Двадцать пять основных критериев FATF,  препятствующих
международному сотрудничеству в борьбе с отмыванием денег

     
(2003 года)

А. Недостатки в финансовом законодательстве


(I) Отсутствие или неадекватные законы и контроль над финансовыми организациями.

1. Отсутствие или неэффективное законодательство и контроль над всеми финансовыми организациями в определенной стране или территории, офшорной или офшорной, на равноценной основе в соответствии с международными стандартами, относящимися к отмыванию денег.

(II) Неадекватные правила лицензирования и создания финансовых компаний, включая идентификацию менеджеров и бенефициарных владельцев.

2. Возможность для физических или юридических лиц управлять финансовой компанией без полномочий или регистрации или с минимальными требованиями по предоставлению полномочий и регистрации.

3. Отсутствие мер безопасности при передаче функций управления и контроля или регулирования крупными суммами средств в финансовых компаниях преступникам или их сообщникам.

(III) Неадекватная система идентификации клиентов, учреждающих финансовые компании.

4. Существование анонимных счетов или счетов, открытых на подставных лиц.

5. Недостаток эффективных законов, постановлений, соглашений между контролирующими органами и финансовыми организациями или саморегулирующих соглашений между финансовыми компаниями по идентификации клиентов и бенефициарных владельцев счетов:

- отсутствие порядка установления личности клиента;

- отсутствие требований по идентификации бенефициарных владельцев в случае, если имеют место сомнения относительно того, действует ли клиент от собственного имени:

- отсутствие порядка по новой идентификации клиента или бенефициарного владельца в случае, если появляются сомнения относительно его личности в процессе деловых отношений;

- отсутствие требований к финансовым компаниям по развитию новых программ по борьбе с отмыванием денег.

6. Недостатки юридических или регулирующих требований к финансовым компаниям или соглашениям между контролирующими органами и финансовыми организациями, а также саморегулирующие соглашения между финансовыми организациями по ведению учета и хранению в течение определенного времени (пять лет) документации, связанной с их клиентами, а также записи о внутренних и международных сделках.

7. Юридические и практические препятствия для доступа административных и судебных органов к информации, касающейся личности владельцев или бенефициарных владельцев, а также информации, связанной с проведенными сделками.

(IV) Чрезмерная конфиденциальность финансовых компаний.

8. Соблюдение чрезмерной конфиденциальности может быть воспринято негативно, но только не в случаях, когда она соблюдается в соответствии с требованиями уполномоченных административных органов в связи с требованиями, касающимися отмывания денег.

9. Соблюдение чрезмерной конфиденциальности может быть воспринято негативно, но только не в случаях, когда она соблюдается в соответствии с требованиями судебных органов в связи с раскрытием преступлений, связанных с отмыванием денег.

(V) Недостатки в системе предоставления информации о проведении подозрительных сделок.

10. Отсутствие эффективной системы отчетности о проведении подозрительных или необычных сделок в уполномоченные органы, которая призвана пресекать отмывание денег.

11. Отсутствие системы отслеживания, а также уголовных и административных санкций, касающихся обязательного предоставления информации о подозрительных и необычных сделках.

В. Недостатки в других регулирующих положениях


(I) Неадекватные законы и требования по регистрации коммерческих и юридических предприятий.

12. Неадекватные средства по идентификации, отчетности и предоставлению информации, касающейся юридических и коммерческих предприятий (название, юридическая форма, адрес, личности директоров, законы, предусматривающие ликвидацию предприятий).

(II) Недостатки в системе идентификации бенефициарного(ых) владельца(ев) юридического или коммерческого предприятия.

13. Недостатки в системе идентификации в финансовых компаниях бенефициарных владельцев и директоров/сотрудников компании или бенефициариев юридического или коммерческого предприятия.

14. Регулирующие и другие системы, позволяющие финансовым компаниям осуществлять деятельность в случаях, когда бенефициарные владельцы сделки неизвестны или представлены посредниками, которые отказываются предоставить такую информацию, без уведомления компетентных органов.

С. Недостатки в международном сотрудничестве


(I) Недостатки в международном сотрудничестве, допускаемые административными органами

15. Законы или законодательные акты, запрещающие международный обмен информацией между административными организациями, борющимися с отмыванием денег, а также непредоставление сведений, а также неправомерно строгие условия, связанные с обменом информацией.

16. Запрет соответствующих административных органов на проведение расследований или ответы на запросы от имени или за счет иностранных коллег.

17. Явное нежелание предоставлять информацию в ответ на запросы (т.е. отказ от принятия соответствующих мер, отсрочки при ответах).

18. Ограничивающая практика в международном сотрудничестве в борьбе против отмывания денег между контролирующими организациями или между управлениями по финансовому контролю для анализа и проведения расследований по подозрительным сделкам, особенно если эти сделки могут касаться налогов.

(II) Недостатки в международном сотрудничестве, допускаемые судебными органами

19. Непризнание отмывания "грязных" денег, полученных в результате совершения серьезных преступлений, незаконным видом деятельности.

20. Законы или постановления, запрещающие международный обмен информацией между судебными органами (особенно специальные условия международных соглашений по борьбе с отмыванием денег) или предъявление очень жестких условий на обмен информацией.

21. Явное нежелание отвечать на запросы, касающиеся юридической помощи (т.е. непринятие необходимых мер, отсрочки при ответах).

22. Отказ оказывать юридическую помощь в случаях, относящихся к правонарушениям, охарактеризованным таким образом запрашивающей стороной, особенно в случаях, относящихся к налогам.

D. Неадекватные меры по предотвращению незаконного отмывания денег


(i) Проблемы недостатка средств в частном секторе.

23. Недостаток финансовых, человеческих или технических ресурсов для административных и судебных органов для осуществления ими своих функций или проведения своих расследований.

24. Непрофессиональные или коррумпированные сотрудники как в правительственных, судебных или контролирующих организациях, так и среди тех, кто отвечает за контроль над отмыванием денег в сфере финансовых услуг.

(ii) Отсутствие управлений финансового контроля или подобных организаций.

25. Отсутствие централизованной организации (например, управления по финансовому контролю) или иной подобной организации для сбора, анализа и предоставления информации о подозрительных сделках в компетентные органы.



Текст документа сверен по:

"Международно-правовые основы

борьбы с коррупцией и

отмыванием преступных доходов".

Сборник документов,

М., ИНФРА-М, 2004 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»