СОГЛАШЕНИЕ
о взаимодействии в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

(с изменениями на 30 октября 2015 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Международным протоколом от 30 октября 2015 года (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.07.2019, N 0001201907080022) (вступил в силу с 20 июня 2019 года).

____________________________________________________________________



Правительства государств - участников настоящего Соглашения, далее - участники Соглашения,

принимая во внимание возможность возникновения чрезвычайных ситуаций, последствия которых не могут быть ликвидированы силами и средствами одного из участников Соглашения, и необходимость в этой связи в скоординированных действиях;

учитывая возможность трансграничного воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, требующего осуществления согласованных действий в предупреждении и ликвидации их последствий;

признавая необходимость совместного использования аварийно-спасательных сил, материально-технических, медицинских, продовольственных, финансовых и информационных ресурсов для осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

стремясь к сохранению и развитию научно-технических отношений при решении проблем предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

согласились о нижеследующем:

Статья 1

Настоящее Соглашение определяет порядок участия и осуществление взаимодействия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, возникающих вследствие природных бедствий, техногенных аварий и катастроф.

Статья 2

Основные принципы взаимодействия участников Соглашения:

интеграция систем и органов, предназначенных для предупреждения и действия в чрезвычайных ситуациях, включая скоординированность национальных планов действий в таких ситуациях;

сближение норм законодательства и разработка соглашений, необходимых для взаимодействия и сотрудничества в специальных областях;

осуществление совместных действий в международных организациях и участие в международных программах соответствующей направленности;

ответственность участника Соглашения за возникновение и последствия чрезвычайной ситуации;

превентивность действий при возникновении чрезвычайных ситуаций;

самостоятельность принятия решения на внутригосударственном уровне.

Статья 3

Участники Соглашения осуществляют взаимодействие по следующим основным направлениям:

координация (организация) работ по созданию и совершенствованию системы взаимодействия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

разработка и реализация межгосударственных целевых и научно-технических программ по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций, включая вопросы защиты населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды;

контроль за состоянием потенциально опасных объектов, окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов;

взаимное оповещение о состоянии потенциально опасных объектов и окружающей среды, возникающих чрезвычайных ситуациях, ходе их развития и возможных последствиях, принимаемых мерах по их ликвидации;

ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и принятие мер по размещению пострадавшего населения на территориях участников Соглашения;

подготовка и повышение квалификации специалистов по вопросам предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций,

Статья 4

Участники Соглашения разрабатывают и реализуют межгосударственные целевые и научно-технические программы, которые согласовываются и утверждаются теми участниками Соглашения, которые принимают участие в их реализации.

Статья 5

Участники Соглашения предоставляют друг другу информацию о силах и средствах, которые могут оперативно привлекаться для проведения аварийно-спасательных работ на территориях участников Соглашения при получении соответствующего запроса.

Участник Соглашения в случае возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера может обратиться за необходимой помощью к другим участникам Соглашения, указывая конкретные виды и объемы запрашиваемой помощи.

Руководство привлекаемыми для оказания помощи силами и средствами осуществляет участник Соглашения, на территории которого проводятся аварийно-спасательные работы.

При необходимости привлечения других сил и средств для наращивания усилий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, решения вопросов жизнеобеспечения участники Соглашения вырабатывают и представляют Совету глав правительств Содружества соответствующие предложения.

Силы и средства участников Соглашения привлекаются для выполнения аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других работ на условиях последующего возмещения произведенных затрат за счет запрашивающей помощь Стороны или в иной согласованной форме.

Статья 6

Участники Соглашения обязуются оперативно предоставлять друг другу информацию, необходимую для выполнения настоящего Соглашения.

Статья 7

Порядок, правила и процедуры, касающиеся ответственности за ущерб, причиненный в результате чрезвычайной ситуации, будут регулироваться отдельным соглашением.

Статья 8

Участники Соглашения разрешают споры относительно толкования и применения настоящего Соглашения путем переговоров или с помощью иных мирных средств по своему выбору.

Статья 9

В целях практической реализации положений настоящего Соглашения создается Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера в составе полномочных представителей участников Соглашения, по одному от каждого государства.

Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера в своей работе руководствуется Положением, которое является неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 20 июня 2019 года Международным протоколом от 30 октября 2015 года. - См. предыдущую редакцию)

Статья 10

Настоящее Соглашение открыто для подписания всеми государствами - участниками Содружества Независимых Государств.

К настоящему Соглашению с согласия всех его участников может присоединиться любое другое государство.

Статья 10.1

По согласию участников Соглашения в настоящее Соглашение могут быть внесены изменения и дополнения, которые оформляются соответствующими протоколами и являются неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

(Статья дополнительно включена с 20 июня 2019 года Международным протоколом от 30 октября 2015 года)

Статья 11

Каждое государство - участник Соглашения может выйти из Соглашения, направив соответствующее письменное уведомление депозитарию. Действие Соглашения для такого участника прекращается по истечении 12 месяцев со дня получения депозитарием упомянутого уведомления.

Статья 12

Настоящее Соглашение вступает в силу со дня его подписания.

Совершено в г.Минске 22 января 1993 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам, подписавшим настоящее Соглашение, его заверенную копию.

(Подписи)

Примечание. Соглашение не подписано Правительством Азербайджанской Республики и Правительством Украины.

Приложение
к Соглашению о взаимодействии
в области предупреждения и ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера
от 22 января 1993 года
     (Дополнительно включено
 с 20 июня 2019 года
 Международным протоколом
 от 30 октября 2015 года
)

Положение о Межгосударственном совете по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера

     

     

          I. Общие положения

1. Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера (далее - Совет) создан в соответствии с Соглашением о взаимодействии в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 22 января 1993 года (далее - Соглашение) и является органом отраслевого сотрудничества Содружества Независимых Государств (далее - СНГ).

2. Совет в своей деятельности руководствуется общепризнанными принципами и нормами международного права, Уставом СНГ, международными договорами, заключенными в рамках СНГ, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел и Экономического совета СНГ, а также настоящим Положением.

3. В своей деятельности Совет подотчетен Совету глав правительств СНГ.

4. Совет осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с Исполнительным комитетом СНГ и другими органами отраслевого сотрудничества СНГ.

5. Совет формируется из руководителей органов государственной власти, ответственных в соответствии с законодательством государств - участников Соглашения за предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

При направлении на заседания Совета лиц, замещающих членов Совета, их полномочия должны быть подтверждены. Полномочия предъявляются через Секретариат Совета председателю Совета, который информирует о них участников заседания.

Каждое государство - участник Соглашения имеет в Совете один голос.

Решения Совета носят рекомендательный характер.

В состав Совета входят с правом совещательного голоса его секретарь и представитель Исполнительного комитета СНГ.

II. Задачи и функции Совета

1. Основными задачами Совета являются:

содействие в организации взаимодействия органов государственной власти, ответственных в соответствии с законодательством государств - участников Соглашения за предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций;

разработка рекомендаций по совершенствованию нормативных правовых актов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

разработка общих методических подходов при прогнозировании и мониторинге чрезвычайных ситуаций;

содействие исполнению решений, принятых Советом глав государств, Советом глав правительств, Советом министров иностранных дел и Экономическим советом СНГ по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2. Функции Совета:

участвует в организации оперативного взаимодействия органов государственной власти, ответственных в соответствии с законодательством государств - участников Соглашения за предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций;

участвует в разработке и реализации мер, направленных на совершенствование защиты населения и территорий государств - участников Соглашения от чрезвычайных ситуаций;

готовит совместные планы действий, направленных на предупреждение и ликвидацию крупномасштабных и трансграничных чрезвычайных ситуаций;

участвует в организации и проведении совместных учений;

содействует разработке и реализации межгосударственных программ, проектов и мероприятий по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций и уменьшению их масштабов;

содействует проведению совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обмену информацией о научно-технических достижениях, обмену методической и технологической документацией, специальными периодическими изданиями;

взаимодействует с другими органами СНГ и при необходимости проводит с ними совместные заседания;

назначает орган управления Корпуса сил СНГ для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определяет его состав, регламент работы и контролирует его деятельность;

разрабатывает предложения по составу сил, выделяемых в Корпус сил СНГ для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, порядку их применения;

организовывает взаимное информирование о возникновении (угрозе возникновения) чрезвычайных ситуаций;

осуществляет рабочие контакты с международными организациями в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;

осуществляет иные функции в пределах своей компетенции.

III. Права Совета


Для осуществления своих задач и функций Совет имеет право:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»