Недействующий

     

Проект N 187331-4*
__________________________
*Согласно паспорту проекта,
проект внесен на рассмотрение в
Государственную Думу. -
Примечание "КОДЕКС".



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок с ним"
и статью 19 Федерального закона
"О государственном земельном кадастре"

     

Статья 1. О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"


Внести в Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3594; 2003, N 24, ст.2244; 2004, N 27, ст.2711; N 35, ст.3607) следующие изменения:

главу IV дополнить статьей 23_1 следующего содержания:

    "Статья 23_1.Государственная регистрация прав на земельные участки, используемые для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, и сделок с ними


1. На государственную регистрацию прав граждан на земельные участки, предоставленные или перешедшие им в результате сделок , а также перешедшие гражданам в результате сделок с жилыми домами до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации и используемые для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, представляются следующие документы:

заявление о государственной регистрации прав;

документ об уплате государственной пошлины;

документ, удостоверяющий личность правообладателя земельного участка или уполномоченного им лица, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности;

выписка из принятых решений органов государственной власти или органов местного самоуправления (правоустанавливающих документов), государственный акт, свидетельство (правоудостоверяющие документы), а при отсутствии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов выписка из решения правления колхоза, директора совхоза, выписка из похозяйственной книги, выписка из решения общего собрания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан о приеме в члены объединения и книжка члена объединения, выписка из решений руководства организации о предоставлении рабочему (служащему) организации земельного участка в составе садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или другие документы которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение или переход прав;

свидетельство о праве на наследство (в случае наследования);

вступившие в силу судебные решения;

кадастровый план земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра), удостоверенный органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, с указанием перечня зданий, строений и сооружений, возведенных на земельном участке;

В случае наличия противоречий между данными о площади земельного участка, указанными в правоустанавливающих документах или документах, удостоверяющих права на землю, и данными кадастрового плана земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра), регистрация прав осуществляется по данным государственного земельного кадастра.

2. Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в настоящей статье, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона."


Статья 2. О внесении изменений в статью 19 Федерального закона
"О государственном земельном кадастре"

 

Часть вторую статьи 19 Федерального закона от 2 января 2000 года N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст.149) дополнить абзацем вторым следующего содержания:

"Государственный кадастровый учет земельных участков, предоставленных гражданам или перешедших им в результате сделок , а также перешедших гражданам в результате сделок с жилыми домами до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации и используемых ими для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, проводится на основании выписок из решений органов государственной власти или органов местного самоуправления (правоустанавливающих документов), государственных актов, свидетельств (правоудостоверяющих документов), выписок из решений правления колхоза, директора совхоза, выписок из похозяйственной книги, выписок из решений общих собраний садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан о приеме в члены объединения и книжек членов объединений, выписок из решений руководства организаций о предоставлении рабочему (служащему) организации земельного участка в составе садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или других документов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение или переход прав на земельные участки.

В случае наличия противоречий между данными о площади земельного участка, указанными в правоустанавливающих документах или документах, удостоверяющих права на землю, и данными о фактической площади, полученными по результатам проведения землеустройства, подтвержденными актом согласования границ с правообладателями соседних земельных участков и (или) органом местного самоуправления, государственный кадастровый учет проводится по фактической площади земельного участка.

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в настоящей статье."


Президент
Российской Федерации
В.Путин

     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон
"О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним " и статью 19 Федерального закона "О государственном земельном кадастре"

     

Основной задачей представленного законопроекта является упрощение процедуры легализации прав на земельные участки, образованные до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации и используемые для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества.

К моменту введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации гражданам было предоставлено 44 млн. земельных участков для указанных целей, из них 29 млн. земельных участков граждане получили до 1991 года, то есть до начала земельной реформы.

Эти земельные участки в настоящее время не поставлены на государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями Федерального закона "О государственном земельном кадастре" от 2 января 2000 года N 28-ФЗ, по ним не сделано межевание границ в соответствии с требованиями Федерального закона "О землеустройстве" от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ и, соответственно, по ним не проведена государственная регистрация прав в соответствии с требованиями Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ, так как эти федеральные законы приняты позже образования указанных земельных участков.

Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" признал (пункт 9 статья 3), что государственные акты, свидетельства и другие документы (например, решение правления колхоза, приказ директора совхоза, книжка садовода. выписка из похозяйственной книги населенного пункта), удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, который ведут регистрационные палаты.

Однако, в силу пункта 2 статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", чтобы совершить сделку с таким земельным участком, в том числе передать по наследству, подарить, продать, сдать в аренду и залог, установить сервитут, обменять, добровольно отказаться от земельного участка и т.д. необходимо сначала заменить старые документы, удостоверяющие права на землю, на новое свидетельство о государственной регистрации ранее возникших прав.

Для этого необходимо посетить несколько раз (везде заявительный порядок получения справок и документов) органы Роснедвижимости, БТИ, архитектуры, землеустройства, кадастровые и регистрационные палаты, нотариальные конторы, органы местного самоуправления. Все эти организации ведут прием граждан в разные дни недели и не чаще одного-двух раз в неделю.

В результате на оформление одного земельного участка уходит не менее 6 месяцев, в течение которых не менее 30 рабочих дней необходимо провести в очередях, а также оплатить перечисленным выше структурам их платные услуги в размере 15-20 тысяч рублей.

Такая усложненная и дорогостоящая процедура перерегистрации прав на земельный участок, предоставленный гражданину на законных основаниях в соответствии с законодательством, действовавшем в прошлом столетии, вызывает справедливые упреки в адрес законодателей.

Представленный законопроект значительно упрощает государственную регистрацию ранее возникших прав на земельные участки, используемые для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества.

Предлагается дополнить Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" новой статьей 23_1 , в которой устанавливается минимальный перечень документов, необходимых для проведения государственной регистрации ранее возникших прав на указанные земельные участки. Данный перечень является исчерпывающим и дополнительных справок и документов истребовать у заявителя запрещается.

Одновременно вносится поправка в статью 19 Федерального закона "О государственном земельном кадастре", которая также разрешает осуществлять государственный кадастровый учет указанных земельных участков на основании минимального перечня документов, представляемых для присвоения земельному участку кадастрового номера и выдачи заявителю выписки из кадастрового плана.

Учитывая, что проектом федерального закона N 140463-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Федеральный закон "О землеустройстве" (принят во втором чтении 10 июня 2005 года), упрощается процедура межевания указанных земельных участков и описание местоположения их границ, настоящий законопроект логически завершает упрощение порядка легализации прав граждан на землю.

Законопроект не направлен на введение или отмену налогов, освобождение от их уплаты, выпуск государственных займов, изменение финансовых обязательств государства и не предусматривает расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета и поэтому заключения Правительства Российской Федерации по нему не требуется.

Текст документа сверен по:

рассылка

     

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»