ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ СОВЕТ

РЕШЕНИЕ

от 17 июля 2020 года N 4

О межгосударственной программе "Интегрированная система государств - членов Евразийского экономического союза по производству и предоставлению космических и геоинформационных продуктов и услуг на основе национальных источников данных дистанционного зондирования Земли"



Во исполнение распоряжения Высшего Евразийского экономического совета от 6 декабря 2018 г. N 6 "О развитии сотрудничества государств - членов Евразийского экономического союза в сфере предоставления космических и геоинформационных услуг на основе национальных источников данных дистанционного зондирования Земли" Евразийский межправительственный совет

решил:

1. Одобрить прилагаемую межгосударственную программу "Интегрированная система государств - членов Евразийского экономического союза по производству и предоставлению космических и геоинформационных продуктов и услуг на основе национальных источников данных дистанционного зондирования Земли".

2. Настоящее Решение вступает в силу с даты его официального опубликования.

Члены Евразийского
межправительственного совета:

От Республики Армения

От Республики Беларусь

От Республики Казахстан

От Кыргызской Республики

От Российской Федерации


ОДОБРЕНА  
Решением Евразийского
межправительственного совета
от 17 июля 2020 года N 4



Межгосударственная программа "Интегрированная система государств - членов Евразийского экономического союза по производству и предоставлению космических и геоинформационных продуктов и услуг на основе национальных источников данных дистанционного зондирования Земли"

     

I. Паспорт Программы

Наименование

-

межгосударственная программа "Интегрированная система государств - членов Евразийского экономического союза по производству и предоставлению космических и геоинформационных продуктов и услуг на основе национальных источников данных дистанционного зондирования Земли"

Основание для разработки

-

распоряжение Высшего Евразийского экономического совета от 6 декабря 2018 г. N 6

Инициатор разработки

-

организация - участник евразийской технологической платформы "Космические и геоинформационные технологии - продукты глобальной конкурентоспособности" Научно-исследовательский институт космических систем имени А.А.Максимова - филиал акционерного общества "Государственный космический научно-производственный центр имени М.В.Хруничева" (организация Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос")

Ответственный по Программе

-

Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", Российская Федерация (далее - Госкорпорация "Роскосмос")

Национальные заказчики-координаторы

-

Национальная академия наук Беларуси, Республика Беларусь

Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан, Республика Казахстан

Госкорпорация "Роскосмос", Российская Федерация

Участники

-

национальные заказчики - координаторы Программы (далее - национальные заказчики-координаторы), а также предприятия и организации - участники евразийской технологической платформы "Космические и геоинформационные технологии - продукты глобальной конкурентоспособности"

Цель Программы

-

создание организационных, научно-технических и ресурсных условий для осуществления в государствах - членах Евразийского экономического союза участников настоящей Программы (далее соответственно - государства-члены, Союз) интеграционных процессов в области разработки и применения космических систем дистанционного зондирования Земли (далее соответственно - КС ДЗЗ, ДЗЗ), а также для повышения уровня конкурентоспособности на мировом рынке данных, продуктов и услуг ДЗЗ, поставляемых производителями государств-членов

Задачи Программы

-

разработка и согласование организационно-распорядительных, нормативно-технических и методических документов, определяющих правила взаимодействия и координации деятельности государств-членов и национальных операторов КС ДЗЗ при создании и эксплуатации КС ДЗЗ, получении и распространении продуктов и услуг ДЗЗ, формирование интегрированной космической системы (далее - ИКС) ДЗЗ государств-членов на базе национальных орбитальных группировок космических аппаратов (далее - КА) ДЗЗ и наземных комплексов, а также расширение функциональных возможностей ИКС ДЗЗ государств-членов путем создания и включения в ее состав перспективных КС ДЗЗ на базе КА ДЗЗ среднего и сверхвысокого пространственного разрешения, создаваемых в рамках кооперации предприятий промышленности государств-членов

Целевые индикаторы (показатели) оценки достижения целей и решения задач Программы

-

количество КА, используемых в составе ИКС ДЗЗ государств-членов, - 13 штук

объем данных ДЗЗ среднего, высокого и сверхвысокого пространственного разрешения, получаемых с использованием ИКС ДЗЗ государств-членов, - 4,43 млн кв.км/сут.

количество организационно-распорядительных, нормативно-технических и методических документов, обеспечивающих гармонизацию законодательства государств-членов в сфере ДЗЗ, - 10 штук

Срок реализации

-

2021-2025 годы

Мероприятия Программы

-

Программа предусматривает реализацию следующих мероприятий:

организационное, нормативно-техническое и методическое обеспечение создания и развития ИКС ДЗЗ государств-членов (2021-2025 годы); создание аппаратно-программных комплексов для обеспечения формирования и функционирования ИКС ДЗЗ государств-членов (2021-2024 годы);

создание перспективных КС ДЗЗ на базе КА ДЗЗ среднего и сверхвысокого пространственного разрешения в составе ИКС ДЗЗ государств-членов (2021-2025 годы)

Объемы и источники финансирования

-

объем финансирования Программы составляет 28985,10 млн российских рублей.

Финансовое обеспечение реализации Программы в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации осуществляется в составе национальных космических программ за счет средств бюджетов этих государств в порядке, установленном их законодательством

Ожидаемые результаты реализации Программы

-

укрепление межгосударственных и межотраслевых связей в государственных и производственных структурах ракетно-космической промышленности государств-членов;

разработка межгосударственных (межведомственных) организационно-распорядительных, нормативно-технических и методических документов государств-членов в сфере создания и использования КС ДЗЗ; развитие промышленной кооперации предприятий космических отраслей государств-членов, направленной на совместное создание и применение КС ДЗЗ;

создание КА ДЗЗ среднего и сверхвысокого пространственного

разрешения с конкурентоспособными техническими характеристиками мирового уровня;

формирование ИКС ДЗЗ государств-членов на базе действующих национальных КА и перспективных КА ДЗЗ, созданных в рамках настоящей Программы;

повышение уровня обеспеченности органов государственной власти и широкого круга потребителей государств-членов необходимой информацией за счет увеличения объема и качества данных ДЗЗ, получаемых с использованием ИКС ДЗЗ государств-членов, созданной в рамках Программы;

модернизированная сеть аппаратно-программных комплексов приема данных ДЗЗ национальных операторов государств-членов;

создание интегрированной информационно-поисковой системы государств-членов, содержащей данные об архивных материалах и стандартных продуктах ДЗЗ на базе информационно-поисковых систем национальных операторов КС ДЗЗ;

создание аппаратно-программного комплекса обеспечения взаимодействия и скоординированного использования (планирования применения) наземных комплексов управления КА ДЗЗ и комплексов приема данных ДЗЗ государств-членов

Контроль за реализацией Программы

-

контроль за реализацией настоящей Программы осуществляется в порядке, установленном в разделе VII Программы

     

II. Актуальность и целесообразность разработки и реализации Программы


Сегодня в мире наблюдаются интенсивный рост и расширение сферы применения КС ДЗЗ, обеспечивающих решение обширного круга социально-экономических задач в таких областях, как гидрометеорология, океанология, природопользование, мониторинг чрезвычайных ситуаций, экология, контроль околоземного пространства, развитие промышленной и городской инфраструктуры и др.

В современных геополитических и экономических условиях сфера создания и использования цифровой информации ДЗЗ превратилась в важнейший стратегический ресурс государственного управления и стала существенной составляющей глобальной конкурентоспособности страны на мировом рынке.

Можно выделить ряд основных мировых тенденций в развитии сферы ДЗЗ:

развитие национальных программ ДЗЗ и активизация процессов создания международных КС ДЗЗ;

увеличение количества стран, обладающих КА ДЗЗ или активно использующих данные ДЗЗ в своей экономической деятельности;

увеличение видов целевой аппаратуры КА ДЗЗ и технологий получения данных ДЗЗ;

улучшение основных характеристик целевой аппаратуры КА ДЗЗ (увеличение количества диапазонов исследования (каналов), расширение мультиспектральных возможностей и полосы съемки, повышение разрешающей способности с одновременной минимизацией массогабаритных характеристик КА);

развитие систем получения, обработки и предоставления данных потребителям с наращиванием их производительности;

увеличение количества и качества тематических продуктов и геоинформационных услуг.

Данные ДЗЗ способствуют цифровой трансформации отраслей экономики государств-членов, развитию высокотехнологичного бизнеса, внедрению современных геоинформационных технологий в инструменты управления интеграционными процессами и развитием территорий государств-членов. Результаты космической деятельности активно используются как инструменты реализации государственной политики в государствах-членах, способствующие ускоренному социально-экономическому и инновационному развитию, переходу к экономике, основанной на современных научных знаниях и передовых цифровых технологиях.

До настоящего времени уровень сотрудничества государств-членов в сфере производства и эксплуатации КС ДЗЗ, создания и использования геоинформационных продуктов на основе данных, получаемых с национальных орбитальных группировок спутников, остается довольно низким.

В условиях ускорения процессов технологического развития, появления новых центров мирового экономического и политического влияния стратегические планы развития и межгосударственные целевые программы являются важнейшим фактором эффективной реализации государственных и частных интересов и инициатив. В обстановке роста межстрановой конкуренции заметные преимущества получают страны, которым удается объединить свои усилия и обеспечить реализацию совместных инициатив в рамках межгосударственного сотрудничества для достижения общих стратегических целей.

Ключевыми проблемами, которые характерны для всех государств-членов и на преодоление которых путем использования преимуществ единого экономического пространства Союза направлена настоящая Программа, являются:

малое количество спутников ДЗЗ в национальных орбитальных группировках и, как следствие, недостаточная периодичность мониторинговой съемки, производительность и оперативность предоставления данных ДЗЗ потребителям;

сложность в изготовлении тематической продукции с конкурентными потребительскими свойствами на мировом рынке из-за недостаточности первичных данных ДЗЗ;

недостаточный уровень организации сбора, систематизации и анализа информации о спросе потребителей на космические продукты и услуги в государствах-членах, не позволяющий оценить их потребности и учесть полученную информацию при создании перспективных КС ДЗЗ;

низкий уровень конкурентоспособности каждого из государств-членов на мировом рынке ДЗЗ.

На глубину и значимость проблемы глобальной конкурентоспособности государств-членов указывает чрезвычайно низкая совокупная доля на мировом рынке ДЗЗ государств-членов, которая не превышает 0,2-0,3 процента против 67 процентов рыночной доли двух мировых лидеров "Maxar Technologies" (США) и "Airbus Defense and Space" (Франция) (по данным Euroconsult "Satellite-Based Earth Observation: Market Prospects to 2028 (2019 Edition)").

К указанной проблеме добавляется проблема низкого уровня внедрения космических и геоинформационных технологий в экономику государств-членов. Решение этих проблем возможно в результате целенаправленных программных действий со стороны органов государственной власти государств-членов и привлечения высокотехнологичного бизнеса в сферу удовлетворения потребностей как государственного сегмента, так и массового пользователя в результатах космической деятельности.

Целесообразность решения указанных проблем программно-целевым методом на государственном уровне обусловлена прежде всего сложностью организационных задач и ресурсоемкостью производственных и научно-технических задач, которые затрагивают научно-исследовательское направление, сферу нормативно-технического регулирования, проблемы совместной разработки и производства в рамках кооперации государств-членов инновационных космических средств и геоинформационных продуктов.

Стратегический характер космических и геоинформационных технологий и межгосударственный инфраструктурный характер указанных проблем, а также высокий барьер для входа на мировой высокотехнологичный рынок в условиях ресурсных ограничений для каждого из государств-членов в отдельности обусловливают необходимость применения комплексного подхода на межгосударственном уровне - программно-целевого метода решения данных проблем.

Программно-целевой метод как инструмент межгосударственного сотрудничества все более широко используется в развитых и развивающихся странах, прежде всего в рамках интеграционных объединений (Союзного государства, СНГ, Европейского союза, Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, Африканского союза и др.).

С учетом изложенного для достижения общих целей промышленного и инновационного развития в сфере космических и геоинформационных технологий, а также глобальной конкурентоспособности государств-членов на рынках третьих стран представляется целесообразной реализация настоящей Программы.

Настоящая Программа позволит использовать преимущества единого экономического пространства Союза, объединить промышленные, научно-технические и маркетинговые возможности государств-членов и получить ощутимый результат, доступный для всех участников настоящей Программы. Реализация настоящей Программы позволит сосредоточить финансовые средства участников на осуществлении взаимовыгодных интеграционных процессов, обеспечит скоординированное функционирование и развитие национальных КС ДЗЗ, а также разработку и создание средств ДЗЗ с использованием электронно-компонентной базы, преимущественно разрабатываемой предприятиями государств-членов.

Нормативно-правовой основой для разработки настоящей Программы являются Положение о разработке, финансировании и реализации межгосударственных программ и проектов в промышленной сфере, утвержденное Решением Евразийского межправительственного совета от 2 февраля 2018 г. N 1, Решение Высшего Евразийского экономического совета от 31 мая 2013 г. N 40, а также распоряжение Высшего Евразийского экономического совета от 6 декабря 2018 г. N 6 "О развитии сотрудничества государств - членов Евразийского экономического союза в сфере предоставления космических и геоинформационных услуг на основе национальных источников данных дистанционного зондирования Земли".

III. Цель, задачи, срок и этапы реализации Программы


Цель настоящей Программы - создание организационных, научно-технических и ресурсных условий для осуществления в государствах-членах интеграционных процессов в области разработки и применения КС ДЗЗ, а также для повышения уровня конкурентоспособности на мировом рынке данных, продуктов и услуг ДЗЗ, поставляемых производителями государств-членов.

Достижение указанной цели возможно при решении следующих задач:

разработка и согласование организационно-распорядительных, нормативно-технических и методических документов, определяющих правила взаимодействия и координации деятельности государств-членов и национальных операторов КС ДЗЗ при создании и эксплуатации КС ДЗЗ, получении и распространении продуктов и услуг ДЗЗ;

формирование ИКС ДЗЗ государств-членов на базе национальных орбитальных группировок КА ДЗЗ и наземных комплексов;

расширение функциональных возможностей ИКС ДЗЗ государств-членов путем создания и включения в ее состав перспективных КС ДЗЗ на базе КА ДЗЗ среднего и сверхвысокого пространственного разрешения, создаваемых в рамках кооперации предприятий промышленности государств-членов.

Настоящую Программу планируется реализовать в 5-летний период с 2021 по 2025 годы.

IV. Мероприятия Программы

     

1. Организационное, нормативно-техническое и методическое обеспечение создания и развития ИКС ДЗЗ государств-членов


В рамках данного мероприятия должны быть выполнены следующие работы.

Разработка организационно-распорядительных документов по формированию и развитию ИКС ДЗЗ государств-членов на базе действующих и перспективных КА, созданных и создаваемых в рамках национальных космических программ.

Начало работ - январь 2021 г.

Окончание работ - ноябрь 2022 г.

В ходе данной работы планируется проведение организационных мероприятий под руководством национальных заказчиков-координаторов по формированию ИКС ДЗЗ государств-членов, разработка организационно-распорядительных документов, обеспечивающих правовое закрепление условий интеграции действующих и перспективных КС ДЗЗ, созданных и создаваемых в рамках национальных космических программ и настоящей Программы.

Разработка нормативно-технических документов по обеспечению совместного использования информационных ресурсов национальных орбитальных группировок КА ДЗЗ.

Начало работ - январь 2022 г.

Окончание работ - ноябрь 2023 г.

В рамках данной работы планируется разработка нормативно-технических документов, обеспечивающих технологические интеграционные процессы, направленные на ресурсное объединение орбитальных группировок КА ДЗЗ и наземной инфраструктуры управления КА ДЗЗ государств-членов.

Результатом данной работы будет комплект следующих документов:

согласованный комплект межгосударственных нормативно-технических документов (стандартов, регламентов и др.), предусматривающих совместное использование информационных ресурсов действующих национальных орбитальных группировок КА ДЗЗ и перспективной совместной орбитальной группировки КА ДЗЗ государств-членов;

документы, касающиеся скоординированного планирования использования национальных орбитальных группировок КА ДЗЗ;

документы, предусматривающие организацию взаимодействия национальных операторов КС ДЗЗ;

протоколы информационно-технического взаимодействия национальных операторов КС ДЗЗ и др.

Разработка организационно-методических документов, предусматривающих взаимодействие национальных операторов КС ДЗЗ при распространении данных ДЗЗ на внутреннем рынке Союза и на мировом рынке.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»