(с изменениями на 30 октября 2015 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Международным протоколом от 30 октября 2015 года (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.07.2019, N 0001201907080022) (вступил в силу с 20 июня 2019 года).
____________________________________________________________________
Правительства государств - участников настоящего Соглашения, далее - участники Соглашения,
принимая во внимание возможность возникновения чрезвычайных ситуаций, последствия которых не могут быть ликвидированы силами и средствами одного из участников Соглашения, и необходимость в этой связи в скоординированных действиях;
учитывая возможность трансграничного воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, требующего осуществления согласованных действий в предупреждении и ликвидации их последствий;
признавая необходимость совместного использования аварийно-спасательных сил, материально-технических, медицинских, продовольственных, финансовых и информационных ресурсов для осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
стремясь к сохранению и развитию научно-технических отношений при решении проблем предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
согласились о нижеследующем:
Настоящее Соглашение определяет порядок участия и осуществление взаимодействия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, возникающих вследствие природных бедствий, техногенных аварий и катастроф.
Основные принципы взаимодействия участников Соглашения:
интеграция систем и органов, предназначенных для предупреждения и действия в чрезвычайных ситуациях, включая скоординированность национальных планов действий в таких ситуациях;
сближение норм законодательства и разработка соглашений, необходимых для взаимодействия и сотрудничества в специальных областях;
осуществление совместных действий в международных организациях и участие в международных программах соответствующей направленности;
ответственность участника Соглашения за возникновение и последствия чрезвычайной ситуации;
превентивность действий при возникновении чрезвычайных ситуаций;
самостоятельность принятия решения на внутригосударственном уровне.
Участники Соглашения осуществляют взаимодействие по следующим основным направлениям:
координация (организация) работ по созданию и совершенствованию системы взаимодействия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
разработка и реализация межгосударственных целевых и научно-технических программ по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций, включая вопросы защиты населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды;
контроль за состоянием потенциально опасных объектов, окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов;
взаимное оповещение о состоянии потенциально опасных объектов и окружающей среды, возникающих чрезвычайных ситуациях, ходе их развития и возможных последствиях, принимаемых мерах по их ликвидации;
ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и принятие мер по размещению пострадавшего населения на территориях участников Соглашения;
подготовка и повышение квалификации специалистов по вопросам предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций,
Участники Соглашения разрабатывают и реализуют межгосударственные целевые и научно-технические программы, которые согласовываются и утверждаются теми участниками Соглашения, которые принимают участие в их реализации.
Участники Соглашения предоставляют друг другу информацию о силах и средствах, которые могут оперативно привлекаться для проведения аварийно-спасательных работ на территориях участников Соглашения при получении соответствующего запроса.
Участник Соглашения в случае возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера может обратиться за необходимой помощью к другим участникам Соглашения, указывая конкретные виды и объемы запрашиваемой помощи.
Руководство привлекаемыми для оказания помощи силами и средствами осуществляет участник Соглашения, на территории которого проводятся аварийно-спасательные работы.
При необходимости привлечения других сил и средств для наращивания усилий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, решения вопросов жизнеобеспечения участники Соглашения вырабатывают и представляют Совету глав правительств Содружества соответствующие предложения.
Силы и средства участников Соглашения привлекаются для выполнения аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других работ на условиях последующего возмещения произведенных затрат за счет запрашивающей помощь Стороны или в иной согласованной форме.
Участники Соглашения обязуются оперативно предоставлять друг другу информацию, необходимую для выполнения настоящего Соглашения.
Порядок, правила и процедуры, касающиеся ответственности за ущерб, причиненный в результате чрезвычайной ситуации, будут регулироваться отдельным соглашением.
Участники Соглашения разрешают споры относительно толкования и применения настоящего Соглашения путем переговоров или с помощью иных мирных средств по своему выбору.
В целях практической реализации положений настоящего Соглашения создается Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера в составе полномочных представителей участников Соглашения, по одному от каждого государства.
Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера в своей работе руководствуется Положением, которое является неотъемлемой частью настоящего Соглашения.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 20 июня 2019 года Международным протоколом от 30 октября 2015 года. - См. предыдущую редакцию)
Настоящее Соглашение открыто для подписания всеми государствами - участниками Содружества Независимых Государств.
К настоящему Соглашению с согласия всех его участников может присоединиться любое другое государство.
По согласию участников Соглашения в настоящее Соглашение могут быть внесены изменения и дополнения, которые оформляются соответствующими протоколами и являются неотъемлемой частью настоящего Соглашения.
(Статья дополнительно включена с 20 июня 2019 года Международным протоколом от 30 октября 2015 года)
Каждое государство - участник Соглашения может выйти из Соглашения, направив соответствующее письменное уведомление депозитарию. Действие Соглашения для такого участника прекращается по истечении 12 месяцев со дня получения депозитарием упомянутого уведомления.
Настоящее Соглашение вступает в силу со дня его подписания.
Совершено в г.Минске 22 января 1993 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам, подписавшим настоящее Соглашение, его заверенную копию.
(Подписи)
Примечание. Соглашение не подписано Правительством Азербайджанской Республики и Правительством Украины.
Положение о Межгосударственном совете по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера
1. Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера (далее - Совет) создан в соответствии с Соглашением о взаимодействии в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 22 января 1993 года (далее - Соглашение) и является органом отраслевого сотрудничества Содружества Независимых Государств (далее - СНГ).
2. Совет в своей деятельности руководствуется общепризнанными принципами и нормами международного права, Уставом СНГ, международными договорами, заключенными в рамках СНГ, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел и Экономического совета СНГ, а также настоящим Положением.
3. В своей деятельности Совет подотчетен Совету глав правительств СНГ.
4. Совет осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с Исполнительным комитетом СНГ и другими органами отраслевого сотрудничества СНГ.
5. Совет формируется из руководителей органов государственной власти, ответственных в соответствии с законодательством государств - участников Соглашения за предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
При направлении на заседания Совета лиц, замещающих членов Совета, их полномочия должны быть подтверждены. Полномочия предъявляются через Секретариат Совета председателю Совета, который информирует о них участников заседания.
Каждое государство - участник Соглашения имеет в Совете один голос.
Решения Совета носят рекомендательный характер.
В состав Совета входят с правом совещательного голоса его секретарь и представитель Исполнительного комитета СНГ.
1. Основными задачами Совета являются:
содействие в организации взаимодействия органов государственной власти, ответственных в соответствии с законодательством государств - участников Соглашения за предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций;
разработка рекомендаций по совершенствованию нормативных правовых актов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
разработка общих методических подходов при прогнозировании и мониторинге чрезвычайных ситуаций;
содействие исполнению решений, принятых Советом глав государств, Советом глав правительств, Советом министров иностранных дел и Экономическим советом СНГ по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. Функции Совета:
участвует в организации оперативного взаимодействия органов государственной власти, ответственных в соответствии с законодательством государств - участников Соглашения за предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций;
участвует в разработке и реализации мер, направленных на совершенствование защиты населения и территорий государств - участников Соглашения от чрезвычайных ситуаций;
готовит совместные планы действий, направленных на предупреждение и ликвидацию крупномасштабных и трансграничных чрезвычайных ситуаций;
участвует в организации и проведении совместных учений;
содействует разработке и реализации межгосударственных программ, проектов и мероприятий по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций и уменьшению их масштабов;
содействует проведению совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обмену информацией о научно-технических достижениях, обмену методической и технологической документацией, специальными периодическими изданиями;
взаимодействует с другими органами СНГ и при необходимости проводит с ними совместные заседания;
назначает орган управления Корпуса сил СНГ для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определяет его состав, регламент работы и контролирует его деятельность;
разрабатывает предложения по составу сил, выделяемых в Корпус сил СНГ для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, порядку их применения;
организовывает взаимное информирование о возникновении (угрозе возникновения) чрезвычайных ситуаций;
осуществляет рабочие контакты с международными организациями в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
осуществляет иные функции в пределах своей компетенции.
Для осуществления своих задач и функций Совет имеет право: