Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 22 октября 2021 года N 2998-р

стратегическом направлении в области цифровой трансформации государственного управления]

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
распоряжения Правительства Российской Федерации
от 16 марта 2024 года № 637-р

____________________________________________________________________



1. Утвердить прилагаемое стратегическое направление в области цифровой трансформации государственного управления.

2. Минцифры России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами Российской Федерации обеспечить реализацию стратегического направления, утвержденного настоящим распоряжением.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНО
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 22 октября 2021 года N 2998-р

Cтратегическое направление в области цифровой трансформации государственного управления



I. Общие положения


Основанием разработки стратегического направления в области цифровой трансформации государственного управления (далее стратегическое направление) является перечень поручений Президента Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N Пр-2242 по итогам конференции по искусственному интеллекту.

В ходе реализации стратегического направления будут внедрены следующие технологии:

искусственный интеллект;

большие данные;

интернет вещей.

Стратегическое направление утверждается до 2030 года. Актуализация стратегического направления возможна ежегодно, но не более одного раза в год.

В рамках реализации стратегического направления предусмотрено внедрение радиоэлектронной продукции (в том числе систем хранения данных и серверного оборудования, автоматизированных рабочих мест, программно-аппаратных комплексов, коммуникационного оборудования и систем видеонаблюдения) российского происхождения.

Реализация стратегического направления предусматривает достижение следующих показателей национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года":

достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики, социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;

доля массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде;

увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в 4 раза по сравнению с показателем 2019 года.

II. Приоритеты, цели и задачи цифровой трансформации государственного управления


Целями цифровой трансформации государственного управления являются социально-экономическое развитие Российской Федерации (управление отраслями экономики и социальной сферы), выраженное в росте реальных доходов и повышении покупательской способности граждан Российской Федерации, повышение инвестиционной привлекательности государства, обеспечение национальной безопасности и личной безопасности граждан Российской Федерации.

Задачами цифровой трансформации государственного управления являются повышение качества и системность исполнения следующих государственных функций:

государственное регулирование и выработка государственной политики в отраслях экономики и социальной сфере;

предоставление государственных и муниципальных услуг;

осуществление контрольной и надзорной деятельности;

управление государственным имуществом;

обеспечение безопасности государства в целом и граждан в частности.

III. Проблемы и вызовы цифровой трансформации государственного управления


Проблемами текущего состояния отрасли, решаемыми при цифровизации, являются:

недостаток достоверных сведений (данных), доступных в режиме реального времени, необходимых для принятия управленческих решений;

несвязанность контрольно-надзорных мероприятий с реальными рисками и их трактовка как нагрузка, а не помощь;

затруднение взаимодействия сотрудников органов государственной власти и органов местного самоуправления в связи с отсутствием унифицированных средств совместной и удаленной работы, наличие недостаточного уровня цифровизации кадровой работы государственной службы;

непрозрачность бюджетного процесса и учета всех органов власти для федерального центра (до 30 процентов рабочего времени сотрудников финансовых подразделений занимает подготовка различных отчетов, отсутствуют механизмы проверки доведения бюджетных выплат до получателей);

наличие завышенных и дублирующих расходов на создание государственных информационных систем с идентичным функционалом (например, каждый субъект тратит бюджетные средства на создание систем, предназначенных для предоставления услуг);

отсутствие средств объективного контроля за исполнением поставленных задач сотрудникам со стороны руководителей, в том числе в рамках достижения стратегических задач и целей.

Вызовами (задачами) цифровой трансформации государственного управления являются:

создание автоматизированной системы сбора отчетности по всем социально-экономическим показателям;

цифровизация источников социально-экономических показателей (как непосредственных экономических и социальных инструментов, так и информационных систем - агрегаторов данных, поступающих в режиме реального времени от таких источников);

запуск процесса непрерывной обработки таких сведений с помощью сквозных технологий и дальнейшее обучение системы на основе динамической оптимизационной модели межотраслевого (межсекторного) баланса о необходимости сигнализировать в случае наступления ранее запрограммированных событий в отраслях экономики и социальной сферы;

эволюционное изменение модели контрольно-надзорной деятельности - применение новых технических средств объективного наблюдения и внедрение модели дистанционного контроля и надзора по заранее установленным критериям вкупе с анализом в режиме реального времени текущей обстановки во всех сферах, подлежащих государственному и муниципальному контролю;

устранение избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности в рамках контрольно-надзорной деятельности;

создание доступного в любое время и из любой точки типового автоматизированного рабочего места государственного служащего, включающего полный перечень программных и аппаратных средств российского производства, включающих помимо стандартных средств работы с документами инструменты межведомственного взаимодействия в режиме реального времени;

создание цифровых инструментов хранения архивных документов, переход на полностью безбумажный документооборот в органах государственной власти;

повышение удовлетворенности граждан государственными услугами, в том числе цифровыми услугами, а также снижение издержек коммерческих организаций при взаимодействии с государством;

создание условий для повышения собираемости доходов и сокращения теневой экономики за счет цифровой трансформации государственного управления;

повышение уровня надежности и безопасности информационных систем, технологической независимости информационно-технологической инфраструктуры от оборудования и программного обеспечения, происходящих из иностранных государств;

создание комплексной системы регулирования общественных отношений, возникающих в связи с развитием и использованием информационно-коммуникационных технологий;

повышение качества государственного контроля за расходованием бюджетных средств и прохождением бюджетного процесса.

Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы:

отсутствие нормативного правового регулирования, которое может блокировать автоматизированный сбор социально-экономических показателей, так как в настоящее время коммерческие организации не обязаны предоставлять такую информацию в органы государственной власти (за исключением налоговой отчетности);

наличие малых объемов производства и ограниченного перечня датчиков и приборов объективного контроля российского производства, неготовность в срок автоматизированных средств агрегации и обработки сведений (данных), полученных дистанционным путем в режиме реального времени;

недостаточный уровень цифровых компетенций у сотрудников органов государственной власти и органов местного самоуправления, отсутствие заинтересованности в переводе взаимодействия в электронный вид у всех участников такого взаимодействия;

наличие зависимости от поставок аппаратной части от зарубежных поставщиков и сопутствующих этому рисков в области информационной безопасности.

Проекты цифровой трансформации приведены в приложении N 1. Показатели цифровой трансформации приведены в приложении N 2.

IV. Участники реализации стратегического направления


Ответственным федеральным органом исполнительной власти за координацию реализации стратегического направления является Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в составе следующих соисполнителей:

федеральные органы исполнительной власти;

органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;

иные органы государственной власти Российской Федерации.

Приложение N 1
к стратегическому направлению
в области цифровой трансформации
государственного управления



Проекты цифровой трансформации государственного управления


Наименование проекта

Цель проекта

Срок
реализации
проекта

Краткое описание проекта

Бенефициары

1.

Создание единой автоматизирован-
ной системы сбора, обработки и анализа данных отраслей экономики и социальной сферы

обеспечение органов государственной власти информацией о состоянии отраслей экономики и социальной сферы в режиме реального времени

до 2030 года

автоматизация и облегчение сбора отчетности по социально-
экономическим показателям в отраслях экономики и социальной сфере, создание информационной системы, способной проводить анализ в режиме реального времени по поступающим показателям, информировать о проблемных ситуациях, а также управлять экономикой на основе динамической оптимизационной модели межотраслевого (межсекторного) баланса

органы государственной власти и органы местного самоуправления, граждане и организации

2.

Создание единой платформы исполнения функций по государственному и муниципальному контролю

снижение административной нагрузки на субъекты экономической деятельности

до 2030 года

трансформация процесса государственного контроля в сторону дистанционного режима (до 90 процентов проверок проводятся в таком режиме к 2030 году). Юридические лица получают от государства персонализированные обновления по обязательным требованиям. Данные о проверках из единой платформы исполнения функций по государственному и муниципальному контролю используются для составления рейтинга юридических лиц по уровню надежности

юридические лица и индивидуальные предпринима-
тели,
органы государственной власти, граждане

3.

Создание системы контроля реализации и достижения стратегических государственных задач и целей

обеспечение постоянного и перекрестного контроля на всех уровнях управления за достижением поставленных задач

до 2030 года

внедрение модели детализированного и персонального контроля руководителей всех уровней за реализацией задач, поставленных исполнителям. Внешний контроль ответственных за реализацию национальных проектов исполнителей со стороны курирующих органов государственной власти

руководители органов государственной власти, сотрудники - кураторы внешних исполнителей по национальным проектам, граждане

4.

Создание единой системы автоматизирован-
ного бюджетного процесса, контроля и учета

автоматизация процессов бюджетного планирования, исполнения и контроля на всех уровнях государственной и муниципальной власти, контроль за доведением бюджетных выплат гражданам

до 2030 года

перевод в полностью электронный вид всех процессов, связанных с подготовкой, согласованием, исполнением бюджетов всех уровней, контроль
за его исполнением, автоматическое формирование необходимой отчетности и аналитики на любом уровне в режиме реального времени и по одной кнопке. Контроль за доведением бюджетных выплат гражданам через любой канал (банк, почта и др.)

органы государственной власти и органы местного самоуправления, граждане

5.

Создание единой системы предоставления государственных и муниципальных услуг

перевод на единую модель процесса предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе
в упреждающем (проактивном) режиме

до 2030 года

создание общедоступной и бесплатной для всех органов государственной власти и органов местного самоуправления платформы, позволяющей самостоятельно переводить в электронный вид существующие услуги, предоставляемые в бумажном виде

юридические лица и индивидуальные предприним-
атели,
органы государственной власти, граждане

6.

Создание типового автоматизиро-
ванного рабочего места государственного служащего на базе "облачных" технологий

обеспечение государственных и муниципальных служащих полным комплектом средств взаимодействия и обработки информации для комфортной и эффективной работы

до 2030 года

создание программно-аппаратного комплекса российской разработки, соответствующего всем требованиям информационной безопасности и позволяющего эффективно и безопасно исполнять свои должностные обязанности из любого места при наличии доступа в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет"

государственные и муниципальные служащие,
органы исполнительной власти

7.

Создание единой платформы разработки государственных информационных систем

разработка и внедрение единого стандарта разработки государственных информационных систем в целях создания единой платформы разработки таких систем, а также предоставление органам государственной власти инструментария по созданию таких систем с минимальными затратами

до 2030 года

приведение к единообразию функциональных стандартов государственных информационных систем, сокращение срока их разработки, ввода в эксплуатацию, а также стоимости дальнейшего развития с помощью единой платформы государственных технологий

органы государственной власти и органы местного самоуправления, граждане и организации



Приложение N 2
к стратегическому направлению
в области цифровой трансформации
государственного управления



Показатели цифровой трансформации государственного управления


Наименование проекта

Ответственные исполнители

Наименование показателя

Единица измере-

Значения показателя

ния показа-
теля

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

1.

Создание единой автоматизирован-
ной системы сбора, обработки и анализа данных отраслей экономики и социальной сферы

Минцифры России
органы государственной власти и органы местного самоуправления

доля всех социально-экономических показателей в отраслях экономики и социальной сфере, доступных для сбора в электронном виде

процен-
тов

-

3

5

10

2.

Создание единой платформы исполнения функций по государственному и муниципальному контролю

Минцифры России
органы государственной власти и органы местного самоуправле-
ния, реализующие полномочия по контролю и надзору

доля контрольных мероприятий, проводимых с использованием дистанционных методов

процен-
тов

-

10

20

30

доля подконтрольных организаций, получающих персонализированный перечень обязательных требований в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и имеющих возможность пройти самостоятельное обследование на предмет соответствия таким требованиям

процен-
тов

-

10

20

30

3.

Создание системы контроля реализации и достижения стратегических государственных задач и целей

Минцифры России
органы государственной власти и органы местного самоуправления

доля органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих внутренний и внешний контроль поставленных задач с использованием системы контроля реализации и достижения стратегических государственных задач и целей

процен-
тов

-

10

20

30

доля реализации задач, поставленных в единой системе контроля реализации и достижения стратегических государственных задач и целей, выполненных с соблюдением срока (в том числе с учетом переноса срока, согласованного с тем, кто поставил задачу)

процен-
тов

-

20

40

60

4.

Создание единой системы автоматизирован-
ного бюджетного процесса и учета

Минцифры России
Минфин России органы государственной власти и органы местного самоуправления

степень цифровой зрелости бюджетного процесса в органах государственной власти и органах местного самоуправления

процен-
тов

-

20

40

60

доля отчетных материалов, подготавливаемых в автоматическом режиме с использованием единой системы автоматизированного бюджетного процесса и учета

процен-
тов

-

10

20

30

5.

Создание единой системы предоставления государственных и муниципальных услуг

Минцифры России
Минэкономраз-
вития России
органы государственной власти и органы местного самоуправления

доля органов государственной власти и органов местного самоуправления, самостоятельно осуществляющих перевод процесса предоставления государственных и муниципальных услуг
в электронный вид (в том числе с помощью единой системы предоставления государственных и муниципальных услуг)

процен-
тов

-

20

40

60

доля всех государственных и муниципальных услуг, оказываемых в электронном виде

процен-
тов

-

20

40

60

6.

Создание типового автоматизирован-
ного рабочего места государственного служащего на базе "облачных" технологий

Минцифры России
Минпромторг России
органы государственной власти и органы местного самоуправления

доля государственных служащих органов государственной власти и органов местного самоуправления, использующих типовое автоматизированное рабочее место на базе "облачных" технологий

процен-
тов

-

5

10

15

доля отечественного программного обеспечения в составе программного комплекса типового автоматизированного рабочего места

процен-
тов

-

30

50

100

доля российских комплектующих в составе аппаратного комплекса типового автоматизированного рабочего места

процен-
тов

-

10

20

30

7.

Создание единой платформы разработки государственных информационных систем

Минцифры России
органы государственной власти и органы местного самоуправления

доля государственных информационных систем, функционирующих в соответствии с единым стандартом разработки государственных информационных систем

процен-
тов

-

10

20

30

доля новых государственных информационных систем, создаваемых
с использованием единой платформы разработки государственных информационных систем

процен-
тов

-

20

40

60

количество ключевых отраслей экономики и социальной сферы, использующих единую платформу разработки государственных информационных систем

штук

-

1

2

5



Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

Официальный интернет-портал

правовой информации

www.pravo.gov.ru, 26.10.2021,

N 0001202110260034

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»