Рекомендация Rec (2001) 15
Комитета министров Совета Европы государствам-членам по
вопросам преподавания истории в Европе в XXI веке

(принята Комитетом министров 31 октября 2001 года
на 771-м заседании на уровне представителей)


Комитет министров на основе статьи 15.б Устава Совета Европы,

считая, что цель Совета Европы заключается в более тесной сплоченности его членов;

принимая во внимание Европейскую культурную конвенцию, подписанную в Париже 19 декабря 1954 года, которая призывает государства, ее подписавшие, к стимулированию изучения и развития новых взглядов на историю человечества на территории Договаривающихся Сторон;

ссылаясь на Венскую (1993 год) и Страсбургскую (1997 год) встречи на высшем уровне, в ходе которых главы государств и правительств государств - членов Совета Европы:

- выразили пожелание наделить Совет Европы полномочиями по внесению своего вклада в поиск решения проблем, с которыми европейская цивилизация столкнется в XXI веке;

- посчитали необходимым усилить взаимное понимание и доверие между народами, в частности, путем принятия программ преподавания истории, направленных на устранение предрассудков и усиление взаимного положительного влияния друг на друга различных стран, религий и идей в историческом развитии Европы;

- вновь подчеркнули, что основные вызовы завтрашнего дня на европейском континенте назревают в области образования и культуры;

подтверждая, что идеологические фальсификация и манипуляции несовместимы с основными принципами Совета Европы, закрепленными в его Уставе;

основываясь на рекомендациях Парламентской ассамблеи относительно европейской системы воспитания (Рекомендация 1111 (1989) и изучения истории в Европе (Рекомендация 1283 (1996);

напоминая о Резолюции N 1, принятой на 19-м заседании Постоянной конференции европейских министров образования, посвященном теме "Тенденции к сближению в методах преподавания в Европе" (Кристьянсан, Норвегия, 1997 год), а также о выводах и резолюции 20-го заседания Постоянной конференции европейских министров образования относительно проекта "Изучение и преподавание истории Европы в XX веке" (Краков, Польша, 2000 год);

основываясь на декларации неформальной конференции министров образования стран Юго-Восточной Европы (Страсбург, 1999 год), содержащей рекомендацию о принятии прагматических мер в областях, в которых Совет Европы имеет признанную репутацию на протяжении длительного периода времени, включая, в частности, преподавание истории;

принимая во внимание декларацию, принятую на Региональной конференции министров образования государств кавказского региона (Тбилиси, Грузия, 2000 год);

учитывая Рекомендацию N R (98) 5 Комитета министров государствам - членам Совета Европы относительно методов преподавания исторического наследия, в которой подчеркивается, что путем преподавания этой дисциплины, открывающей путь для лучшего понимания прошлого, можно спрогнозировать будущее;

принимая во внимание Резолюцию (98) 4 Комитета министров о мероприятиях Совета Европы в культурной области;

учитывая Рекомендацию N R (2000) 1 Комитета министров государствам - членам Совета Европы относительно развития трансграничного сотрудничества между территориальными сообществами и властями в области культуры, в которой уточняется, что данное сотрудничество помогает молодежи приобрести общеевропейское видение проблем путем ее приобщения к различным историко-культурным традициям;

принимая во внимание резолюции 5-й Европейской конференции министров, ответственных за вопросы, связанные с культурным наследием (Портороз, Словения, 2001 год), в которых была подтверждена принципиальная линия на преподавание истории исходя из понимания и объяснения культурного наследия, а также на основе выделения его межнационального характера;

учитывая Рекомендацию N R (2000) 13 Комитета министров государствам - членам Совета Европы относительно европейской политики в области допуска к архивам Совета Европы, которая подчеркивает возрастающий интерес населения к истории, утверждая, что лучшее знание недавней европейской истории может способствовать предотвращению конфликтов, а также призывает к проведению общеевропейской политики в области доступа к архивам, основанной на принципах, совместимых с демократическими ценностями;

основываясь на Рекомендации N R (97) 20 Комитета министров государствам - членам Совета Европы о "призывах к разжиганию вражды", в которой данные призывы определяются как любая форма выражения идей, пропагандирующих, побуждающих, поощряющих или оправдывающих вражду на этнической почве, ксенофобию или антисемитизм, а также отмечается, что они могут иметь более серьезные последствия в случае распространения через средства массовой информации:

принимая во внимание предшествующую работу Совета Европы в области преподавания истории, строившуюся на принципе положительного эффекта от взаимного проникновения и влияния между народами, в частности, проделанную в послевоенный период, когда основной упор делался на отказе от учебников истории, написанных с определенными установками, и последующую работу над проектом "История в Новой Европе", а также программу "Преподавание истории и новая инициатива Генерального секретаря", которая помогла республикам бывшего Советского Союза в разработке новых методологий преподавания истории, издания учебников и подготовки профессорско-преподавательского состава;

ознакомившись с результатами проекта "Изучение и преподавание истории Европы в XX веке" и с методологическими пособиями для профессорско-преподавательского состава, которые были представлены на Заключительной конференции по проекту "Перекрестные взгляды на XX век", проходившей с символическими целями в Доме истории Германии (Бонн, 2001 год);

отмечая, что проект "Изучение и преподавание истории Европы в XX веке", в частности, позволил:

- достигнуть значительного прогресса в разработке плюралистической и толерантной концепции преподавания истории, в частности, путем развития индивидуальных способностей и анализа;

- сделать доступными последние достижения в области педагогики с помощью новых информационных технологий и дидактического материала;

- разработать примеры открытых подходов к деликатным вопросам истории Европы в XX веке;

рекомендует правительствам государств - членов Совета Европы, проявляя уважение к их конституционному строю, положению в целом по стране и на местах, а также к системам образования:

- руководствоваться принципами, изложенными в приложении к настоящей Рекомендации, при проведении реформ преподавания истории и подготовки соответствующего профессорско-преподавательского состава;

- обеспечить в соответствии с национальными, региональными и местными процедурами, чтобы государственные органы и частные компании их стран были информированы о принципах, закрепленных в настоящей Рекомендации, путем распространения соответствующих документов, составивших основу для ее принятия, в частности, педагогических пособий, разработанных в рамках проекта "Изучение и преподавание истории Европы в XX веке";

- продолжить в соответствии с условиями, которые предстоит определить, деятельность в области преподавания истории для укрепления отношений доверия и терпимости между народами и государствами, а также для нахождения адекватных ответов на вызовы XXI века;

- использовать также в комплексе другие проекты Совета Европы, в частности, проект об "Обучении демократическому гражданству" и осуществленные работы в области культурного наследия;

предлагает Генеральному секретарю Совета Европы довести данную Рекомендацию до сведения государств, являющихся сторонами Европейской культурной конвенции, но не являющихся членами Совета Европы.

Приложение
к Рекомендации Rec (2001) 15

     

1. Цели преподавания истории в XXI веке


Преподавание истории в демократической Европе должно:

- занять основное место в воспитании активных и сознательных граждан, а также в развитии уважения к всевозможным различиям, основанного на восприятии национальной принадлежности и принципов терпимости;

- быть решающим фактором в примирении, признании, понимании и взаимном доверии между народами;

- играть основную роль в распространении основных ценностей, таких, как терпимость, права человека и демократия;

- представлять одно из принципиальных звеньев в свободно-возведенной европейской конструкции, основанной на общем историко-культурном наследии и обогащенной его разнообразием, даже конфликтного и порой драматического характера;

- вписаться в воспитательную политику, нацеленную на развитие и расширение познаний молодежи, с учетом планов опоры на нее в построении Европы завтрашнего дня, а также на мирное развитие человеческого сообщества в общепланетарной перспективе на основах взаимного понимания и доверия;

- позволить развить у учащихся интеллектуальные способности к анализу и толкованию информации в критическом и ответственном духе через диалог, поиск исторических фактов и открытые дебаты, основанные, в частности, на плюралистическом подходе к противоречивым и чувствительным вопросам;

- позволить европейскому гражданину ощутить свою индивидуальность и принадлежность к соответствующему сообществу путем получения знаний об общем историко-культурном наследии в его местном, региональном, национальном, европейском и мировом масштабах;

- быть инструментом по предотвращению преступлений против человечества.

2. Уроки истории


Преподавание истории не должно превращаться в инструмент идеологических манипуляций, пропаганды или распространения националистических, ксенофобских, расистских, антисемитских взглядов или нетерпимости.

Научные исследования и преподавание истории в школе не могут рассматриваться ни с какой точки зрения совместимыми с основными ценностями и Уставом Совета Европы, если они позволяют или способствуют распространению ошибочных взглядов на историю с помощью следующих средств:

- фальсификации исторических фактов, подтасовок статистики, подделок в изобразительных средствах и т.д.;

- выделения одного события для оправдания или замалчивания другого;

- изменения событий прошлого и пропагандистских целях;

- придания националистической окраски прошлому, способной создать барьеры между "нами" и "ими";

- манипуляции с историческими источниками;

- отрицания исторических фактов;

- предвзятого обращения с историческими фактами.

3. Европейское измерение в преподавании истории


Европейская конструкция является субстанцией, сочетающей одновременно свободный выбор европейцев с исторической реальностью, и служит следующим целям:

- показать длительные исторические связи между местным, региональным, национальным и европейским уровнями;

- способствовать преподаванию исторических событий или фактов, европейское измерение которых является наиболее очевидным, в частности, исторических и культурных событий и движений, являющихся составляющими европейского сознания;

- развивать всеми возможными средствами, в частности с помощью информационных технологий, проекты сотрудничества и обменов между школами по темам относительно истории Европы;

- развивать интерес учащихся к истории других европейских стран;

- вводить и развивать преподавание истории европейской конструкции.

В целях продвижения европейского измерения в преподавании истории в демократической Европе без конфликтов и в новых границах следует:

- принять во внимание результаты работ, осуществленных в рамках проекта "Изучение и преподавание истории в XX веке" Советом по культурному сотрудничеству как в отношении их содержания, так и методологического подхода;

- основываться на программах Совета Европы, посвященных реформе преподавания истории и подготовке новых учебников и методических пособий в рамках деятельности по развитию и укреплению демократической стабильности;

- исходить из программ Совета Европы о распространении и преподавании культурно-исторического наследия;

- распространять как можно шире педагогические пособия, изданные в рамках проекта "Изучение и преподавание истории Европы в XX веке" с соответствующим использованием информационных технологий и средств связи;

- усилить содействие в подготовке новых школьных программ и норм по преподаванию истории, включая разработку новых школьных учебников, в частности, в России, странах Закавказья, Юго-Востока Европы и региона Черного моря;

- использовать программу Совета Европы для продолжения подготовки преподавательского состава в целях применения новых познаний в европейском контексте, позволяющую преподавателям сопоставлять свои точки зрения с приобретенным опытом.

4. Содержание программ


Преподавание истории в том случае, если оно не предусматривает накопление энциклопедических знаний, должно тем не менее включать:

- расширение европейского измерения, принимаемого во внимание при разработке программ, в целях привития учащимся "европейского сознания", открывающего взгляд на мир;

- развитие у учащихся критического взгляда на вещи, независимого и объективного мышления, отказа от манипуляций;

- ознакомление с историческими событиями и вехами Европы на местном, национальном, европейском и мировом уровнях через призму значимых периодов и фактов;

- изучение всех измерений Европы, т.е. не только политического, но и экономического, социального и культурного;

- развитие восприятия поиска и любознательности, в частности, используя методику научных исследований в рамках изучения исторического и культурного наследия, позволяющую понимать влияние между различными культурами;

- устранение предубеждений и стереотипов путем основной опоры в программах на взаимное положительное влияние между различными странами, религиями, школами философской мысли в историческом развитии Европы;

- критическое изучение зигзагов истории, произошедших в результате отрицания исторической неизбежности, фальсификации, преступной небрежности, замалчивания или идеологического прилаживания;

- изучение спорных вопросов путем учета фактов, мнений, различных точек зрения, а также поиском правды.

5. Методы познания

     
     Использование источников


Должны использоваться самые разнообразные дидактические источники в целях познания исторических фактов и их критического и аналитического изучения и, в частности:

- открытые архивы, в частности, в странах Центральной и Восточной Европы, которые открывают доступ к подлинным документам, чего не было до настоящего времени;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»