Действующий

Рекомендация о развитии образования взрослых

РЕКОМЕНДАЦИЯ
 о развитии образования взрослых


от 26 ноября 1976 года

Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, 19-я Сессия которой проходила в Найроби с 26 октября по 30 ноября 1976 года, напоминая о принципах, изложенных в Статьях 26 и 27 Всеобщей декларации прав человека, которые гарантируют и оговаривают право каждого человека получать образование и свободно участвовать в культурной жизни, заниматься искусством и наукой, а также о принципах, изложенных в Статьях 13 и 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, принимая во внимание, что образование неотделимо от демократии, от ликвидации привилегий и от содействия в рамках всего общества идеям автономии, ответственности и диалога, принимая во внимание, что доступ взрослых к образованию, в перспективе непрерывного образования, является одним из основных аспектов права на образование и способствует осуществлению права принимать участие в политической и культурной жизни, заниматься искусством и наукой, принимая во внимание, что в целях всестороннего развития человеческой личности, в частности в связи с быстрыми темпами научно-технических, экономических и социальных изменений, образование должно рассматриваться в глобальном масштабе и как непрерывный процесс, принимая во внимание, что развитие образования взрослых, в контексте непрерывного образования, необходимо для обеспечения более рационального и более справедливого распределения ресурсов в области образования между молодежью и взрослыми и между различными социальными группами, а также для обеспечения лучшего взаимопонимания и более эффективного сотрудничества между поколениями и большего политического, социального и экономического равенства между социальными группами и между полами, будучи убежденной, что образование взрослых как неотъемлемая часть непрерывного образования может решительно содействовать экономическому и культурному развитию, социальному прогрессу и делу мира во всем мире, а также развитию систем образования, учитывая, что приобретенный опыт в области образования взрослых должен постоянно содействовать выработке новых методов обучения, а также реформе систем образования в целом, учитывая, что грамотность общепризнанна как один из решающих факторов политического и экономического развития, технического прогресса, социальных и культурных преобразований и что поэтому ее распространение должно быть неотъемлемой частью любого плана образования взрослых, подтверждая, что достижение этой цели влечет за собой создание положения, позволяющего взрослым выбирать из разнообразия форм образовательной деятельности, цели и содержание которой были определены с их участием, такие формы, которые лучше всего отвечают их потребностям и наиболее непосредственно соответствуют их интересам, учитывая разнообразие существующих в мире форм подготовки и образования, а также особые проблемы, присущие странам, системы образования которых еще слабо развиты или недостаточно приспособлены к национальным потребностям, чтобы претворить в жизнь выводы, заявления и рекомендации 2-й и 3-й Международных конференций по образованию взрослых (Монреаль, 1960 год, Токио, 1972 год) и в той мере, в какой это касается соответствующих пунктов Всемирной конференции по международному году женщины (Мехико, 1975 год), желая внести новый вклад в осуществление принципов, изложенных в рекомендациях Международной конференции по народному образованию, адресованных министерствам народного образования, о доступе женщин к образованию (Рекомендация N 34, 1952 год), о возможности образования в сельских районах (Рекомендация N 47, 1958 год), о распространении грамотности и об образовании взрослых (Рекомендация N 58, 1965 год), в Декларации, принятой на Международном симпозиуме по распространению грамотности в Персеполе (1975 год), и в Рекомендации о воспитании в духе уважения прав человека и основных свобод, принятой на 18-й Сессии Генеральной конференции (1974 год), принимая во внимание положения пересмотренной Рекомендации о техническом и профессиональном образовании, принятой на 18-й Сессии Генеральной конференции (1974 год), и Резолюции 3.426, принятой на той же сессии с целью принятия международного акта, касающегося деятельности по обеспечению для широких слоев населения свободного демократического доступа к культуре и возможности активного участия в культурной жизни общества, принимая также во внимание, что Международная организация труда приняла ряд актов, касающихся различных аспектов образования взрослых, и, в частности, Рекомендацию о профессиональной ориентации (1949 год), Рекомендацию о профессиональной подготовке (сельское хозяйство) (1956 год), а также Конвенцию и Рекомендацию об оплачиваемых учебных отпусках (1974 год) и о развитии людских ресурсов (1975 год), приняв решение на своей 18-й Сессии о том, что образование взрослых будет предметом рекомендации государствам-членам, принимает сего 26 дня ноября 1976 года настоящую Рекомендацию:

Генеральная конференция рекомендует государствам-членам применять нижеследующие положения, приняв законодательные или иные необходимые меры, в соответствии с конституционной практикой каждого государства для осуществления принципов, изложенных в настоящей Рекомендации.

Генеральная конференция рекомендует государствам-членам довести настоящую Рекомендацию до сведения как компетентных органов, служб и учреждений, ведающих вопросами образования взрослых, так и различных организаций, осуществляющих деятельность по образованию взрослых, а также профсоюзных организаций, ассоциаций и предприятий и других заинтересованных сторон.

Генеральная конференция рекомендует государствам-членам представить в сроки и в форме, которые она определит, доклады о мерах, принятых ими во исполнение настоящей Рекомендации.