотна. Плотность автомобильных дорог общего пользования на 1000 кв. километров в 1,3 раза меньше среднероссийского показателя и составляет 49 километров на 1000 кв. километров (65-е место по России). Несмотря на то, что удельный вес автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием соответствует среднероссийскому показателю (73 процента в Республике Алтай, 70 процентов - в среднем по России), доля дорог с усовершенствованным покрытием (в том числе асфальтобетонным покрытием) не превышает 35 процентов, что в 1,8 раза меньше среднероссийского показателя (81-е место по России).

Низкая транспортная доступность, низкий уровень развития транспортной инфраструктуры и высокие транспортные тарифы являются причинами:

низких темпов развития туристско-рекреационного комплекса;

высокой доли транспортных издержек в структуре себестоимости производимой продукции в Республике Алтай, что существенным образом снижает ее конкурентоспособность;

низкой транспортной подвижности населения.

2. Высокие энергетические тарифы


Предельный уровень энергетических тарифов для бизнеса в Республике Алтай является самым высоким в Южно-Сибирском макрорегионе и в Сибири в целом (вторая ценовая зона, включающая Республику Алтай, Республику Бурятия, Республику Тыва, Республику Хакасия, Алтайский и Забайкальский края, Иркутскую, Кемеровскую, Новосибирскую, Омскую, Томскую области, а также Красноярский край (кроме части, которая относится к неценовой зоне) и составляет 5,8 рубля/кВт·ч. При этом в Алтайском крае указанный тариф составляет 4,8 рубля/кВт·ч, в других субъектах Южно-Сибирского макрорегиона - Новосибирской, Омской, Кемеровской и Томской областях - 3,7, 3,8, 4,4, 4,7 рубля/кВт·ч соответственно, в среднем по второй ценовой зоне - 4,1 рубля/кВт·ч.

Высокий уровень тарифов связан со значительной протяженностью распределительных сетей (55 процентов в тарифе составляют услуги на передачу), а также с высокими издержками при транспортировке электроэнергии вследствие высокого износа энергосетей и значительных коммерческих потерь при транспортировке электроэнергии.

Основная доля потребления электроэнергии (около 44 процентов) приходится на коммунально-бытовые нужды, требуются мероприятия по повышению энергосбережения.

Потери электроэнергии в энергосистеме Республики Алтай составляют 21,3 процента.

3. Слабое экономическое развитие, низкий объем инвестиций, высокая безработица, низкий уровень развития малого и среднего предпринимательства, слабо реализованный туристский потенциал


Республика Алтай относится к субъектам Российской Федерации с низким уровнем экономического развития.

Для Республики Алтай характерна низкопроизводительная и слабо диверсифицированная экономика:

валовой региональный продукт на душу населения в 2018 году составлял 231,5 тыс. рублей, что в 2,5 раза меньше среднероссийского значения (74-е место среди субъектов Российской Федерации);

наличие низкопроизводительных секторов - отраслей социальной сферы (образование и здравоохранение), государственного управления и сельского хозяйства, которые формируют около 35 процентов валового регионального продукта (в Российской Федерации - 15,9 процента, в Южно-Сибирском макрорегионе - 17,2 процента);

отсутствие крупных предприятий, которые могли бы стать якорными плательщиками налогов в бюджетную систему региона.

Республика Алтай имеет:

низкий уровень инвестиционной активности - инвестиции в основной капитал на душу населения за 2018 год составили 67,7 тыс. рублей, что в 1,8 раза меньше среднего значения по России (52-е место по России);

высокий уровень безработицы (по методологии Международной организации труда), составивший в 2018 году 11,2 процента, что превышает среднероссийское значение в 2,3 раза;

низкую активность малого и среднего предпринимательства - в 2017 году число малых предприятий на 10 тыс. человек составляло 137 (44-е место по России), что в 1,4 раза меньше среднего показателя по России.

В Республике Алтай существуют следующие проблемы в сфере туризма:

низкая транспортная доступность Республики Алтай и объектов туристского показа;

не сформирован конкурентоспособный туристский продукт и недостаточная информированность о нем граждан;

выраженная сезонность (около 65 процентов турпотока приходится на период с мая по сентябрь) и дефицит всесезонных объектов туристской инфраструктуры в массовом сегменте с высоким качеством, высокая стоимость технологического присоединения к инженерным сетям, дефицит квалифицированных кадров, низкая доступность банковских кредитов для развития бизнеса, низкий уровень вовлеченности субъектов малого и среднего предпринимательства в туристскую деятельность.

4. Высокий уровень бедности


В Республике Алтай наблюдается высокий уровень бедности населения. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составляет 24 процента общей численности населения Республики Алтай (82-е место в России), превышая среднероссийское значение в 2 раза. В период с 2010 года этот показатель вырос в 1,4 раза.

Высокий уровень бедности также определяется:

высоким уровнем неформальной занятости - 36,9 процента (82-е место по России), что в 1,9 раза выше среднероссийского значения;

сложившейся структурой занятости в формальном секторе, в которой на менее доходные отрасли (образование, здравоохранение, государственное управление и сельское хозяйство) приходится около 50 процентов занятых в экономике региона (в среднем по России - 21 процент);

низким уровнем среднедушевых доходов населения, составившим по итогам 2018 года 19503 рубля (79-е место среди субъектов Российской Федерации), что в 1,7 раза ниже среднероссийского показателя.

5. Низкий уровень качества среды для жизни


В Республике Алтай отмечен низкий уровень качества жизни и городской среды:

низкая обеспеченность жильем населения, которая составляет 21,1 кв. метра на одного жителя (78-е место среди субъектов Российской Федерации);

средний размер ипотечного кредита за указанный период составил 1,6 млн. рублей, что в 1,4 и 1,2 раза меньше среднего значения по России и Южно-Сибирскому макрорегиону соответственно;

среднее число лет на покупку квартиры на первичном рынке жилья при текущем среднем уровне доходов населения составляет 5,6 года (70-е место среди субъектов Российской Федерации, что на 13,4 процента выше среднероссийского значения показателя);

низкий уровень благоустройства жилищного фонда - водопроводом обустроено 45 процентов общей площади жилищного фонда Республики Алтай (84-е место среди субъектов Российской Федерации), водоотведением (канализацией) - 37,4 процента (84-е место по России);

высокий удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда, составляющий 4,3 процента и 0,8 процента (70-е и 27-е места по России соответственно, что в 2,2 раза и на 14 процентов выше средних значений по России соответственно);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»