ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 февраля 2022 года N 64


О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Республики Хакасия от 27.02.2017 N 75 "Об утверждении Долгосрочного бюджетного прогноза Республики Хакасия на период до 2036 года"



В соответствии с пунктами 3 и 5 статьи 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Республики Хакасия от 26.06.2015 N 311 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения бюджетного прогноза Республики Хакасия на долгосрочный период" (с последующими изменениями) Правительство Республики Хакасия постановляет:


Внести в приложение к постановлению Правительства Республики Хакасия от 27.02.2017 N 75 "Об утверждении Долгосрочного бюджетного прогноза Республики Хакасия на период до 2036 года" ("Вестник Хакасии", 2018, N 10; 2019, N 9; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 06.03.2017, N 1900201703060001; 21.02.2020, N 1900202002210001; 18.02.2021, N 1900202102180005) следующие изменения:


1) раздел 2 изложить в следующей редакции:


"2. Основные итоги развития консолидированного, республиканского бюджетов Республики Хакасия (отчетный период) и текущие характеристики


Консолидированный бюджет Республики Хакасия включает в себя республиканский бюджет Республики Хакасия, бюджеты пяти городов, восьми муниципальных районов, 86 поселений, входящих в состав муниципальных районов, и учитывает показатели бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия.


2.1. Характеристики исполнения консолидированного бюджета Республики Хакасия за 2019, 2020 годы с учетом показателей Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия


В 2019 году:


1) исполнение по доходам - 46627,1 млн рублей или 98,5% (714,8 млн рублей) от планируемой суммы доходов.


Неисполнение бюджетных назначений сложилось по следующим налоговым и неналоговым доходам в 2019 году:


налогам на прибыль, доходам на 5,3%;


единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности на 21,3%;


налогу на имущество физических лиц на 26,2%;


налогу на имущество организаций на 4,8%;


земельному налогу на 30,0%;


государственной пошлине на 12,6%;


доходам от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, на 34,7%;


доходам от продажи материальных и нематериальных активов на 31,7%;


штрафам, санкциям, возмещениям ущерба на 10,4%.


Неисполнение бюджетных назначений произошло за счет снижения поступлений налога на прибыль организаций по сравнению с запланированными в результате падения мировых цен на уголь и алюминий, за счет снижения поступлений налога на доходы физических лиц по сравнению с запланированными в результате роста недоимки по налогу и снятия с учета в республике крупных инвесторов, декларировавших поступление своих доходов в прошлом периоде.


Кроме того, на неисполнение бюджетных назначений повлияло снижение налоговой базы (сумм исчисленного вмененного дохода), а также уменьшение количества плательщиков, в том числе в связи с постепенным переходом на другие режимы налогообложения ввиду прекращения действия единого налога на вмененный доход с 01.01.2021 (Федеральный закон от 29.06.2012 N 97-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности") и исключения с 01.01.2019 движимого имущества из объектов налогообложения по налогу на имущество организаций.


Большое влияние оказало уменьшение поступлений по арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, в границах сельских поселений и межселенных территорий муниципальных районов, в результате сформировавшейся задолженности и неисполнения обязанностей по уплате арендной платы, в том числе в связи с судебными разбирательствами по уменьшению кадастровой стоимости земельных участков, а также в связи со снижением востребованности сдаваемых в аренду объектов имущества, находящегося в оперативном управлении органов местного самоуправления городских округов и созданных ими учреждений;


2) исполнение по расходам - 45344,7 млн рублей, 88% (не исполнено 6140,7 млн рублей) от планируемой суммы расходов. Расходная часть консолидированного бюджета Республики Хакасия имеет социальную направленность, которая ежегодно превосходит другие направления бюджетных расходов, удельный вес социальных расходов за 2019 год составил 73%.


В течение 2019 года была продолжена планомерная работа по снижению объема государственного долга Республики Хакасия. По состоянию на 01.01.2020 государственный долг Республики Хакасия составил 20734 млн рублей, что ниже 2018 года на 1113 млн рублей или на 5%.


Расходы на обслуживание государственного долга Республики Хакасия в 2019 году составили 912 млн рублей, что ниже предыдущего аналогичного периода на 13%.


В 2020 году:


1) исполнение по доходам - 53400,2 млн рублей или 100,6% (320,4 млн рублей) от планируемой суммы доходов.


Основными источниками поступлений в консолидированный бюджет Республики Хакасия и бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия являются налоговые и неналоговые доходы, доля которых составила в 2020 году в общей сумме доходов 44,9% (23975,6 млн рублей), в том числе большая доля из них - это налоги на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц 13194 млн рублей (55%).


В 2020 году по сравнению с 2019 годом наблюдается рост доли безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы на 12,4% (с 42,3% в 2019 году до 54,7% в 2020 году).


На снижение налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Хакасия повлияло:


падение практически в два раза мировых цен на уголь. Так, поступления в республиканский бюджет Республики Хакасия по налогу на прибыль организаций от угольных компаний в 2019 году составили 739 млн рублей (в 2018 году - 1853 млн рублей, снижение на 1114 млн рублей), а в 2020 году платежи составили всего 253 млн рублей (снижение на 486 млн рублей по сравнению с 2019 годом);


нестабильная ситуация в алюминиевой отрасли в 2020 году, в связи с чем платежи по налогу на прибыль организаций от алюминиевой отрасли в 2020 году снизились и составили 365 млн рублей (в 2019 году - 2750 млн рублей, снижение на 2385 млн рублей);


действие системных факторов, вызванных распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее - коронавирусная инфекция), оказавшим негативное влияние на производственные процессы во многих отраслях экономики и сферах деятельности. Кроме того, меры по предоставлению отсрочек (рассрочек) налоговых платежей, списанию налоговых платежей за второй квартал 2020 года повлекли дополнительное снижение доходов субъектов Российской Федерации.


В результате исполнение в 2020 году по налоговым и неналоговым доходам в консолидированный бюджет Республики Хакасия составило 23922,9 млн рублей, что на 2649,2 млн рублей меньше, чем в 2019 году (26572,1 млн рублей) и на 6321,8 млн рублей меньше, чем в 2018 году (30244,7 млн рублей).


Государственный долг Республики Хакасия по состоянию на 01.01.2021 составил 26924 млн рублей или 113% к налоговым и неналоговым доходам консолидированного бюджета Республики Хакасия.


Учитывая хроническую проблему несбалансированности бюджета на протяжении ряда последних лет, республика остро нуждается в помощи федерального центра, в связи с чем в 2020 году неоднократно направлялись обращения в адрес Правительства Российской Федерации с просьбой оказать помощь региону.


В 2020 году из федерального бюджета Российской Федерации Республике Хакасия выделена дополнительная финансовая помощь в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов в объеме 3100 млн рублей, в том числе в целях компенсации снижения налоговых и неналоговых доходов - 2300 млн рублей, на частичное погашение задолженности по расходам на оплату труда с начислениями, пособий по социальной помощи населению - 400 млн рублей.


Поступившие средства позволили решить только часть наиболее остро назревших проблем, и ситуация с обеспечением необходимых расходных обязательств остается в республике крайне напряженной;


2) исполнение по расходам - 58538,1 млн рублей, 91,5% (не исполнено 5436 млн рублей) от планируемой суммы расходов.


По сравнению с 2019 годом расходы увеличились на 12357 млн рублей или на 34,3%, в том числе расходы республиканского бюджета Республики Хакасия - на 11953 млн рублей (на 39,6%), расходы муниципальных образований Республики Хакасия - на 404 млн рублей (на 7%).


Консолидированный бюджет Республики Хакасия в 2020 году исполнен с дефицитом в размере 5143 млн рублей, в том числе дефицит республиканского бюджета Республики Хакасия составил 5159 млн рублей. По итогам 2019 года профицит консолидированного бюджета Республики Хакасия составлял 1111 млн рублей.


Расходная часть консолидированного бюджета Республики Хакасия имеет социальную направленность, которая ежегодно превосходит другие направления бюджетных расходов. Так, удельный вес социальных расходов за 2020 год составил 72% в общей сумме расходов консолидированного бюджета Республики Хакасия, а удельный вес расходов на развитие экономики в общей сумме расходов консолидированного бюджета Республики Хакасия составил 12,6%, что на 2,5% выше доли расходов на развитие экономики 2019 года (таблица 1).



Таблица 1

Анализ структуры расходов консолидированного бюджета Республики Хакасия по основным направлениям в общей сумме расходов консолидированного бюджета Республики Хакасия


Наименование раздела бюджетной классификации

Структура расходов, процентов от общей суммы расходов консолидированного бюджета Республики Хакасия

2018 год

2019 год

2020 год

1

2

3

4

Общегосударственные вопросы

6,9

6,9

6,8

Национальная оборона

0,04

0,04

0,04

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1,5

1,5

1,4

Национальная экономика

11,1

11,2

12,6

Жилищно-коммунальное хозяйство

3,5

3,5

4,6

Охрана окружающей среды

0,4

0,4

0,2

Образование

34,2

33,3

30,2

Культура, кинематография

5,2

5,2

4,3

Здравоохранение

9

8,4

11,16

Социальная политика

22,6

23,8

24,1

Физическая культура и спорт

2

2,3

2,1

Средства массовой информации

0,6

0,6

0,5

Обслуживание государственного и муниципального долга

3

2,9

2,0

Всего

100

100

100

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»