Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 31 июля 2020 года N КВ-4-14/12315@

[О направлении "Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 2 (2020)"]



Федеральная налоговая служба в целях формирования положительной судебной практики направляет "Обзор судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 2 (2020)" (далее - Обзор).

Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации довести данное письмо и прилагаемый к нему Обзор до нижестоящих территориальных органов ФНС России для руководства и применения в работе.

В.Г.Колесников

     

     Приложение

     

Обзор судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 2 (2020)



1. Споры о признании недействительными решений об отказе в государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя.

1.1. Действующее законодательство не предусматривает внесение в ЕГРЮЛ сведений о членах крестьянского (фермерского) хозяйства.

По делу N А53-27152/2019 Хозяйство обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения инспекции от 08.02.2019 N 261А об отказе в государственной регистрации изменения сведений о хозяйстве, обязании осуществить государственную регистрацию изменений, содержащихся в ЕГРЮЛ, поданных по форме N Р14001, путем включения в ЕГРЮЛ сведений о новых членах хозяйства - С.Д.А., С.Р.А.

Решением от 20.09.2019, оставленным без изменения постановлением от 17.12.2019, отказано в удовлетворении заявленных требований.

В кассационной жалобе хозяйство просило судебные акты отменить и удовлетворить заявленные требования.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа посчитал, что жалоба не подлежит удовлетворению.

1 февраля 2019 года в электронном виде в инспекцию направлены заявление от С.Д.А. и Сухарева Р.А. от 24.01.019 о приеме их в члены хозяйства, соглашение от 25.01.2019 N 1, решение главы хозяйства от 25.01.2019; заявление по форме N Р14001 о внесении изменений в сведения о хозяйстве в ЕГРЮЛ.

8 февраля 2019 года инспекция приняла решение от 08.02.2019 N 2761А об отказе в государственной регистрации вышеуказанных изменений со ссылкой на то, что действующим законодательством не предусмотрена возможность внесения (изменения) сведений об участниках юридических лиц, отличных от перечисленных в пункте 7.12 Требований к оформлению документов, представленных в регистрирующий орган, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях осуществляется в соответствии с указанным законом.

Пунктом 1 статьи 86.1 Гражданского кодекса Российской Федерации крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в соответствии с данной статьей в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов.

Действующее законодательство не предусматривает внесение в ЕГРЮЛ сведений о членах крестьянского (фермерского) хозяйства.

Податель жалобы не привел правовые нормы, которые обязывают инспекцию по внесению сведений в ЕГРЮЛ о членах хозяйства.

Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.

1.2. Несоблюдение заявителем установленных законодательством Российской Федерации требований к минимальному количеству членов сельскохозяйственного производственного кооператива позволило судам сделать вывод о правомерности оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации юридического лица.

По делу N А12-42753/2019 сельскохозяйственный производственный кооператив обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным решения инспекции от 30.07.2019 об отказе в государственной регистрации.

Решением суда первой инстанции от 17 января 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Ф.К.В. не согласился с принятым судебным актом и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, сельскохозяйственный производственный кооператив зарегистрирован в качестве юридического лица 12.08.1999, членами кооператива являются Ф.В.А., С.Я.В., К.Т.А., Ф.К.В., Б.А.С.

18.07.2019 членами кооператива принято решение, оформленное протоколом, о передаче Ф.К.В. пая Ф.В.А. на основании договора дарения пая от 18.07.2019, прекращении членства Ф.К.В. в кооперативе.

23.07.2019 сельскохозяйственный производственный кооператив обратился в ИФНС России по Дзержинскому району г.Волгограда с заявлением (форма N Р14001) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственной реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), с приложением протокола заседания членов кооператива от 18.07.2019, договора дарения пая от 18.07.2019.

23.07.2019 инспекцией принято решение об отказе в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, ввиду наличия в представленном заявлении недостоверных сведений о соблюдении установленных законодательством Российской Федерации требований.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Федеральный закон от 08.12.1995 N 193-ФЗ) сельскохозяйственный кооператив - это организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личные подсобные хозяйства гражданами на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива. Сельскохозяйственный кооператив (далее также - кооператив) может быть создан в форме сельскохозяйственного производственного кооператива (далее также - производственный кооператив) или сельскохозяйственного потребительского кооператива (далее также - потребительский кооператив).

Пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ число членов производственного кооператива должно быть не менее пяти.

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, членами сельскохозяйственного производственного кооператива являются Ф.В.А., С.Я.В., К.Т.А., Ф.К.В., Б.А.С.

Поданное кооперативом в регистрирующий орган заявление (форма N Р14001) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, содержало сведения о прекращении участия Ф.К.В. в сельскохозяйственном производственном кооперативе.

После внесения соответствующих изменений в сведения о юридическом лица число членов сельскохозяйственного производственного кооператива не будут соответствовать требованиям пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что заявителем не соблюдены установленные законодательством Российской Федерации требования к минимальному количеству участников юридического лица указанной организационно-правовой формы, представленное заявления (форма N Р14001) содержало недостоверные сведения о соблюдении установленных законодательством Российской Федерации требований, в связи с чем инспекция правомерно отказала кооперативу в государственной регистрации соответствующих изменений.

С учетом изложенного, суд первой 1.3. Поскольку продажа доли или части доли в уставном капитале общества с публичных торгов не отнесена статьей 21 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" к случаям, когда нотариальное удостоверение сделки не требуется, суд признал законным решение об отказе в государственной регистрации, обусловленное отсутствием нотариального удостоверения соответствующего договора.

1.3. Создаваемое путем реорганизации общество с ограниченной ответственностью должно отвечать всем требованиям, предъявляемым к обществам с ограниченной ответственностью. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" не содержит исключений в части размера уставного капитала обществ с ограниченной ответственностью, создаваемых путем реорганизации.

По делу N А32-7808/2020 ОАО "Щ." обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 24.12.2019 N 6300745А об отказе в государственной регистрации создания юридического лица путем реорганизации в обязании провести государственную регистрацию.

Арбитражный суд Краснодарского края посчитал, что требования являются необоснованными.

Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество "Щ." было создано по решению Администрации Щербиновского района Краснодарского края N 300 от 31.07.1997, 25.10.2002 обществу присвоен ОГРН 1022305030516. Уставный капитал ОАО "Щ." составляет 5546 рублей.

5 июня 2019 года состоялось годовое общее собрание акционеров Открытого акционерного общества "Щ.", на котором, помимо прочих, приняты решения:

- реорганизовать открытое акционерное общество "Щ." в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью "Щ.";

- считать ООО "Щ." полным правопреемником имущественных и неимущественных прав, обязанностей и обязательств реорганизуемого ОАО "Щ.", при этом права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

Решения, принятые годовым общим собранием акционеров, оформлены протоколом от 10.06.2019 N 1.

Ш.А.С. 17.12.2019 в адрес Инспекции представлены документы для государственной регистрации юридического лица при создании путем реорганизации.

24 декабря 2019 года Инспекцией принято решение об отказе в государственной регистрации N 6300745А. Отказ в государственной регистрации мотивирован тем, что размер уставного капитала ООО "Щ." составляет менее 10 000 рублей.

Перечень документов, представляемых при государственной регистрации создаваемого путем реорганизации юридического лица, установлен главой V Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

В силу пункта 2 статьи 104 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" акционерное общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью, хозяйственное товарищество или производственный кооператив с соблюдением требований, установленных федеральными законами.

Таким образом, создаваемое путем реорганизации общество с ограниченной ответственностью должно отвечать всем требованиям, предъявляемым к обществам с ограниченной ответственностью.

В силу п.1 ст.14 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Федеральный закон N 14-ФЗ) размер уставного капитала общества должен быть не менее чем десять тысяч рублей.

Федеральный закон N 14-ФЗ не содержит исключений в части размера уставного капитала обществ с ограниченной ответственностью, создаваемых путем реорганизации.

Поскольку размер уставного капитала вновь создаваемого юридического лица на дату представления документов для государственной регистрации общества составлял 5546 рублей, то есть менее предусмотренного статьей 14 Федерального закона N 14-ФЗ, регистрирующий орган правомерно принял решение об отказе в государственной регистрации N 6300745А.

1.4. Приведенный регистрирующим органом довод о том, что иные юридические лица, руководимые заявителем, осуществляли деятельность с нарушениями норм налогового законодательства, был признан судом апелляционной инстанции несостоятельным, поскольку нарушения налогового законодательства директором и участником общества не являются основаниями для отказа в государственной регистрации изменений адреса юридического лица. Ответственность за нарушения налогового законодательства предусмотрена специальными нормами Налогового кодекса Российской Федерации.

По делу N А74-12137/2019 учредитель и директор общества В.А.Ф. обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к инспекции с требованиями: признать незаконным решение инспекции N 2010А от 31.07.2019 об отказе в государственной регистрации в отношении общества; обязать инспекцию зарегистрировать изменение адреса общества.

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 17 декабря 2019 года требования удовлетворены.

Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения жалобы.

20.06.2019 единственный учредитель общества В.А.Ф. принял решение: изменить местонахождение общества (Республика Тыва, город Кызыл, улица Ангарский бульвар, дом 29/1, квартира 25) на адрес: Республика Хакасия, город Абакан, улица Чертыгашева, дом 236. В связи с изменением местонахождения общества утвердить устав общества в новой редакции.

31.07.2019 инспекцией принято решение N 2010А об отказе в государственной регистрации в связи с недостоверностью сведений об адресе юридического лица, представленных заявителем в заявлении о государственной регистрации. В заявлении по форме N Р13001 указаны неполные сведения об адресе юридического лица (без указания конкретных строения, корпуса, помещения, офиса, квартиры). Установление недостоверности сведений, подлежащих обязательному отражению в заявлении о государственной регистрации, в отношении которых заявитель дал в установленном порядке гарантии достоверности, рассматривается как непредставление в регистрирующий орган документов, содержащих необходимые сведения.

Решение N 2010А принято на основании 23* Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ): подпункта "а" (непредставление заявителем определенных в законе необходимых для государственной регистрации документов) и подпункта "ц" (представление документов, оформленных с нарушением требований, установленных в соответствии с пунктом 1.1 и абзацем первым пункта 1.2 статьи 9 статьи Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "статьи 23 части 1". - Примечание изготовителя базы данных.


Судом первой инстанции установлено, что к заявлению по форме N Р13001 были приложены все документы, предусмотренные статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ для регистрации изменения адреса (местонахождения) общества и внесения изменений в устав общества. Заявление и документы переданы в регистрирующий орган 25.06.2019 лично В.А.Ф. по расписке в получении документов, представленной в дело. Данные выводы регистрирующим органом не оспариваются.

Решение об отказе в государственной регистрации от 31.07.2019 не содержит указания на то, какие именно документы, предусмотренные статьей 17 названного закона, не представлены заявителем.

Возражая против удовлетворения требований заявителя, регистрирующий орган в апелляционной жалобе указывает на то, что заявителем отражены неполные сведения об адресе постоянно действующего исполнительного органа общества (без надлежащего указания офиса, кабинета и т.п.). Также, указывает на то, что указанный адрес в заявлении является адресом регистрации других юридических лиц (связь с ними по данному адресу невозможна).

Судом первой инстанции установлено, что заявитель В.А.Ф. зарегистрирован в Российской Федерации по адресу, указанному в заявлении от 25.06.2019, в жилом доме, принадлежащем на праве собственности его супруге, что подтверждается копиями свидетельства о регистрации права собственности, регистрации брака, а также наличие произведенной Отделом УФМС по Республике Хакасия в городе Абакане отметки о регистрации 08.02.2019.

Поскольку адресом регистрации постоянно действующего исполнительного органа общества директора В.А.Ф., указанным в заявлении от 25.06.2019, является жилой дом, в котором он зарегистрирован, регистрация принадлежащей ему организации по такому адресу является объективно необходимой для осуществления им предпринимательской деятельности и не противоречит требованиям действующего законодательства.

В апелляционной жалобе регистрирующий орган указывает на то, что В.А.Ф. является руководителем нескольких организаций, относящихся к категории "проблемных и недобросовестных налогоплательщиков".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»