УСТАВ
Продовольственной и сельскохозяйственной организации
Объединенных Наций



Принят
 Российской Федерацией
 Федеральным законом
 от 18.02.2006 N 25-ФЗ

 

     

Преамбула


Принимая настоящий Устав, государства, преисполненные решимости содействовать достижению всеобщего благосостояния путем принятия с их стороны самостоятельных и коллективных мер в целях:

повышения качества питания и уровня жизни людей в рамках их соответствующих юрисдикций;

обеспечения роста эффективности производства и распределения всех продовольственных и сельскохозяйственных продуктов;

улучшения положения сельского населения;

и содействия тем самым росту мировой экономики и избавлению человечества от голода;

настоящим учреждают Продовольственную и сельскохозяйственную организацию Объединенных Наций, в дальнейшем именуемую "Организация", через которую члены будут отчитываться друг перед другом о принятых мерах и достигнутом прогрессе в упомянутой выше области.

Статья I
Функции Организации

1. Организация собирает, анализирует, интерпретирует и распространяет информацию, касающуюся питания, продовольствия и сельского хозяйства. В настоящем Уставе понятие "сельское хозяйство" и производные от него включают в себя рыболовство, морепродукты, лесоводство и первичные лесопродукты.

2. Организация поощряет и, при необходимости, рекомендует предпринимать на национальном и международном уровнях действия в отношении:

a) проведения научных, технических, социальных и экономических исследований, касающихся питания, продовольствия и сельского хозяйства;

b) улучшения образования и управления в области питания, продовольствия и сельского хозяйства и ознакомления общественности с теорией и практикой правильного питания и сельскохозяйственной деятельности;

c) сохранения природных ресурсов и освоения передовых методов сельскохозяйственного производства;

d) улучшения переработки, сбыта и распределения продовольствия и продукции сельского хозяйства;

e) разработки стратегий по обеспечению надлежащего сельскохозяйственного кредитования, как национального, так и международного;

f) принятия международной политики в отношении соглашений по продукции сельского хозяйства;

3. В функции Организации также входит:

a) оказание такой технической помощи, какую могут запросить правительства;

b) организация в сотрудничестве с заинтересованными правительствами таких миссий, которые могут быть необходимы для оказания им помощи в выполнении обязательств, вытекающих из принятия ими рекомендаций Конференции Организации Объединенных Наций по опросам продовольствия и сельского хозяйства и настоящего Устава; и

c) принятие в целом всех необходимых и соответствующих мер по достижению целей Организации, изложенных в преамбуле.

Статья II
Членство и ассоциированное членство

1. Первоначальными государствами-членами Организации являются те указанные в Приложении I государства, которые приняли настоящий Устав в соответствии с положениями статьи XXI.

2. Конференция может большинством в две трети голосов, при условии присутствия большинства государств-членов Организации, принять решение о приеме в качестве нового члена Организации любого государства, представившего прошение о вступлении в члены и сделанное в официальном порядке заявление о том, что оно примет на себя обязательства по Уставу, действующие на момент приема.

3. Конференция может большинством в две трети голосов, при условии присутствия большинства государств-членов Организации, принять решение о приеме в качестве члена Организации любой организации региональной экономической интеграции, отвечающей требованиям, изложенным в пункте 4 настоящей статьи, которая представила прошение о вступлении в члены и сделанное в официальном порядке заявление о том, что она примет на себя обязательства Устава, действующие на момент приема. В соответствии с пунктом 8 настоящей статьи ссылки на государства-члены в настоящем Уставе, касаются и организаций-членов, если нет четких оговорок об ином.

4. Для того чтобы иметь право на подачу прошения о вступлении в члены Организации в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, организация региональной экономической интеграции должна представлять собой организацию, которая была учреждена суверенными государствами, в большинстве своем являющимися государствами-членами Организации, и которой ее государства-члены передали полномочия в отношении ряда вопросов, входящих в сферу компетенции Организации, в том числе право принимать обязательные для ее государств-членов решения по этим вопросам.

5. Каждая организация региональной экономической интеграции, подающая прошение о вступлении в члены Организации, в момент подачи такого прошения представляет декларацию о полномочиях с указанием вопросов, в отношении которых эти полномочия были переданы ей ее государствами-членами.

6. Предполагается, что государства-члены организации-члена сохраняют за собой полномочия во всех вопросах, о передаче которых не было конкретно заявлено или сообщено Организации.

7. О любом изменении, касающемся распределения полномочий между организацией-членом и ее государствами-членами, организация-член или ее государства-члены уведомляют Генерального директора, который распространяет такую информацию среди других государств-членов Организации.

8. Организация-член осуществляет права членства попеременно со своими государствами-членами, являющимися государствами-членами Организации, в областях их соответствующих полномочий и согласно правилам, установленным Конференцией.

9. Если в настоящей статье не предусмотрено иное, организация-член имеет право участвовать в обсуждении вопросов, входящих в ее компетенцию, на любом заседании Организации, в том числе на любом заседании Совета или другого органа, кроме указанных ниже органов с ограниченным членским составом, в работе которых имеет право участвовать любое из ее государств-членов. Организация-член не может быть избрана или назначена ни в один из этих органов, а также не может быть избрана или назначена ни в один из органов, учрежденных совместно с другими организациями. Организация-член не имеет права участвовать в работе органов с ограниченным членским составом, указанных в правилах, принятых Конференцией.

10. Если в настоящем Уставе или в правилах, установленных Конференцией, не предусмотрено иное, и без ущерба для пункта 4 статьи III на любом заседании Организации, в котором организация-член имеет право участвовать, она уполномочена использовать в отношении вопросов, входящих в ее компетенцию, число голосов, равное числу ее государств-членов, имеющих право голоса на таком заседании. Всякий раз, когда организация-член пользуется своим правом голоса, ее государства-члены не могут пользоваться своим правом голоса, и наоборот.

11. На тех же условиях, касающихся необходимого большинства и кворума, которые установлены в пункте 2 выше, Конференция может принять решение о принятии в Организацию в качестве ассоциированного члена любой территории или группы территорий, не несущих ответственности за ведение своих международных дел, после подачи от их имени прошения страной-членом или органом, ответственными за ведение их международных дел, при условии, что такое государство-член или орган представили сделанное в официальном порядке заявление о том, что они принимают на себя от имени предлагаемого ассоциированного члена обязательства по Уставу, действующие на момент приема, и что они берут на себя ответственность за обеспечение соблюдения положений пункта 4 статьи VIII, пунктов 1 и 2 статьи XVI и пунктов 2 и 3 статьи XVIII настоящего Устава в отношении ассоциированного члена.

12. Характер и объем прав и обязанностей ассоциированных членов определяются соответствующим положением настоящего Устава, а также правилами и положениями Организации.

13. Членство и ассоциированное членство вступают в силу с момента одобрения прошения Конференцией.

Статья III
Конференция

1. Учреждается Конференция Организации, на которой каждое государство-член и ассоциированный член будут представлены одним делегатом. Ассоциированные члены имеют право участвовать в работе Конференции, но они не могут фигурировать в числе должностных лиц или иметь право голоса.

2. Каждое государство-член и ассоциированный член могут назначать заместителей, помощников и советников своего делегата. Конференция может определить условия участия заместителей, помощников и советников в ее работе, но при любой форме участия они не будут иметь права голоса, за исключением случаев, когда заместитель, помощник или советник подменяет делегата.

3. Делегат не может представлять более одного государства-члена или ассоциированного члена.

4. Каждое государство-член имеет только один голос. Государство-член, за которым числится задолженность по уплате Организации денежных взносов, лишается права голоса на Конференции, если сумма его задолженности равняется или превышает сумму взносов, причитающихся с него за два предыдущих календарных года. Конференция может, однако, разрешить такому государству-члену участвовать в голосовании, если она признает, что просрочка платежа произошла по не зависящим от него обстоятельствам.

5. Конференция может предложить любой международной организации, занимающейся сходными с Организацией вопросами, быть представленной на ее заседаниях на условиях, определенных Конференцией.

Представитель такой организации не имеет права голоса.

6. Конференция собирается на очередную сессию один раз в два года.

Она может созывать специальную сессию в следующих случаях:

a) если на любой очередной сессии Конференция большинством голосов примет решение провести сессию на следующий год;

b) если Совет даст соответствующее поручение Генеральному директору или если соответствующую просьбу выскажет не менее одной трети государств-членов.

7. Конференция избирает своих собственных должностных лиц.

8. За исключением случаев, когда в настоящем Уставе или в правилах, принятых Конференцией, прямо предусматривается иное, все решения Конференции принимаются большинством голосов.

Статья IV  

Функции Конференции

1. Конференция определяет политику и утверждает бюджет Организации, а также осуществляет другие полномочия, которыми она наделяется согласно настоящему Уставу.

2. Конференция принимает Общие правила и Финансовые положения Организации.

3. Конференция может большинством в две трети голосов, делать рекомендации государствам-членам и ассоциированным членам по вопросам, касающимся продовольствия и сельского хозяйства, с целью их рассмотрения членами на предмет выполнения в рамках национальной деятельности.

4. Конференция может делать рекомендации любой международной организации по любым вопросам, имеющим отношение к целям Организации.

5. Конференция может пересматривать любые решения, принятые Советом или любой комиссией или комитетом Конференции или Совета, а также любым вспомогательным органом таких комиссий или комитетов.

Статья V
Совет Организации

1. Конференция избирает Совет Организации в составе сорока девяти государств-членов. Каждое государство-член Совета имеет одного представителя и только один голос. Каждый член Совета может назначать заместителей, помощников и советников для своего представителя. Совет может определять условия участия заместителей, помощников и советников в его работе, но при любой форме участия они не имеют права голоса, за исключением случаев, когда заместитель, помощник или советник подменяет представителя. Представитель не может представлять более одного члена Совета. Срок полномочий и другие условия службы членов Совета определяются правилами, установленными Конференцией.

2. В дополнение к этому Конференция назначает независимого Председателя Совета.

3. Совет обладает такими полномочиями, которыми его может наделить Конференция, но Конференция не может наделять полномочиями, определенными в пунктах 2, 3 и 11 статьи II, статье IV, пункте 1 статьи VII, статье XII, пункте 4 статьи XIII, пунктах 1 и 6 статьи XIV и статье XX настоящего Устава.

4. Совет назначает своих должностных лиц, помимо Председателя, и, в зависимости от решений Конференции, принимает свои собственные правила процедуры.

5. За исключением случаев, когда в настоящем Уставе или в правилах, принятых Конференцией или Советом, прямо предусматривается иное, все решения Совета принимаются большинством голосов.

6. Совету при выполнении его функций оказывают содействие Комитет по программе, Финансовый комитет, Комитет по уставным и правовым вопросам, Комитет по проблемам сырьевых товаров, Комитет по рыболовству, Комитет по лесоводству, Комитет по сельскому хозяйству и Комитет по всемирной продовольственной безопасности. Эти комитеты отчитываются перед Советом, и их состав и круг полномочий определяются правилами, принятыми Конференцией.

Статья VI
Комиссии, комитеты, конференции, рабочие группы и консультации

1. Конференция или Совет могут создавать комиссии, членами которых могут стать любые государства-члены и ассоциированные члены, или региональные комиссии, членами которых могут стать государства-члены и ассоциированные члены, территории которых полностью или частично расположены в одном или нескольких регионах, для предоставления консультаций по разработке и осуществлению политики и координации процесса осуществления политики. Совместно с другими межправительственными организациями Конференция или Совет также могут создавать совместные комиссии, членами которых могут стать все государства-члены и ассоциированные члены Организации и других заинтересованных организаций, или совместные региональные комиссии, членами которых могут стать государства-члены и ассоциированные члены Организации и других заинтересованных организаций, территории которых полностью или частично расположены в данном регионе.

2. Конференция, Совет или Генеральный директор с санкции Конференции или Совета могут создавать комитеты и рабочие группы для проведения исследований и представления докладов по вопросам, имеющим отношение к цели Организации, и состоящие из специально отобранных государств-членов и ассоциированных членов либо из частных лиц, назначенных в их личном качестве благодаря наличию у них специальных знаний в технических вопросах. Конференция, Совет или Генеральный директор с санкции Конференции или Совета могут, совместно с другими межправительственными организациями, также создавать совместные комитеты и рабочие группы, состоящие из отдельных государств-членов и ассоциированных членов Организации и других заинтересованных организаций либо из частных лиц, назначенных в их личном качестве.

Специально отобранные государства-члены и ассоциированные члены назначаются со стороны Организации Конференцией или Советом либо Генеральным директором, если Конференция или Совет примут такое решение.

Частные лица, назначенные в их личном качестве, назначаются со стороны Организации Конференцией, Советом, специально отобранными государствами-членами или ассоциированными членами или Генеральным директором по решению Конференции или Совета.

3. Конференция, Совет или Генеральный директор с санкции Конференции или Совета определяют круг полномочий и процедуры отчетности, если это необходимо, комиссий, комитетов и рабочих групп, созданных Конференцией, Советом или Генеральным директором, в зависимости от конкретного случая. Такие комиссии и комитеты могут принимать свои собственные правила процедуры и поправки к ним, которые вступают в силу после одобрения Генеральным директором. Круг полномочий и процедуры отчетности совместных комиссий, комитетов и рабочих групп, созданных совместно с другими межправительственными организациями, определяется на основе консультаций с другими заинтересованными организациями.

4. Генеральный директор может учредить, на основе консультаций с государствами-членами, ассоциированными членами и национальными комитетами содействия ФАО, группы экспертов для налаживания консультаций с ведущими техническими специалистами в различных сферах деятельности Организации. Генеральный директор может созывать совещания с участием всех этих экспертов или некоторых из них для консультаций по конкретным вопросам.

5. Конференция, Совет или Генеральный директор с санкции Конференции или Совета могут созывать всеобщие, региональные, технические или другие конференции или рабочие группы или консультации государств-членов и ассоциированных членов, устанавливая их круг полномочий и процедуры отчетности, а также предусматривать участие в таких конференциях, рабочих группах и консультациях в такой форме, в какой они могут определить, национальных и международных органов, занимающихся вопросами продовольствия, питания и сельского хозяйства.

6. Когда Генеральный директор удостоверяется в том, что требуются неотложные действия, он может учреждать комитеты и рабочие группы и созывать конференции, рабочие группы и консультации, предусмотренные в пунктах 2 и 5 выше. О таких действиях Генеральный директор уведомляет государства-члены и ассоциированные члены и докладывает на следующей сессии Совета.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»