Недействующий

     Проект N 65907-4

Внесен Законодательным Собранием
          Вологодской области

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН



О внесении изменений в Основы законодательства
Российской Федерации о нотариате


Статья 1. Внести в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст.357) следующие изменения:

1) в части четвертой статьи 1 слова "органов исполнительной власти" заменить словами "исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления";

2) в статье 37:

в наименовании слова "органов исполнительной власти" заменить словами "исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления";

в части первой слова "органов исполнительной власти" заменить словами "исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления";

3) в части третьей статьи 39 слова "органов исполнительной власти" заменить словами "исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления";

4) в статье 65 слова "органа исполнительной власти" заменить словами "исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления";

5) в части второй статьи 66 слова "орган исполнительной власти" заменить словами "исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления".

    Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
          Российской Федерации
     В.Путин


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Основы
законодательства Российской Федерации о нотариате"


Проект разработан в целях защиты законных прав и интересов граждан и юридических лиц в сфере нотариального обслуживания.

В статьях 1, 37, 39, 65 и 66 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы о нотариате) предусмотрено, что в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные совершать нотариальные действия. В настоящее время должностные лица органов местного самоуправления данным правом не наделены.

Закон Российской Федерации от 6 июля 1991 года N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" наделил полномочиями по совершению нотариальных действий поселковые и сельские администрации, которые на тот период являлись исполнительными органами государственной власти. Основы о нотариате, принятые 11 февраля 1993 года, также предусмотрели право должностных лиц органов исполнительной власти, каковыми являлись в то время и главы сельских округов, в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса, совершать ряд нотариальных действий.

Суть наделения должностных лиц органов исполнительной власти полномочиями по совершению нотариальных действий заключалась в том, чтобы жителям удаленных от городов и районных центров сельских поселений, где нет нотариальных контор, были доступны наиболее распространенные и необходимые нотариальные действия. Закон РСФСР о государственном нотариате, действовавший до принятия Основ о нотариате, также предусматривал совершение нотариальных действий должностными лицами органов государственной власти.

Однако 12 декабря 1993 года в Российской Федерации была принята новая Конституция, согласно которой сельсоветы были выведены из системы органов государственной власти и в настоящее время относятся к структуре органов местного самоуправления.

В связи с этим с момента вступления в силу Конституции Российской Федерации должностные лица органов местного самоуправления не вправе совершать нотариальные действия в соответствии с Основами о нотариате, тогда как согласно Закону Российской Федерации от 6 июля 1991 года N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" (ст.54), Закону Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2005-1 "О государственной пошлине" (ст.4), Гражданскому кодексу Российской Федерации (ст. ст. 1125, 1171), Федеральному закону от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (ст.34) должностные лица органов местного самоуправления могут совершать нотариальные действия в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса.

Таким образом, Основы о нотариате нуждаются в приведении их в соответствие с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законодательными актами.

Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации в сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится законодательство о нотариате. Ряд субъектов Российской Федерации, в том числе и Вологодская область, делали попытки реализовать свое право в регулировании вопросов, связанных с нотариальными действиями, путем принятия закона субъекта о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по совершению нотариальных действий. Однако в соответствии со сложившейся судебной практикой законы субъектов Российской Федерации (Воронежская область, Алтайский край, Владимирская область, Республика Коми и другие), регулирующие данные правоотношения, признаются недействующими и нотариусы отказывают гражданам в приеме документов, оформленных должностными лицами органов местного самоуправления. В определении Верховного Суда РФ от 18.08.2003 года прямо указывается, что только федеральный закон вправе предоставить должностным лицам местного самоуправления право совершать нотариальные действия, и закон субъекта Российской Федерации не вправе урегулировать этот вопрос. Все это не облегчает, а усложняет для населения (особенно в сельской местности) возможность осуществлять нотариальные действия.

Таким образом, вновь остро встал вопрос нотариального обслуживания населения отдаленных от городов и районных центров населенных пунктов, поскольку в настоящее время специалисты сельских и поселковых администраций не вправе совершать нотариальные действия. Граждане, проживающие в населенных пунктах, в которых отсутствует нотариус, лишены возможности получения нотариальных услуг даже для совершения таких распространенных нотариальных действий, как удостоверение завещаний, доверенностей, свидетельствование верности копий документов; они вынуждены, несмотря на наличие сложностей с транспортным сообщением, выезжать за пределы своего населенного пункта. Это влечет за собой дополнительные материальные и временные затраты, а в сельской местности проживают в основном граждане, не имеющие достаточных материальных средств для проезда к нотариусу, многие из них находятся на пенсии, имеется большой процент больных.

В соответствии со ст.ст.50, 61 Бюджетного кодекса Российской Федерации и п.3 ст.6 Закона Российской Федерации от 09.12.91 N 2005-1 "О государственной пошлине" государственная пошлина, уплачиваемая за совершение юридических действий федеральными органами государственной власти, зачисляется в доход федерального бюджета. В остальных случаях государственная пошлина зачисляется в доход местного бюджета, что является немаловажным фактором его пополнения.

Таким образом, представляется целесообразным наделение должностных лиц органов местного самоуправления, в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса, правом совершать нотариальные действия, а именно: удостоверять завещания, доверенности, свидетельствовать верность копий документов и выписок из них, подлинность подписи на документах, принимать меры к охране наследственного имущества.

Предлагаемые изменения в Основы о нотариате позволят органам местного самоуправления оперативно решать проблемы, прежде всего, сельского населения, а также всех граждан Российской Федерации в целом, поскольку дают возможность реализовать всем гражданам в равной мере свои конституционные права в сфере нотариального обслуживания, защиты прав и законных интересов.

    На N 2.12-17/589 от 9 июля 2004 г.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект федерального закона N 65907-4 "О внесении
изменений в Основы законодательства Российской Федерации
о нотариате"
, внесенный Законодательным Собранием Вологодской области

В Правительстве Российской Федерации рассмотрен указанный проект федерального закона.

Законопроект предполагает наделение должностных лиц органов местного самоуправления полномочиями по совершению нотариальных действий, предусмотренных статьей 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, в целях обеспечения интересов граждан, проживающих в населенных пунктах, в которых отсутствует нотариус.

Между тем, статья 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает в числе вопросов местного значения поселения осуществление нотариальных действий. Совершение указанных действий не закрепляется также в числе вопросов местного значения за муниципальными районами и городскими округами (статьи 15 и 16 указанного Федерального закона). Перечень вопросов местного значения, установленный Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не может быть изменен иначе, как внесением изменений и дополнений в упомянутый Федеральный закон. Поэтому расширение полномочий органов местного самоуправления за счет наделения их правом осуществлять ряд нотариальных действий, путем внесения поправок лишь в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, представляется неправомерным.

Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Указанные в проекте должностные лица должны быть обеспечены охраняемыми помещениями, позволяющими хранить нотариальный архив и соблюдать нотариальную тайну, а также должны быть созданы иные условия, необходимые для совершения нотариальных действий. Между тем в прилагаемых к законопроекту материалах отсутствует финансово-экономическое обоснование, не представлены расчеты затрат федерального бюджета на эти цели и не названы источники возмещения этих затрат.

Также следует отметить, что статья 132 Конституции Российской Федерации предусматривает подконтрольность государству реализации передаваемых органам местного самоуправления полномочий. Однако в указанном проекте не предусмотрен механизм контроля за совершением должностными лицами органов местного самоуправления нотариальных действий.

С учетом изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает принятие данного законопроекта.

  Заместитель Председателя
          Правительства Российской Федерации
     А.Жуков


Текст документа сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»