Недействующий

О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в
законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением
полномочий органов государственной власти субъектов Российской
Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации, а также расширением перечня
вопросов местного значения муниципальных образований"


Проект федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований" (далее - законопроект) подготовлен в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2004 года N МФ-П16-4980, направлен на реализацию решений Государственного Совета Российской Федерации от 1 июня 2004 года и завершает процесс плановых изменений федерального законодательства в связи с разграничением полномочий между уровнями публичной власти.

Законопроект подготовлен в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации и системообразующими законами Российской Федерации и направлен на реализацию положений статьи 72 Конституции Российской Федерации, определяющей вопросы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Представленный законопроект вносит изменения в федеральные законы по двум основным блокам полномочий и предусматривает:

- расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, финансирование осуществления которых производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета);

установление полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, финансирование осуществления которых производится за счет субвенций, передаваемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

Принятие Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" привело отраслевое законодательство в соответствие с требованиями федеральных законов от 4 июля 2003 года  95-ФЗ и от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ.

В рамках анализа полномочий предусмотренных отраслевым законодательством выявилась необходимость расширения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых ими за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), что и предусмотрено настоящим законопроектом.

В то же время часть полномочий по предметам совместного ведения, отнесённых к полномочиям Российской Федерации, сохранив правовое регулирование и контрольные функции за органами государственной власти Российской Федерации, целесообразно осуществлять органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счёт субвенций из федерального бюджета.

В силу этого законопроект предусматривает осуществление субъектами Российской Федерации ряда полномочий по предметам совместного ведения за счет субвенций из федерального бюджета.

В состав предусмотренных законопроектом полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансирование осуществления которых производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, входят полномочия двух типов:

- полномочия, не требующие дополнительных финансовых расходов (участие в урегулировании коллективных трудовых споров, установление порядка пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых и т.п.);

- полномочия, финансирование которых до настоящего времени осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, и не учитывалось в составе расходных обязательств Российской Федерации при расчете доходных источников, закрепляемых для осуществления расходных полномочий за каждым уровнем бюджетной системы поправками в Налоговый и Бюджетный кодексы Российской Федерации (создание и обеспечение охраны природных парков и ботанических садов регионального значения, ведение Красной Книги субъекта Российской Федерации и т. п.).

В силу этого, расширение полномочий, предусмотренных настоящим законопроектом, не требует дополнительных финансовых средств из федерального бюджета.

Законопроект разработан с учетом требований пунктов 7 и 8 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и включает в себя расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с перечнем полномочий, утверждённых Протоколом совещания у Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации от 02 сентября 2004 года N ДК-П18-3-пр.

В соответствие с пунктом 7 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, не вошедшие в пункт 2 указанной статьи и установленные иными федеральными законами, осуществляются за счет субвенций из федерального бюджета.

Федеральные законы, предусматривающие осуществление полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счёт субвенций из федерального бюджета вводятся в действие ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, если в нём предусмотрено предоставление бюджету субъекта Российской Федерации указанных субвенций.

Данные субвенции предусматриваются в составе Фонда компенсаций федерального бюджета и должны находиться в пределах объемов финансовых средств, предусмотренных в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год". В связи с этим, при сохранении общего объема средств на финансирование указанных полномочий потребуется лишь их постатейное перераспределение.

Структура законопроекта включает в себя 11 статей.

Статья 1 вносит изменения в Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", связанные с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по созданию и обеспечению охраны природных парков, дендрологических парков и ботанических садов регионального и местного значения, созданию, развитию и обеспечению охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения.

Статья 2 дополняет Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" новыми положениями, определяющими полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемые за счет субвенций из федерального бюджета, к которым относятся:

полномочия в сфере охраны и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, а также по организации, регулированию и охране водных биологических ресурсов:

1) осуществление охраны объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

2) регулирование использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением видов:

находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

подпадающих под действие международных договоров Российской Федерации;

отнесенных к особо ценным в хозяйственном отношении, перечень которых определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, в том числе естественно мигрирующих по территориям двух и более субъектов Российской Федерации;

3) воспроизводство объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

4) ведение учета и кадастра объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и отдельных объектов животного мира;