Недействующий

     

Проект N 245724-4

в третьем чтении

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике"



Внести в статью 6 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст. 1178; 2005, N 1, ст. 4) изменение, изложив ее в следующей редакции:

"Статья 6.

В течение переходного периода реформирования электроэнергетики к полномочиям Правительства Российской Федерации относятся:

установление предельного объема электрической энергии, продажа которого разрешается по свободным (нерегулируемым) ценам каждому субъекту оптового рынка - поставщику электрической энергии;

определение перечня зон оптового рынка (далее - ценовые зоны оптового рынка), совпадающих с территорией одного или нескольких субъектов Российской Федерации, в границах которых всем субъектам электроэнергетики предоставляется право осуществления деятельности по купле-продаже электрической энергии по свободным (нерегулируемым) ценам.

В отношении остального объема электрической энергии до даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики сохраняется государственное регулирование цен (тарифов).

До даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики оптовый рынок электрической энергии (мощности) и розничные рынки электрической энергии функционируют на основании правил переходного периода, которые в том числе устанавливают особенности участия поставщиков в оптовом рынке электрической энергии (мощности), связанные с условиями закупки топлива (степень монополизации рынка топлива, порядок регулирования цен на топливо). Правила переходного периода утверждаются Правительством Российской Федерации.

В течение переходного периода реформирования электроэнергетики производители электрической энергии, определяемые Правительством Российской Федерации, обязаны заключить долгосрочные договоры поставки электрической энергии гарантирующим поставщикам электрической энергии, которые вступают в силу с даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики и действуют в течение трех лет.

Правительство Российской Федерации определяет условия долгосрочных договоров поставки электрической энергии гарантирующим поставщикам электрической энергии с учетом следующих требований:

о продаже гарантирующим поставщикам в необходимом объеме электрической энергии по указанным договорам для обеспечения потребления электрической энергии населением и оказания населению коммунальных услуг;

о продаже электрической энергии одному или нескольким гарантирующим поставщикам электрической энергии в объеме до 35 процентов электрической энергии, производимой каждым производителем. Указанный объем определяется с учетом долей генерирующих компаний в фактическом балансе производства электрической энергии за предшествующий дате заключения договора год;

об определении начальной цены на электрическую энергию, поставляемую по указанным договорам, в размере не ниже тарифа, установленного для генерирующей компании на момент заключения договора органом государственного регулирования цен (тарифов);

о зависимости уровня цены на электрическую энергию, поставляемую по указанным договорам, от уровня средней цены на электрическую энергию на оптовом рынке с ежегодным уменьшением разницы между указанными ценами.

С 1 апреля 2006 года юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, а с даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики группам лиц и аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка.

В целях обеспечения реализации указанных требований с 1 апреля 2006 года не допускается одновременно иметь на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и купле-продаже электрической энергии.

Требования настоящей статьи не распространяются на:

хозяйствующие субъекты, функционирующие в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, в условиях отсутствия или ограничения конкуренции, а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие эксплуатацию объектов электроэнергетики, технологически не связанных с Единой энергетической системой России или технологически связанных с ней исключительно через электроэнергетические системы иностранных государств;

хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике исключительно для удовлетворения собственных производственных нужд;

территориальные сетевые организации в случае, если им в установленном законодательством Российской Федерации порядке присвоен статус гарантирующего поставщика электрической энергии;

эксплуатирующие организации, которые осуществляют деятельность на основании лицензий на право ведения работ в области использования атомной энергии и частью имущества которых являются объекты электросетевого хозяйства, обеспечивающие безопасный режим работы атомных электростанций;

хозяйствующие субъекты, осуществляющие указанные в настоящей статье виды деятельности с использованием принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании электростанций и иных объектов электроэнергетики, непосредственно связанных между собой и (или) с принадлежащими этим субъектам энергопринимающими устройствами, преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд, при условии соблюдения такими хозяйствующими субъектами установленных Правительством Российской Федерации особенностей функционирования хозяйствующих субъектов и при условии направления ими уведомления об использовании указанных объектов электроэнергетики в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Деятельность индивидуальных предпринимателей - хозяйствующих субъектов в случае, если они не обеспечили выполнение установленных настоящей статьей требований в указанные сроки, прекращается в судебном порядке. Обращение в арбитражный суд с требованием о прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей - хозяйствующих субъектов осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Юридические лица - хозяйствующие субъекты, не обеспечившие выполнения установленных настоящей статьей требований в указанные сроки, подлежат принудительной реорганизации (в форме разделения или выделения) по решению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в установленный им срок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае принудительной реорганизации акционерных обществ предусматривается распределение акций создаваемых при такой реорганизации акционерных обществ среди акционеров реорганизуемых обществ пропорционально их доле в уставных капиталах реорганизуемых обществ.

Цены на продукцию (работы, услуги) хозяйствующих субъектов, которые на день вступления в силу Федерального закона "Об электроэнергетике" совмещают указанные виды деятельности, подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

Правительство Российской Федерации может устанавливать в соответствии с федеральными законами иные особенности деятельности хозяйствующих субъектов, не обеспечивших выполнения установленных настоящей статьей требований.

Контроль за выполнением хозяйствующими субъектами требований настоящей статьи, в том числе контроль за соблюдением особенностей функционирования хозяйствующих субъектов, осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.".

     Президент
 Российской Федерации
 В. Путин


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального
закона "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период
и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации
и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации
в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике"



Предлагаемый законопроект направлен на обеспечение надежного энергоснабжения электрической энергией крупных промышленных потребителей, имеющих в собственности генерирующие установки и объекты электросетевого хозяйства, предназначенные для организации снабжения потребителя различными видами энергетических ресурсов (в том числе электрической энергией), а также на предупреждение причинения вреда окружающей природной среде.

Необходимость внесения изменений в Федеральный закон от 26 марта 2003 года N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" обусловлена особенностями производства и передачи электрической энергии в рамках единого технологического процесса промышленных предприятий.

В собственности многих промышленных предприятий, не осуществляющих в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в области электроэнергетики, находятся генерирующее оборудование, объекты электросетевого хозяйства и энергопринимающее оборудование, предназначенные для организации снабжения потребителя различными видами энергетических ресурсов. Доля производства на генерирующем оборудовании таких предприятий в общем объеме производства электрической энергии в рамках Единой энергетической системы России значительна, и в целом составляет более 43 млрд. кВтч в год, его общая установленная мощность составляет более 10,8 тыс. МВт.

До начала реформирования электроэнергетики электроснабжение было единым процессом, не разделенным организационно на производство электрической энергии, ее куплю-продажу и передачу, что позволяло эффективно эксплуатировать объекты электроснабжения в соответствии с потребностями производства промышленных предприятий, кроме того, исходя из соображений надежности энергоснабжения основного производства, а также простоты осуществления расчетов, действующим законодательством были установлены особенности диспетчерского управления и расчетов за электрическую энергию - для генерирующего оборудования, входящего в их состав.

Положения вышеназванного Федерального закона, предписывающие всем организациям разделить имущественные комплексы, используемые в области электроэнергетики, и отказаться от совмещения конкурентных (производство и купля - продажа электрической энергии) и монопольных (передача электрической энергии и оперативно-диспетчерское управление) видов деятельности, вынуждают промышленные предприятия передать права (собственности либо иные) на стратегически важное имущество другим организациям.

Вместе с тем, генерирующее оборудование, объекты электросетевого хозяйства и энергопринимающее оборудование промышленных предприятий являются в отличие от других объектов электроэнергетики единым промышленным энергокомплексом, который обладает рядом особенностей:

- основное предназначение - обеспечение энергоснабжения непрерывных технологических процессов и основных производств с необходимой степенью надежности, в связи с чем, режим работы такого комплекса определяется потребностями основного производства;

- совмещение функций как энергосберегающего, так и природоохранного комплекса - утилизация побочных продуктов играет важную роль в сохранении благополучной экологической обстановки регионов;

- образование единого технологического комплекса с распределительными сетями предприятия, что позволяет эффективно решать проблему ресурсосбережения, в том числе - энергосбережения;

- использование в силу исторически сложившихся условий для энергоснабжения других потребителей (объем потребления у таких потребителей редко превышает 1 - 3 % от собственного электропотребления промышленного предприятия).

Разделение или выделение имущества, используемого при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии, и имущества, непосредственно используемого при осуществлении деятельности по производству электрической энергии, приведет к нарушению технологии производственного процесса и значительным финансовым потерям крупных промышленных потребителей, нанесет вред экономике регионов и государства в целом.

Кроме того, в соответствии с Основными направлениями энергетической политики Российской Федерации на период до 2010 года, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 1995 года N 472, энергетическая политика Российской Федерации исходит, в том числе, из приоритета уменьшения негативного воздействия энергетики на окружающую природную среду. Реализация положений федеральных законов о запрете на совмещение отдельных видов деятельности в области электроэнергетики промышленными предприятиями, владеющими генерирующим оборудованием, объектами электросетевого хозяйства и энергопринимающим оборудованием, может повлечь за собой причинение вреда окружающей природной среде и здоровью граждан России.

     

 На N 2.12-17/1224 от 22 декабря 2005 г.

 

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона N 245724-4 "О внесении изменений в статью 6 Федерального
закона "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о
внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике"
, внесенный депутатами Государственной Думы П.В.Крашенинниковым, Г.Г.Лазаревым, Г.Е.Шевцовым, А.Н.Чилингаровым, Ю.А.Липатовым


В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.

Законопроект предусматривает дополнение перечня типов хозяйствующих субъектов, на которых не распространяется требование статьи 6 Федерального закона "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон) о недопустимости совмещения естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности в электроэнергетике, а также устанавливается полномочие федерального антимонопольного органа по осуществлению контроля за соблюдением этих требований.

Правительство Российской Федерации признает необходимость сохранения имущественного единства промышленных комплексов, владеющих объектами электроэнергетики, используемыми при осуществлении указанных видов деятельности преимущественно для удовлетворения собственных нужд, и определения уполномоченного государственного органа по контролю за соблюдением требований статьи 6 Федерального закона.

Законопроект относит к полномочиям Правительства Российской Федерации определение критериев и особенностей функционирования, при соблюдении которых хозяйствующие субъекты исключаются из-под действия указанных требований, что позволит достаточно гибко применять устанавливаемую законопроектом норму.

Вместе с тем представляется необходимым исключить из положений законопроекта указания на федеральный антимонопольный орган и предоставить Правительству Российской Федерации право определения органа, уполномоченного осуществлять контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами требований статьи 6 Федерального закона и принимать решения о принудительной реорганизации юридических лиц в случае невыполнения ими указанных требований.

С учетом изложенного Правительство Российской Федерации поддерживает рассматриваемый проект федерального закона.

    Заместитель Председателя
     Правительства Российской Федерации
 А.Жуков




Текст документа сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»