ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНВЕНЦИЯ
о получении за рубежом информации и свидетельств
по административным вопросам*

________________

* Вступила в силу 1 января 1983 года, в ней участвуют 5 стран.

Государства - Члены Совета Европы, подписавшие настоящую Конвенцию, считая, что целью Совета Европы является достижение большего единства между его Членами и основываясь на уважении к законности, а также к правам человека и основным свободам;

считая, что достижению этой цели будет способствовать создание системы оказания взаимопомощи по административным вопросам;

осознавая важность улучшения и упрощения системы получения информации и свидетельств по административным вопросам;

согласились о следующем:

Глава I. Общие положения

Статья 1

Область применения

1. Договаривающиеся Стороны обязуются оказывать друг другу помощь по административным вопросам по получении заявки о помощи в соответствии с положениями данной Конвенции.

2. Конвенция неприменима к финансовым или уголовным делам. Однако любое государство может в момент подписания или сдачи на хранение своей ратификационной грамоты, документа о принятии, одобрении или присоединении или в любой последующий момент в заявлении, адресованном Генеральному секретарю Совета Европы, уведомить его о том, что, в целях выполнения заявок об оказании помощи, эта Конвенция должна быть применима к финансовым вопросам или к вопросам судопроизводства в отношении правонарушений, наказание за которые не входит в юрисдикцию судебных властей в момент получения заявки о помощи. В заявлении это государство может указать, что применение Конвенции должно основываться на принципе взаимности.

3. Любое государство может в момент подписания или сдачи на хранение ратификационной грамоты, документа о принятии, одобрении или присоединении или в любой момент в течение 5 лет после вступления в силу настоящей Конвенции в заявлении, адресованном Генеральному секретарю Совета Европы, уведомить его об административных вопросах, в отношении которых оно не будет применять эту Конвенцию. Любая другая Договаривающаяся Сторона может требовать взаимности.

4. Заявления в соответствии с пунктами 2 и 3 этой статьи должны, в зависимости от обстоятельств, вступить в силу с момента вступления в силу Конвенции в отношении государства, которое их сделало, или по истечении трехмесячного срока после их получения Генеральным секретарем Совета Европы. Эти заявления могут, полностью или частично, быть отменены с помощью заявления, адресованного Генеральному секретарю Совета Европы. Такая отмена вступает в силу по истечении трехмесячного срока после даты получения данного заявления.

Статья 2

Центральный орган

1. Каждая Договаривающаяся Сторона назначает центральный орган для сбора заявок об оказании помощи по административным вопросам, исходящих из органов других Договаривающихся Сторон, и для принятия по этим заявкам соответствующих мер. Федеральные государства могут назначать несколько центральных органов.

2. Каждая Договаривающаяся Сторона назначает другие органы, имеющие такие же функции, как и центральный орган, и определяет их территориальную компетенцию. Вместе с тем запрашивающий орган во всех случаях имеет право обращаться непосредственно к центральному органу.

3. Кроме того, каждая Договаривающаяся Сторона назначает рассылающий орган, в задачу которого входит централизация заявок об оказании помощи, исходящих из органов, и пересылка этих заявок в компетентный центральный орган за границей. Федеральные государства могут назначать несколько рассылающих органов.

4. Вышеуказанные органы должны быть или отделами министерств, или другими официальными учреждениями.

5. В заявлении, адресованном Генеральному секретарю Совета Европы, каждая Договаривающаяся Сторона сообщает наименование и адрес органов, назначенных в соответствии с положениями этой статьи.

Статья 3

Освобождение от легализации

Заявка об оказании помощи и приложения к ней, рассылаемые в соответствии с настоящей Конвенцией, должны быть освобождены от легализации или любой подобной формальности.

Статья 4

Обязанность давать ответ

За исключением тех случаев, когда в настоящей Конвенции предусматривается иное, центральный орган запрашиваемой Стороны, получивший заявку об оказании помощи, обязан принять соответствующие меры.

Статья 5

Содержание заявки

Заявка об оказании помощи должна содержать всю необходимую информацию, которая, в частности, касается следующего:

а) органа, из которого исходит заявка:

b) существа и цели заявки;

c) где применяется информация, имя, национальность, адрес и другие подробности, необходимые для идентификации лица, которому будет адресована просьба о предоставлении информации, или лица, которого касается запрашиваемая информация или запрашиваемый документ.

Статья 6

Соответствие заявки

Если центральный орган запрашиваемой Стороны сочтет, что заявка не соответствует положениям данной Конвенции, он незамедлительно должен информировать об этом запрашивающую Сторону, изложив свои возражения.

Статья 7

Отказ в исполнении заявки

1. Центральный орган запрашиваемой Стороны, которому адресована заявка об оказании помощи, может отказать в ее исполнении, если сочтет:

a) что вопрос, к которому относится заявка, не является административным вопросом по смыслу статьи 1 настоящей Конвенции;

b) что исполнение заявки может нанести ущерб суверенитету, безопасности, государственной политике и другим жизненно важным интересам государства;

c) что исполнение заявки может причинить вред основным правам или жизненным интересам лица, к которому относится запрашиваемая информация, или что заявка касается конфиденциальной информации, раскрытие которой является нежелательным;

d) что внутригосударственное право или обычаи не позволяют выполнить заявку.

2. В случаях отказа центральный орган запрашиваемой Стороны должен незамедлительно информировать об этом запрашивающую Сторону, объяснив причины отказа.

Статья 8

Расходы

В соответствии с положениями статей 18 и 21 ответ на запрос об оказании помощи не должен вызывать уплату пошлин (сборов) или покрытие расходов в связи с услугами, оказываемыми запрашиваемой Стороной.

Статья 9

Используемый язык

1. Заявка об оказании помощи и приложения к ней должны быть составлены на официальном языке или на одном из официальных языков запрашиваемой Стороны, или должны сопровождаться переводом на этот язык.

2. Вместе с тем центральный орган каждой Стороны обязан принимать заявки об оказании помощи, если они составлены на одном из официальных языков Совета Европы или сопровождаются переводом на один из этих языков, кроме тех случаев, когда этот орган отвечает отказом.

3. Ответ должен быть составлен на официальном языке или на одном из официальных языков запрашиваемой Стороны, Совета Европы или запрашивающей Стороны.

Статья 10

Сроки и порядок ответа на запрос

1. Ответ на запрос об оказании помощи должен быть дан как можно быстрее. Однако, если подготовка ответа требует длительного времени, центральный орган запрашиваемой Стороны обязан информировать об этом запрашивающую Сторону и, если возможно, в то же время указать, когда примерно следует ожидать ответа.

2. Ответ на запрос об оказании помощи должен быть направлен запрашивающему органу.


Статья 11

Рассылка заявок по дипломатическим или консульским каналам

Каждая Договаривающаяся Сторона может пользоваться дипломатическими или консульскими каналами для того, чтобы направлять заявки об оказании помощи в адрес компетентного центрального органа другой Договаривающейся Стороны.

Статья 12

Другие международные соглашения или обязательства

Положения настоящей Конвенции не должны вступать в противоречие с действующими или будущими международными соглашениями или другими обязательствами между Договаривающимися Сторонами, которые имеют отношение к вопросам, затрагиваемым в данной Конвенции.

Глава II. Заявки на получение информации, документов и справок


Статья 13

Заявки на получение информации о законах, правилах и процедуре

Договаривающиеся Стороны обязуются обмениваться информацией о законах, правилах и процедуре по административным вопросам при получении заявок от органа запрашивающей Стороны.

Статья 14

Заявки на получение фактической информации и документов

Договаривающиеся Стороны согласились предоставлять друг другу находящуюся в их распоряжении фактическую информацию по административным вопросам и высылать заверенные копии, обычные копии или выдержки из административных документов при получении заявки от органа запрашивающей Стороны.

Статья 15

Заявки на получение справок

При поступлении заявки по административным вопросам от органа запрашивающей Стороны Договаривающиеся Стороны обязуются исполнить ее, наводя справки или используя какие-либо другие способы по форме, установленной или разрешенной законодательством, или процедурой, используемой запрашиваемой Стороной, но без применения принудительной силы.

Статья 16

Конкретная цель запрашиваемой информации

1. В соответствии с условием, поставленным центральным органом запрашиваемой Стороны, запрашивающий орган может использовать информацию или документы, представленные в соответствии с данной Конвенцией, только в целях, указанных в заявке на оказание помощи.

2. Любая Договаривающаяся Сторона в любой момент может сформулировать оговорку к положениям пункта 1 данной статьи в той мере, в которой ее законодательство, регулирующее доступ общественности к административной документации, разрешает исполнение заявки.

3. Центральный орган запрашиваемой Стороны может в каждом конкретном случае отказать в исполнении любой заявки, исходящей от органа Стороны, которая сформулировала такую оговорку.

Статья 17

Орган, которому предоставлено право давать ответы

1. Центральный орган запрашиваемой Стороны, который получил заявку, может сам составить ответ, если компетентен в этом, или передать заявку органу, которому предоставлено право давать ответы.

2. Центральный орган запрашиваемой Стороны в соответствующих случаях или по причинам административной организации с согласия запрашивающего органа может передать заявку на оказание помощи по вопросу права, упоминаемому в статье 13, частной организации или квалифицированному юристу для составления ответа.

Статья 18

Специальные расходы

1. Расходы, связанные с оплатой труда экспертов и переводчиков, оказывающих помощь в исполнении заявки, покрываются запрашивающей Стороной.

2. Это же относится и к случаю, когда ответ на заявку о предоставлении информации по вопросу права, упоминаемому в статье 13, подготавливается, с согласия запрашивающей Стороны, частной организацией или квалифицированным юристом.

Глава III. Письменные запросы по административным вопросам

Статья 19

Получение свидетельств

1. Административный трибунал или какой-либо другой орган, исполняющий юридические функции по административным вопросам в одной из Договаривающихся Сторон, может, в соответствии с положениями законов данной Стороны, направить письменный запрос центральному органу другой Договаривающейся Стороны с просьбой через компетентный орган получить свидетельства по административным вопросам в той мере, в какой порядок получения таких свидетельств может быть использован в рассматриваемом случае в стране, которой адресован запрос.

2. Письменный запрос не должен быть использован для получения свидетельств, которые не предназначаются для применения в делах, которые уже взяты или будут приняты к производству.

3. В исполнении письменного запроса может быть отказано на том основании, что в запрашиваемой стране это не входит в компетенцию административного трибунала или любого другого органа, выполняющего юридические функции по административным вопросам.

Статья 20

Применяемые законы и специальная форма

1. Орган, отвечающий за исполнение письменных запросов, должен применять внутригосударственное право относительно используемых методов, процедуры и средств принуждения.

2. Однако следует с уважением отнестись к желанию запрашивающего органа придерживаться специальной формы, если последняя не противоречит законам и процедуре запрашиваемой Стороны, в особенности там, где они касаются уведомления заинтересованных Сторон о том, когда и где будет исполнен запрос.

3. При исполнении письменного запроса соответствующее лицо может отказаться от дачи свидетельств вследствие того, что оно имеет на это привилегию или право:

a) в соответствии с законами запрашиваемой Стороны; или

b) в соответствии с законами запрашивающей Стороны, и привилегия или право указана(о) в письменном запросе, или, по просьбе запрашиваемого органа, подтверждена(о) этому органу запрашивающей Стороной.

Статья 21

Специальные расходы

Расходы, связанные с оплатой труда экспертов и переводчиков, оказывающих помощь в исполнении письменных запросов, покрываются запрашивающей Стороной. То же самое относится и к случаю, когда заявка на применение конкретной формы процедуры вызывает специальные расходы.

Статья 22

Сбор свидетельств дипломатическими или консульскими работниками

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»