ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 сентября 2021 года N 1631

О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса"



Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 314 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 18, ст.2160; 2015, N 1, ст.216; N 15, ст.2280; 2016, N 24, ст.3525; 2017, N 5, ст.819; N 15, ст.2226; 2018, N 3, ст.560; N 15, ст.2146; 2019, N 13, ст.1430; 2020, N 15, ст.2262; 2021, N 15, ст.2563).

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 сентября 2021 года N 1631



Изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса"



Государственную программу Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса" изложить в следующей редакции:

"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 апреля 2014 года N 314
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 27 сентября 2021 года N 1631)



Государственная программа Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса"



Приоритеты и цели государственной политики в сфере государственной программы Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса"

Оценка текущего состояния рыбохозяйственного комплекса


Рыбохозяйственный комплекс последние годы продолжает демонстрировать положительную динамику по многим ключевым экономическим показателям.

Так, объем добычи (вылова) водных биологических ресурсов не опускается ниже 4,9 млн. тонн в год, в целом в 2020 году вылов российскими рыбаками водных биологических ресурсов составил 4974,8 тыс. тонн, что практически соответствует показателю 2019 года (4998,2 тыс. тонн).

За 2020 год объем производства переработанной и консервированной рыбы, ракообразных и моллюсков увеличился в сравнении с 2019 годом на 1,5 процента и составил 4306 тыс. тонн. Около 75 процентов структуру производимой продукции составляет продукция с относительно низкой добавленной стоимостью. Вместе с тем по мере выполнения программы обновления флота и производственных мощностей в рамках инвестиционных квот ожидается качественное изменение ситуации.

Уровень самообеспечения рыбой и рыбопродуктами (в живом весе - весе сырца) в 2020 году составил 150 процентов. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. N 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации" уровень самообеспечения рыбой и рыбопродуктами должен быть не менее 85 процентов.

Потребление рыбы и рыбопродуктов в домашних хозяйствах Российской Федерации в 2020 году, по данным Федеральной службы государственной статистики, в среднем на потребителя в год ожидается на уровне 22,2 килограмма, что на 1,4 процента выше показателя 2019 года.

Важным показателем финансового благополучия отрасли является рост оборота организаций по виду экономической деятельности "рыболовство и рыбоводство". В 2020 году оборот организаций отрасли увеличился на 5 процентов по сравнению с 2019 годом и составил 358,1 млрд. рублей, по виду экономической деятельности "переработка и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков" увеличился на 2,5 процента по сравнению с 2019 годом и составил 251,7 млрд. рублей. Суммарный оборот организаций по 2 видам деятельности в 2020 году составил 609,8 млрд. рублей.

Среднемесячная заработная плата на одного работника организаций по виду экономической деятельности "рыболовство и рыбоводство", по данным Федеральной службы государственной статистики, за 2020 год составила 95 тыс. рублей, что на 7,2 процента выше уровня 2019 года (88,6 тыс. рублей). По виду экономической деятельности "переработка и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков" показатель за 2020 год составил 52,5 тыс. рублей, что на 3,6 процента выше уровня 2019 года (50,7 тыс. рублей).

Инвестиции в основной капитал в Российской Федерации по видам экономической деятельности "рыболовство и рыбоводство" (без субъектов малого предпринимательства) в фактически действовавших ценах за январь - декабрь 2020 г. составили 46,9 млрд. рублей, что на 38,7 процента больше аналогичного периода 2019 года.

Сальдированный финансовый результат за 2020 год организаций рыбной отрасли (без субъектов малого предпринимательства) в действующих ценах составил 112,2 млрд. рублей, что на 15,7 процента ниже уровня 2019 года.

За 2020 год общая сумма налоговых поступлений от организаций отрасли увеличилась по сравнению с 2019 годом на 0,3 процента и составила 37,6 млрд. рублей.

В ходе реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса" (далее - Программа) необходимо решить следующие проблемы в сфере рыбохозяйственного комплекса:

высокий износ основных фондов рыбохозяйственного комплекса, их относительно низкий уровень производственной эффективности;

острый дефицит современных мощностей с необходимым температурным режимом для хранения рыбы, рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов;

научно-исследовательские суда не соответствуют современным требованиям (по шумности силовых установок, оснащению специализированными научными и промысловыми системами, низкая экономичность и отсутствие у большинства научно-исследовательских судов соответствующего ледового класса, что затрудняет проведение исследований в труднодоступных и удаленных районах Мирового океана, в том числе в арктических и антарктических водах).

Эффективной мерой по модернизации и стимулированию строительства рыбопромыслового флота и рыбоперерабатывающих заводов является государственная поддержка привлечения инвестиций в отрасль в виде инвестиционных квот на строительство судов рыбопромыслового флота и рыбоперерабатывающих заводов.

Согласно предъявляемым требованиям суда строятся на территории Российской Федерации и в основном должны быть оснащены новым перерабатывающим оборудованием, выпускающим продукцию с высокой степенью переработки. В настоящее время заключено 79 договоров на закрепление инвестиционных квот за объектами нового строительства с общим объемом привлекаемых инвестиций порядка 213,3 млрд. рублей, из которых 55 договоров заключены на предоставление квот под строительство рыбопромысловых судов (30 - для Дальневосточного и 25 - для Северного рыбохозяйственных бассейнов) с объемом инвестиций около 187,7 млрд. рублей и 24 договора по строительству рыбоперерабатывающих заводов (13 - на Дальнем Востоке и 11 - на Севере) стоимостью около 25,6 млрд. рублей.

В соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета организациям рыбохозяйственного комплекса, осуществляющим добычу (вылов) водных биологических ресурсов в удаленных районах промысла, в целях возмещения части прямых понесенных затрат на приобретение судового топлива, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2021 г. N 1023 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям рыбохозяйственного комплекса, осуществляющим добычу (вылов) водных биологических ресурсов в удаленных районах промысла, в целях возмещения части прямых понесенных затрат на приобретение судового топлива", предусматривается компенсация 30 процентов затрат стоимости судового топлива при условии осуществления рыболовства в удаленных районах промысла.

Предоставление топливной субсидии планируется осуществлять в рамках реализации Программы начиная с 2022 года.

Данная мера будет стимулировать рыбаков вернуться в утраченные с советского времени районы промысла и обеспечит присутствие российского флота в зонах иностранных государств и конвенционных районах, а также позволит нарастить объемы экспорта.

Во исполнение поручений Президента Российской Федерации о строительстве средне- и крупнотоннажных научно-исследовательских судов в целях обеспечения эффективности научных исследований для определения запаса водных биологических ресурсов и среды их обитания в рамках Программы предусмотрено строительство научно-исследовательских судов. В настоящее время заключен контракт на выполнение работ по строительству 2 среднетоннажных научно-исследовательских судов на сумму 5892 млн. рублей. Плановый срок ввода в эксплуатацию судов - 2023 год. Всего к 2030 году запланировано строительство 10 научно-исследовательских судов.

Прогноз развития рыбной отрасли подготовлен с учетом текущего состояния и положительной динамики развития сферы реализации Программы к концу 2030 года.

Итогом реализации Программы согласно прогнозу станет достижение следующих результатов:

увеличение суммарного объема частных инвестиций до 613 млрд. рублей;

увеличение валовой добавленной стоимости за счет развития производства рыбной продукции глубокой степени переработки до 418 млрд. рублей;

обеспечение продовольственной безопасности в части достижения среднедушевого потребления рыбопродуктов в домашних хозяйствах Российской Федерации в объеме не менее 25 килограммов в год в живом весе и поддержание уровня самообеспечения рыбой и рыбопродуктами (в живом весе - весе сырца) не менее 85 процентов в год;

увеличение общего количества рабочих мест в рыбохозяйственном комплексе на 24,5 тысячи и роста производительности труда в 1,4 раза к 2030 году по сравнению с 2018 годом;

укрепление лидерства на мировых рынках рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов в части достижения не менее 25 процентов доли рынка Европейского союза в сегменте продукции из минтая и атлантической трески (пикши) и не менее 10 процентов доли рынка стран Азиатско-Тихоокеанского региона в сегменте продукции из лососевых видов рыб;

внедрение механизма реализации продукции из водных биологических ресурсов посредством биржевых торгов.

Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Программы


В сфере развития рыбохозяйственного комплекса определены основные приоритетные направления государственной политики:

модернизация рыбоперерабатывающего сектора и стимулирование производства рыбной продукции глубокой степени переработки;

формирование и реализация механизма долгосрочного и эффективного управления водными биологическими ресурсами, развитие искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов;

обеспечение ускоренного развития товарной аквакультуры (рыбоводства), в том числе марикультуры;

приведение стандартов качества рыбной продукции в соответствие со стандартами, применяемыми в международной практике;

обеспечение системы мониторинга качества и безопасности водных биологических ресурсов, среды их обитания, продуктов их переработки, ведения технологических процессов рыболовства и рыбоводства;

наращивание экспорта конкурентоспособной рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью;

развитие биржевой торговли рыбной и иной продукцией из водных биологических ресурсов;

активизация международного сотрудничества Российской Федерации в области рыболовства;

развитие инновационного потенциала рыбного хозяйства.

Исходя из указанных приоритетов государственной политики сформулированы следующие основные цели:

поддержание уровня самообеспечения рыбой и рыбопродуктами (в живом весе - весе сырца) не менее 85 процентов на плановый период до 2030 года;

обеспечение опережающего экономического роста и достижения лидирующих позиций на мировых рынках рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов при условии обеспечения национальной продовольственной безопасности, увеличения совокупного вклада рыбохозяйственного комплекса в валовой внутренний продукт Российской Федерации к 2030 году путем увеличения валовой добавленной стоимости за счет развития производства продукции глубокой переработки до 418 млрд. рублей.

Основополагающими документами стратегического планирования в сфере реализации Программы, в соответствии с которыми сформированы приоритетные направления государственной политики в сфере развития рыбохозяйственного комплекса, являются:

Морская доктрина Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 26 июля 2015 г.;

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы";

Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. N 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";

Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденные Правительством Российской Федерации 29 сентября 2018 г.;

Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. N 1734-р;

Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 2094-р;

Стратегия деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года (с учетом аспектов изменения климата), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 г. N 1458-р;

Стратегия развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2017 г. N 2469-р;

Стратегия развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2019 г. N 1930-р;

Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2019 г. N 2798-р;

Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 993-р.

Реализация Программы направлена на достижение национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" и показателя "Обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности", определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»