Недействующий

О дополнении части первой Налогового кодекса Российской Федерации статьей 129.2 и внесении дополнений в главу 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О дополнении части первой Налогового
кодекса Российской Федерации статьей 129.2 и внесении дополнений в главу 26.3
части второй Налогового кодекса Российской Федерации"



Данный законопроект вносится в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации. Настоящая пояснительная записка включает обоснование необходимости принятия предлагаемого законопроекта, его целей, основных положений, а также прогноза социально - экономических последствий.

Целью разработки данного законопроекта является упорядочение процесса администрирования единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (глава 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации - далее НК РФ) путем введения свидетельства о применении системы налогообложения в виде единого налога и ответственности за нарушение срока подачи заявления о выдаче свидетельства - дополнение НК РФ статьями 346.28.1 и 129.2 соответственно.

1. Действующая глава 26.3. НК РФ не устанавливает систему контроля за осуществлением налогоплательщиками деятельности в течение налогового периода и контроля натуральных (физических) показателей предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход. Положения новой системы налогообложения в виде единого налога таковы, что налогоплательщики, осуществлявшие в частности розничную нестационарную и разносную торговлю и автотранспортные услуги в том или ином налоговом периоде, и "не замеченные" налоговыми органами представляют декларации за 1 или 2 месяца из 3 (а так же занижают физические показатели), "нулевые" декларации или вообще не отчитываются.

Бремя доказательства факта осуществления деятельности, количества физических показателей за каждый месяц налогового периода и вытекающей из этого обязанности налогоплательщика по уплате единого налога ложится на налоговые органы: ежемесячное (3 раза в квартал, 12 раз в год) осуществление "отлова и переписи" торгующих на ярмарках, рынках (как на организованных, так и стихийных), ведение ежемесячного учета всех частников - таксистов, маршрутных такси, водителей, осуществляющих грузоперевозки.

В этих условиях сокращается количество плательщиков и поступление единого налога в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. А проведение полного контроля за гражданами, осуществляющими деятельность, за ведением ими учета натуральных (физических) показателей трудно осуществимо и требует значительных трудовых затрат - не меньше, чем общее поступление единого налога в бюджеты всех уровней. Высокая трудоемкость оформления документов об обследовании предпринимательской деятельности, отсутствие ответственности, делает рейдовые мероприятия в целях выявления лиц (в частности индивидуальных предпринимателей), осуществляющих предпринимательскую деятельность и уклоняющихся от уплаты единого налога, малоэффективными, вследствие чего налоговыми органами они практически не проводятся.

По данным УМНС РФ по Курганской области количество учтенных в налоговых органах налогоплательщиков (представивших налоговые декларации), осуществляющих виды предпринимательской деятельности, облагаемые единым налогом, в 2003 году по сравнению с 2002 годом (по состоянию на 1 июля):

розничная торговля - количество плательщиков сократилось с 8 380 до 7 622 (- 9 %), при этом количество организаций увеличилось на 58,5 %, а индивидуальных предпринимателей уменьшилось на 1 013 человек или 12,7 %.

оказание услуг общественного питания - количество плательщиков увеличилось с 203 до 221 (+ 8,9 %), при этом количество организаций увеличилось на 47,2 %, а индивидуальных предпринимателей уменьшилось на 12,2 %.

оказание бытовых услуг - количество плательщиков увеличилось с 1 194 до 1 240 (+ 46 или 3,8 %), при этом количество организаций увеличилось на 8,4 %, а индивидуальных предпринимателей - на 3,2 %.

оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств - количество плательщиков увеличилось с 248 до 293 (+ 45, в т.ч. 28 - организаций, или 18,15 %).

оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов - количество плательщиков сократилось с 698 до 619 (- 79, в т.ч. 78 - предприниматели, или 11,3 %).

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, действовавшая до 1 января 2003 года (Федеральный закон от 31.07.1998 г. N 148-ФЗ) в этом плане, безусловно, имела значительное преимущество, предусматривая подачу налогоплательщиком в налоговый орган расчета, получение уведомления о переводе и свидетельства об уплате налога.

2. В целях повышения эффективности применения единого налога законопроектом предлагается установление документа в форме "Свидетельства о применении системы налогообложения в виде единого налога" - пункт 2 статьи 2 законопроекта (статья 346.28.1 НК РФ). Введение свидетельства направлено на совершенствование законодательства в сфере правового регулирования единого налога в части усиления контроля за налогоплательщиками, упорядочения процесса администрирования данного источника доходов бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов.

2.1. Статья 346.28.1 законопроекта состоит из восьми пунктов, определяющих:

- объекты и субъекты деятельности, на каждый из которых выдается свидетельство;

- реквизиты свидетельства;

- сроки подачи заявления о выдачи свидетельства (заявления об изменении физического показателя по объекту организации торговли или оказания услуг) для категорий налогоплательщиков различных по сроку начала осуществления деятельности, облагаемой единым налогом, реквизиты заявления;

- сроки выдачи и получения свидетельства;

- форму и порядок выдачи свидетельства - устанавливаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам;

- правила обращения со свидетельством;

- место хранения (нахождения) свидетельства при осуществлении деятельности, при прекращении (приостановлении) деятельности, порядок возврата при возобновлении ранее приостановленной деятельности;

- ответственность за нарушение налогоплательщиками срока подачи заявления о выдаче свидетельства - вводится статья 129.2 НК РФ.

2.2. Дополнение статьи 346.27 понятием "объекты организации торговли и оказания услуг" (территориально обособленные и преимущественно специально оборудованные места, в том числе стационарные здания или их части, строения, земельные участки, предназначенные для организации торговли и оказания услуг) связано с определением отдельной единицы, на каждую из которых будет выдаваться отдельное свидетельство.

2.3. Указание в свидетельстве (заявлении) особенностей ведения предпринимательской деятельности, в зависимости от которых по решению законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации устанавливаются значения корректирующего коэффициента К2 позволит более гибко учитывать при исчислении единого налога продолжительность работы налогоплательщиков в течение суток, недели, календарного месяца (при установлении понижающих значений К2) и с учетом даты прекращения (периода приостановления) деятельности.

Законопроект предусматривает упорядочение приостановки деятельности налогоплательщиков посредством уведомления - сдачи свидетельства и получения его обратно при ее возобновлении.

2.4. Положения пункта 9 статьи 346.29 дают возможность налогоплательщикам варьировать в течение месяца величиной физического показателя для целей налогообложения. Данный законопроект (абзац пятый пункта 4 статьи 346.28.1 НК РФ) предусматривает подачу налогоплательщиком заявления об изменении физического показателя по объекту организации торговли или оказания услуг либо заявление о выдаче свидетельства на каждое дополнительное транспортное средство, или работника, или объект организации деятельности, в срок не позднее пяти дней с даты изменения.

2.5. Свидетельство будет действовать в течение календарного года.

Содержащаяся в свидетельстве и заявлениях налогоплательщиков информация будет использоваться при проведении проверок (рейдовых, камеральных и выездных) деятельности налогоплательщиков по итогам и в течение налогового периода.