РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений и дополнений в федеральные законы "О связи",
"Об оперативно-розыскной деятельности" и Уголовный кодекс Российской Федерации
Внести в Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2895; 2003, N 52, ч. 1, ст. 5038; 2004, N 35, ст. 3607; 2004, N 45, ст. 4377) следующие изменения и дополнения:
1) статью 46 дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"Оператор мобильной сотовой связи в процессе оказания услуг связи обязан самостоятельно осуществлять определение установленного производителем международного идентификатора, используемого потребителем услуг связи мобильного сотового телефона, и проводить его сверку с Реестром похищенных мобильных сотовых телефонов, ведущимся органами внутренних дел Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Оператор мобильной сотовой связи обязан в случае совпадения международного идентификатора, используемого потребителем услуг связи мобильного сотового телефона, с Реестром похищенных мобильных сотовых телефонов произвести действия, предусмотренные абзацем два пункта 3 статьи 64 настоящего Закона.
Расходы операторов мобильной сотовой связи, связанные с обеспечением необходимыми программно-техническими средствами определения международных идентификаторов мобильных сотовых телефонов и сверки их с Реестром похищенных мобильных сотовых телефонов, обеспечиваются за счет собственных средств операторов мобильной сотовой связи".
2) абзац первый пункта 3 статьи 64 дополнить абзацем следующего содержания:
"Операторы мобильной сотовой связи обязаны приостановить работу мобильного сотового телефона, если его международный идентификатор включен в Реестр похищенных мобильных сотовых телефонов, ведущийся органами внутренних дел Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации".
Абзац второй считать абзацем третьим".
Дополнить пункт 1 статьи 15 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3349; 1997, N 29, ст. 3502; 1998, N 30, ст. 3613; 1999, N 2, ст. 233; 2000, N 1 часть 1, ст. 8; 2001, N 13, ст. 1140; 2003, N 2, ст. 167; 2003, N 27, часть 1, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; 2004, N 35, ст. 3607) абзацем следующего содержания:
"Требовать от операторов мобильной сотовой связи приостановления работы мобильного сотового телефона, если его международный идентификатор включен органами внутренних дел Российской Федерации в Реестр похищенных мобильных сотовых телефонов, ведущийся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации".
Дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 2003, N 50, ст. 4848) статьей следующего содержания:
"Статья 181_1. Несанкционированное изменение международного
идентификатора мобильного сотового телефона
1. Несанкционированное изменение международного идентификатора мобильного сотового телефона, установленного его производителем, а равно подделка международного идентификатора мобильного сотового телефона, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности, наказываются штрафом в размере от пятидесяти до ста пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до одного года либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Те же деяния, совершенные группой лиц, - наказываются лишением свободы на срок до пяти лет".
Статья 4.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статьи 1 настоящего Федерального закона, которая вступает в силу через шесть месяцев со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
В.В. Путин
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в федеральные законы "О связи", "Об оперативно-розыскной деятельности" и Уголовный кодекс Российской Федерации" направлен на снижение количества преступлений, связанных с бурным развитием мобильной сотовой связи.
По данным ГУВД Пермской области, только за 2004 год в Пермской области похищено 7802 сотовых телефона и только 338 сотовых телефонов из этого числа снято с розыскного учета.
Значительный рост числа преступлений, связанных с сотовыми телефонами, отмечается во всех регионах России. Основной причиной массового распространения данного вида преступлений является техническая возможность использования сотового телефона после его хищения.
Изучение мирового и отечественного опыта показывает, что существует достаточно эффективная система предотвращения таких преступлений. Например, в сотовой связи стандарта GSM такая система основывается на осуществлении операторами сотовой связи IMEI-контроля. Английская аббревиатура "IMEI" расшифровывается как "International Mobile Equipment Identifier", т.е. "Международный Идентификатор Мобильного Оборудования". IMEI - это уникальный номер, прошитый в каждый телефон его изготовителем. IMEI состоит из 15 цифр. IMEI при каждом соединении передается телефоном в сеть оператора и является уникальным. Для того, чтобы узнать IMEI своего телефона стандарта GSM достаточно набрать на его клавиатуре следующую комбинацию *#06#. Не существует двух телефонов с одинаковым IMEI, не считая телефонов, IMEI которых умышленно был изменен. Осуществление IMEI-контроля позволяет операторам сотовой связи блокировать в своих сетях работу украденных телефонов. В результате воровство и кража сотовых телефонов становятся неблагодарным занятием.
Учитывая актуальность проблемы, проектом федерального закона предполагается:
вменить в обязанности операторов сотовой связи осуществление постоянного контроля международных идентификаторов мобильных телефонов своими программно-техническими средствами;
вменить в обязанности операторов сотовой связи блокирование работы в своих сетях телефонов, чьи IMEI органами внутренних дел Российской Федерации внесены в Реестр похищенных сотовых телефонов;
предоставить органам, уполномоченным осуществлять оперативно-розыскную деятельность, право требовать от операторов сотовой связи блокирования работы в своих сетях телефонов, чьи международные идентификаторы органами внутренних дел внесены в Реестр похищенных сотовых телефонов;
установить уголовную ответственность за несанкционированное изменение международного идентификатора мобильного сотового телефона.
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в федеральные законы "О связи",
"Об оперативно-розыскной деятельности" и Уголовный кодекс Российской Федерации"
Верховным Судом Российской Федерации в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" представленный законопроект рассмотрен в части, касающейся внесения изменений в уголовный кодекс Российской Федерации.
В проекте закона предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации статьей 181_1 "Несанкционированное изменение международного идентификатора мобильного сотового телефона".
Как отмечается в пояснительной записке блокирование операторами сотовой связи по требованию органов внутренних дел телефонов, чьи IMEI (Международный Идентификатор мобильного Оборудования) включены в реестр похищенных сотовых телефонов/ сделает их кражу "неблагодарным занятием". Соответствующие дополнения предлагается внести в Федеральные законы "О связи" и "Об оперативно-розыскной деятельности".
Полагаем что вводить специальную норму, устанавливающую уголовную ответственность за несанкционированное изменение Международного идентификатора сотового телефона необходимости не имеется Общая часть Уголовного кодекса Российской Федерации (Глава 7 "Соучастие в преступлении") позволяет решить вопрос об ответственности тех лиц, которые помогают сбывать краденые сотовые телефоны, в том числе путем изменения или подделки Международного идентификатора сотового телефона.
В.П.Верин
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в
федеральные законы "О связи", "Об оперативно-розыскной деятельности"
и Уголовный кодекс Российской Федерации", вносимый Законодательным
Собранием Пермской области
Правительством Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается ввести в обязанности операторов сотовой связи осуществление постоянного контроля международных идентификаторов мобильных телефонов (IMEI - номер) своими программно-техническими средствами и блокирование работы в сетях телефонов, чьи международные идентификаторы внесены органами внутренних дел Российской Федерации в реестр похищенных мобильных сотовых телефонов, а также предусмотреть уголовную ответственность за несанкционированное изменение данного идентификатора.
Полагаем нецелесообразным внесение изменения, предусматривающего обязанность оператора сотовой связи самостоятельно приостанавливать оказание услуг связи в случае, если IMEI - номер включен в реестр похищенных мобильных сотовых телефонов, так как в ряде случаев это может привести к трудностям в проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Поэтому считаем обоснованным сохранить действующий порядок, в соответствии с которым операторы связи имеют право приостанавливать оказание услуг связи на основании мотивированного решения руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (часть 3 статьи 64 Федерального закона "О связи").
Принимая во внимание, что в пункте 1 части первой статьи 15 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" закреплено право органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, требовать от операторов связи прерывания предоставления услуг связи, внесение дополнений, предусмотренных статьей 2 законопроекта, также нецелесообразно.
Предлагаемые в статье 3 законопроекта изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) не представляются необходимыми, поскольку действующее уголовное законодательство позволяет квалифицировать преступные деяния, связанные с модификацией IMEI - номера, по статьям 175 (Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем), 272 (Неправомерный доступ к компьютерной информации), 273 (Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ) УК РФ, о чём свидетельствует сложившаяся судебно-следственная практика.
Определения понятий "оператор мобильной сотовой связи", "международный идентификатор мобильных сотовых телефонов", используемых в законопроекте, отсутствуют в законодательстве Российской Федерации, что может затруднить реализацию предлагаемых законопроектом норм на практике.
Создание и ведение реестра похищенных мобильных сотовых телефонов органами внутренних дел Российской Федерации потребует привлечения дополнительных материально-технических и финансовых средств. Однако в финансово-экономическом обосновании к законопроекту утверждается, что таких расходов не потребуется.
С учетом изложенного представленный законопроект Правительством Российской Федерации не поддерживается.
Заместитель Председателя Правительства
Российской Федерации
А.Жуков
Текст документа сверен по:
рассылка