Принят
на седьмом пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ
(постановление N 7-13
от 17 февраля 1996 года)
Настоящий рекомендательный законодательный акт предназначен для ориентации государств - участников Содружества Независимых Государств* в части правового регулирования отношений в области экологической экспертизы и имеет целью реализацию конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий на нее хозяйственной и иной деятельности.
_______________
* В дальнейшем - государство.
Экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.
Национальное законодательство государств об экологической экспертизе основывается на соответствующих положениях Конституции государства, национальных законодательных актов государств об охране окружающей среды и состоит из настоящего Закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов государства, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов государства.
Экологическая экспертиза основывается на принципах:
- презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
- обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
- комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
- обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
- достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
- независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
- научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
- гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;
- ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
В государстве осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.
1. Глава государства обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в области экологической экспертизы.
2 Парламентский (законодательный) орган власти государства обеспечивает соответствие законодательных актов государства национальному законодательству государства об экологической экспертизе.
3. Орган исполнительной власти (правительство) государства в области экологической экспертизы:
- утверждает порядок проведения государственной экологической экспертизы;
- контролирует исполнение национального законодательства государства об экологической экспертизе национальными органами государственной власти;
- осуществляет меры по обеспечению соблюдения законов, а также по обеспечению прав граждан и юридических лиц в области экологической экспертизы;
- ежегодно отчитывается о своей деятельности в области экологической экспертизы перед главой государства
К ведению субъектов государства в области экологической экспертизы на соответствующих территориях относятся:
- правовое регулирование отношений в области экологической экспертизы посредством принятия в развитие настоящего Закона государства нормативных правовых актов в области экологической экспертизы с учетом специфики экологических, социальных и экономических условий соответствующего субъекта государства;
- получение от соответствующих органов информации об объектах экологической экспертизы, реализация которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территории определенного субъекта государства;
- делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов экологической экспертизы в случае реализации этих объектов на территории определенного субъекта государства и в случае возможного воздействия на окружающую природную среду в пределах территории определенного субъекта государства хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другим субъектом государства;
- осуществление контроля за исполнением национального законодательства государства об экологической экспертизе и законодательства субъектов государства об экологической экспертизе;
- информирование населения о намечаемых и проводимых экологических экспертизах и их результатах;
- решение других вопросов в указанной области в случаях, если они не отнесены к ведению государства.
1. К полномочиям национального специально уполномоченного органа в области экологической экспертизы относятся:
- разработка порядка и регламента проведения государственной экологической экспертизы;
- организация и проведение государственной экологической экспертизы объектов, указанных в статье 11 настоящего закона, в том числе формирование экспертных комиссий государственной экологической экспертизы;
- установление правил определения срока и условий действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
- разработка, пересмотр и утверждение нормативно-технических и инструктивно-методических документов, обеспечивающих реализацию настоящего закона в части проведения государственной экологической экспертизы;
- научное и методологическое обеспечение государственной экологической экспертизы;
- организация информационного обеспечения государственной экологической экспертизы, в том числе формирование и ведение банков данных о намечаемой деятельности, о реализации объекта экологической экспертизы и о негативном воздействии намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду;
- проведение семинаров, конференций по вопросам методологии, методам и формам осуществления государственной экологической экспертизы, по вопросам обмена опытом в ее проведении и по вопросам повышения качества эколого-экспертной деятельности в государстве;
- обеспечение реализации единой политики в организационно-методической деятельности территориальных специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы;
- координация в пределах государственной экологической экспертизы территориальными специально уполномоченными органами в области экологической экспертизы;
- выборная проверка проведения государственной экологической экспертизы территориальными специально уполномоченными органами в области экологической экспертизы;
- участие в подготовке перечня видов деятельности в области природопользования, подлежащей лицензированию;
- осуществление контроля за соблюдением настоящего Закона и иных нормативных правовых актов государства в области экологической экспертизы при организации и проведении государственной экспертизы;
- ведение государственных реестров экспертов государственной экологической экспертизы;
- взаимодействие с органами исполнительной власти государства по вопросам экологической экспертизы;
- взаимодействие в установленном порядке с органами иностранных государств, осуществляющими экологическую экспертизу, по вопросам, которые представляют взаимный интерес;
- рассмотрение разногласий, возникающих в процессе экологической экспертизы между территориальными специально уполномоченными органами в области экологической экспертизы.
2. Национальный специально уполномоченный орган в области экологической экспертизы имеет право:
- организовывать, проводить и принимать участие в совместных экологических экспертизах государств, интересы которых затрагиваются намечаемой хозяйственной или иной деятельностью;
- привлекать к проведению государственной экологической экспертизы иностранных ученых и иностранных специалистов в установленном национальным законодательством государства порядке, за исключением тех объектов экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну;
- получать бесплатно от органов исполнительной власти государства, органов власти субъектов государства, государственных организаций независимо от их принадлежности информацию, необходимую для выполнения задач в области экологической экспертизы, и иметь доступ к находящимся в их распоряжении материалам и документам по окружающей природной среде и возможным последствиям негативного воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности;
- направлять в банковские организации представления о приостановлении (прекращении) финансирования, кредитования и других финансовых операций в отношении объектов экологической экспертизы, не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы;
- осуществлять в пределах своей компетенции иные действия, не противоречащие национальному законодательству государства и необходимые для реализации своих полномочий в области экологической экспертизы.
3. Национальный специально уполномоченный орган в области экологической экспертизы обязан:
- обеспечивать соответствие порядка проведения государственной экологической экспертизы требованиям настоящего Закона, иных законов государства, а также требованиям нормативно-технических и инструктивно-методических документов;
- предварительно информировать органы государственной власти субъектов государства и органы местного самоуправления о проведении заседаний экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по объектам экологической экспертизы, реализуемым на территории соответствующего субъекта государства;
- предоставлять для ознакомления заказчику, подавшему заявление о проведении государственной экологической экспертизы, нормативно-технические и инструктивно-методические документы, регламентирующие организацию и проведение государственной экологической экспертизы;
- предоставлять для ознакомления общественным организациям (объединениям), осуществляющим общественную экологическую экспертизу, нормативно-технические документы, которые устанавливают требования к проведению государственной экологической экспертизы;
- направлять органам местного самоуправления, общественным организациям (объединениям) и гражданам, представившим аргументированные предложения по объекту экологической экспертизы, материалы о рассмотрении этих предложений при проведении государственной экологической экспертизы и материалы, содержащие информацию о заключении государственной экологической экспертизы;
- предоставлять средствам массовой информации по их запросам сведения о результатах проведения государственной экологической экспертизы;
- информировать органы законодательной и исполнительной власти субъектов государства по их запросам о результатах проведения государственной экологической экспертизы;
- готовить и передавать соответствующие материалы правоохранительным органам для решения вопросов о привлечении к ответственности лиц, виновных в совершении нарушения национального законодательства государства об экологической экспертизе.
1. К полномочиям территориальных специально уполномоченных органов государства в области экологической экспертизы относятся: организация и проведение государственной экологической экспертизы объектов, указанных в статье 12 настоящего Закона, в том числе формирование экспертных комиссий государственной экологической экспертизы;
- установление срока и условий действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
- разработка, пересмотр и утверждение нормативно-технических и инструктивно-методических документов, обеспечивающих реализацию настоящего Закона в части проведения государственной экологической экспертизы в пределах территории соответствующего субъекта государства;
- нормативно-техническое, научно-методическое, методологическое обеспечение проведения государственной экологической экспертизы, координация научных исследований по формированию базы нормативно-технических документов, направленных на реализацию национального законодательства государства об экологической экспертизе в пределах соответствующего субъекта государства;
- организация информационного обеспечения государственной экологической экспертизы, в том числе формирование и ведение банков данных о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, о реализации объекта экологической экспертизы и о влиянии намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду в пределах территории соответствующего субъекта государства;