ГУБЕРНАТОР КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 января 2021 года N 6-пг


О внесении изменений в постановление Губернатора Курской области от 02.12.2014 N 527-пг "Об утверждении Инвестиционной Стратегии Курской области до 2025 года"

(с изменениями на 13 января 2020 года)



Во изменение постановления Губернатора Курской области от 02.12.2014 N 527-пг "Об утверждении Инвестиционной Стратегии Курской области до 2025 года" постановляю:


Внести изменения в Инвестиционную Стратегию Курской области до 2025 года, утвержденную постановлением Губернатора Курской области от 02.12.2014 N 527-пг "Об утверждении Инвестиционной Стратегии Курской области до 2025 года" (в редакции постановлений Губернатора Курской области от 31.12.2015 N 625-пг, от 02.12.2016 N 342-пг, от 04.12.2017 N 355-пг, от 30.11.2018 N 488-пг, от 12.12.2019 N 503-пг), изложив ее в новой редакции (прилагается).



Губернатор
Курской области
Р.СТАРОВОЙТ



Утверждена
постановлением
Губернатора Курской области
от 2 декабря 2014 г. N 527-пг
     (в редакции постановления
Губернатора Курской области
от 13 января 2021 г. N 6-пг)



ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА


1. Принципы разработки Инвестиционной Стратегии Курской области до 2025 года


Инвестиционная Стратегия Курской области до 2025 года (далее - Стратегия) была разработана в 2014 году в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Стратегией социально-экономического развития Курской области до 2020 года и учитывала требования Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, утвержденного решением наблюдательного совета автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" от 3 мая 2012 года.


Стратегия была утверждена 2 декабря 2014 года. Ежегодно осуществляется ее актуализация, формируется план мероприятий по реализации положений Стратегии, который утверждается постановлением Администрации Курской области, обновляется перечень инвестиционных проектов.


В соответствии с положениями, заложенными в Стратегии, она подлежит обязательному пересмотру в 2020 году. Основанием для пересмотра Стратегии также является разработка стратегического документа, имеющего приоритетное значение перед Стратегией, или резкое изменение макроэкономических внешних и внутренних факторов.


В 2020 году в Курской области были завершены разработка и согласование с федеральными министерствами проекта Стратегии социально-экономического развития Курской области до 2030 года, положения которой учитывались при разработке Стратегии.


Пересмотру Стратегии предшествовали работы по исследованию и оценке текущих стратегически значимых количественных и качественных характеристик экономики Курской области, их динамики и определению базовых тенденций развития. В том числе были проведены: анализ базовых макроэкономических тенденций, анализ социально-экономического положения, факторный анализ инвестиционного климата, анализ действующего законодательства, SWOT-анализ. На основе выполненных работ была разработана система целей и задач настоящей Стратегии, определены инвестиционные приоритеты, разработан перечень необходимых к реализации мероприятий. При выполнении данных работ применялась методология в соответствии с приложением N 1.


В качестве показателей эффективности реализации Стратегии и степени достижения главной стратегической цели в рамках настоящей Стратегии приводится видение будущих результатов ее реализации в структуре качественных и количественных показателей развития инвестиционной деятельности и экономики области в целом.


Материалы, обосновывающие основные положения настоящей Стратегии, содержатся в приложениях к Стратегии.



2. Текущее состояние экономики области и условия для осуществления инвестиционной деятельности


2.1. Краткая характеристика экономики Курской области


2.1.1. Экономико-географическое положение


Курская область расположена в центре Европейской части России, на юго-западных склонах Среднерусской возвышенности, входит в состав Центрального федерального округа. Площадь территории - 30,0 тыс. км2.


На севере регион граничит с Орловской областью, на северо-западе - с Брянской областью, на северо-востоке - с Липецкой областью, на востоке - с Воронежской областью, на юге - с Белгородской областью, на юго-западе и западе - с Сумской областью Украины.


Численность постоянного населения региона на 1 января 2020 года составляла 1104,008 тыс. человек, средний возраст которого - 42,1 года - соответствует характеристикам наиболее трудоспособного состояния. Плотность населения - 36,9 человека на км2.


Административно-территориальная структура области включает 28 муниципальных районов, 288 сельских поселений, 5 городских округов, 27 городских поселений. Доля городского населения составляет 68,2%, сельского - 31,8%. Административным центром области является город Курск с численностью населения 449,56 тыс. человек. К наиболее крупным городам относятся Железногорск (100,5 тыс. человек), Курчатов (38,2 тыс. человек), Льгов (18,4 тыс. человек), Щигры (15,1 тыс. человек), Рыльск (16,2 тыс. человек).


Валовой региональный продукт на душу населения в 2018 году составил 385,587 тыс. рублей, в 2017 году - 346,34 тыс. рублей, в 2016 году - 323,1 тыс. рублей, в 2015 году - 301,2 тыс. рублей, в 2014 году - 266,8 тыс. рублей.



2.1.2. Минерально-сырьевые ресурсы


Разведанных и учтенных балансом месторождений полезных ископаемых на территории области - 246. Уникальные месторождения железных руд Курской магнитной аномалии (КМА) и рудопроявления благородных, редких и цветных металлов, проявления и месторождения минеральных вод приурочены к докембрийскому кристаллическому фундаменту.


К осадочному чехлу фанерозоя приурочены месторождения и проявления неметаллических полезных ископаемых, фосфоритов, торфа, сапропеля (в том числе лечебных грязей), пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения и разнообразного минерального строительного и агрохимического сырья.



Таблица 1


Полезные ископаемые Курской области и уровень добычи

N

п/п

Полезные ископаемые

Количество месторождений, числящихся на государственном балансе, и их запасы

Количество месторождений, числящихся на государственном балансе, и их запасы

всего

в том числе распределенный фонд

остаток балансовых запасов на 01.01.2014

всего

в том числе распределенный фонд

остаток балансовых запасов на 01.01.2020

Минеральное сырье федерального значения

1.

Железные руды, млн. т

3

1

8114,2

3

1

7697,711

2.

Фосфориты, млн. т

11

1

129,9

11

0

99,196

3.

Цементное сырье, млн. т

4

0

171,99

4

0

148,12

4.

Тугоплавкие глины, млн. т

1

1

36,4

1

1

18,09

5.

Пески стекольные, млн. т

1

1

11,46

1

1

11,155

6.

Камни строительные (окисленные и малорудные железистые кварциты, конгломераты, кварцевые порфиры, метапесчаники), млн. м3

1

1

155,0

1

1

102,63

7.

Лечебные грязи, тыс. м3

1

0

873

Общераспространенные полезные ископаемые

8.

Суглинки и глины легкоплавкие, мергель, трепел для производства кирпича, млн. м3

63

19

69,3

     65

     19

62,233

9.

Суглинки и глины легкоплавкие для керамзита, млн. м3

1

1

0,4

1

1

1,494

10.

Мел для строительной извести, млн. т

10

3

60,3

12

5

83,736

11.

Мел для известкования (химической мелиорации) почв, млн. м3

3

0

4,5

3

0

4,49

12.

Пески строительные и силикатные, млн. м3

41

32

132,9

     79

     63

158,283

13.

Камни строительные, млн. м3

2

2

0,0182

3

3

29,424

14.

Торф, млн. т

62

0

29,6

62

0

23,4

15.

Сапропель, млн. т

1

0

0,0195

1

0

0,0195

Подземные воды

16.

Пресные, тыс. м3/сут

121

63

1221,31

175

130

961,191

17.

Минеральные, м3/сут

1

1

48

1

0

48


На сегодняшний день в области разведано и стоит на учете 11 месторождений фосфоритов с суммарным государственным балансом по категории порядка 130 млн. тонн. Забалансовые запасы по этим месторождениям и еще по двум десяткам выявленных проявлений фосфоритовых руд оценены в 156,2 млн. т. На сегодняшний день разведанные месторождения в полной мере могут обеспечить сырьем долгосрочную работу производственных мощностей нескольких средних по производительности обогатительных фабрик, однако добыча фосфоритовых руд и последующее обогащение не производятся.


В процессе оценочных работ на восточной площади распространения сантонских пород верхнего мела (Курский, Золотухинский, Щигровский районы) получены положительные данные по перспективным участкам цеолитов. Запасы и прогнозные ресурсы цеолитсодержащего сырья на 6 поисковых участках и во вскрышных породах Уколовского месторождения фосфоритов оцениваются в объемах порядка 407 млн. тонн.


Цеолитсодержащие мергели удовлетворяют требованиям использования их в качестве кормодобавок в животноводстве и птицеводстве, мелиорантов и пролонгаторов органических удобрений в сельском хозяйстве, а также в некоторых направлениях стройиндустрии (приготовление цемента, керамики). Трепеловидные глины могут применяться в качестве крупнопористого порошкового адсорбционного сырья для водоочистки, в экологии и некоторых направлениях стройиндустрии (керамика).


На 01.01.2020 на государственном балансе числятся 4 месторождения цементного сырья с общими запасами 148,12 млн. т. Месторождения расположены в Суджанском и Солнцевском районах с благоприятными горнотехническими и гидрогеологическими условиями. В настоящее время не используются и имеют перспективы для организации добычи и производства.


Перспективой освоения обладают месторождения мела для строительной извести и известкования земель (химической мелиорации кислых и засоленных почв). В настоящее время добыча мела для целей химической мелиорации кислых почв осуществляется на одном месторождении мела из пяти месторождений распределенного фонда недр.


Разведанные месторождения кирпичного сырья имеются во всех районах области, ведется его добыча и последующее производство строительных материалов.


В Курской области состоит на балансе и разрабатывается месторождение тугоплавких глин Большая Карповка. Объем добычи сырья за 2019 г. составил 187,7 тыс. т, остаток балансовых запасов по состоянию на 01.01.2020 - 18,09 млн. т, в т.ч. в распределенном фонде 8,6 млн. т.


Кварцевые пески в объеме 11,5 млн. т поставлены на государственный баланс как сырье для стекольного производства.


Повсеместно распространены строительные пески, их добыча осуществляется с целью дальнейшего использования в качестве мелкого заполнителя в бетоны. Также широко распространены залежи торфа, однако его добыча в настоящее время не осуществляется.


Имеются запасы сапропеля в Кореневском районе на озере Желтом. Запасы составляют порядка 19,5 тыс. тонн. Добыча в настоящее время не осуществляется.


Переработкой и производством продукции железной руды занимается добывающее предприятие-недропользователь АО "Михайловский ГОК им. А.В. Варичева". Данное предприятие обеспечено всеми запасами богатых железных руд в проектном контуре карьера на 22 года, неокисленных железистых кварцитов в проектном контуре карьера на 49 лет. Горно-обогатительный комбинат обеспечивает в настоящее время железорудным сырьем металлургические предприятия центра России, Урала, Западной Сибири, а также ряда стран ближнего и дальнего зарубежья.


Попутно с разработкой железорудного сырья АО "Михайловский ГОК им. А.В. Варичева" проводит добычу окисленных железистых кварцитов, используемых в качестве строительного камня для производства щебня. Остаток балансовых запасов окисленных железистых кварцитов как строительного сырья для производства щебня по состоянию на 01.01.2020 составил 102,63 млн. т.



2.1.3. Историко-культурные, рекреационные и туристические ресурсы


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»