Недействующий

     

Проект N 219854-4*
____________________________
*Согласно паспорту проекта,
проект внесен на рассмотрение
в Государственную Думу.-
Примечание "КОДЕКС".


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Жилищный Кодекс Российской Федерации

Статья 1.


Внести в Жилищный Кодекс Российской Федерации следующие изменения:

1. Пункт 7 ст. 32 дополнить словами:

" При этом размер выкупной цены должен быть достаточным для приобретения жилого помещения, аналогичного изымаемому".

2. Пункт 8 ст. 32 изложить в редакции:

" По решению собственника жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену

3. П. 2 ст. 102 изложить в редакции:

2. Переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу не влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения.

4. Ст. 155, п.п. 4-9 изложить в редакции:

"4. Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем (далее - управляющая организация), вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.

5. Члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив), вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.

6. Не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за жилое помещение в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

7. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение вносят этой управляющей организации.

8. Собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

9. Собственники, наниматели помещений в многоквартирном доме вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности."

5. Пункт 4 ст. 159 исключить

6. Пункт 6 ст. 161 изложить в редакции:

"Орган местного самоуправления, не позднее чем через год после заключения указанного в части 5 настоящей статьи договора управления многоквартирным домом проводят собрание собственников помещений в этом доме для решения вопроса о выборе способа управления этим домом. По истечении указанного срока такое собрание обязаны провести собственники жилых помещений".

     

Статья 2.


Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования


     Президент
     Российской Федерации
В.Путин

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный Кодекс Российской Федерации"

Представляется, что ряд норм нового Жилищного Кодекса недостаточно четко прописаны, и это может повлечь за собой существенное ухудшение правового положения граждан, включая собственников жилья. Кроме того, в некоторых случаях Кодекс вводит систему коллективной ответственности граждан за оплату услуг коммунального хозяйства, что представляется рудиментом предыдущей системы отношений.

Так, нынешняя редакция ст. 32 предполагает, что у собственника может быть изъято принадлежащее ему жилое помещение. Взамен ему предоставляется "выкупная цена", в состав которой включена "рыночная стоимость жилого помещения+ убытки в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением, переездом, поиском иного жилого помещения, оформлением права собственности на другое жилое помещение". Из приведенной выше формулировки не очевидно, что размер выкупной цены должен быть достаточным для приобретения нового жилого помещения, и что последнее не должно быть хуже по своим характеристикам изымаемого. "Рыночная стоимость" квартир в ветхом фонде, по определению, недостаточна для приобретения жилья на рынке.

Более того, ст. 32 предусматривает, что право выбора между предоставлением "выкупной цены" или иного жилья имеет не собственник, а орган местного самоуправления. Лишь в случае, если последний предложил подобный выбор, собственник изымаемого жилого помещения имеет возможность получить не "выкупную цену", а иное жилое помещение.

Предлагается законодательно установить, что право выбора имеет именно собственник, и что размер выкупной цены должен быть достаточным для приобретения жилого помещения, аналогичного изымаемому по своим характеристикам.

Ст. 102 ЖК РФ предусматривает, что при смене собственника общежития лица, пользующиеся в нем помещениями, исключая несколько льготных категорий, должны покинуть эти помещения и уйти на улицу. Из ныне действующей редакции, например, вытекает, что при банкротстве юридического лица, в чьей собственности находится общежитие, все жители общежития подлежат автоматическому выселению на улицу, т.к. при банкротстве нет правопреемников. Кроме того, прежний ЖК сохранял за человеком право на пользование общежитием в случае увольнения по уважительной причине (сокращение штатов, состояние здоровья, низкая зарплата и ее задержки и пр.). По новому ЖК они подлежат выселению, даже если уволились много лет назад. Представляется, что в данном случае нарушены и нормы ст. 40 Конституции РФ: "каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища".

Ст. 155 затрагивает один из принципиальнейших моментов в жизни большинства граждан России - оплату жилищных и коммунальных услуг. В соответствии со ст. 155 лица, живущие в ТСЖ, кооперативах и домах, находящихся под контролем управляющих кампаний, лишены права напрямую оплачивать коммунальные услуги (электроэнергия, водоснабжение, теплоснабжение и иное), и обязаны иметь дело с посредниками. Таким образом, если посредники (управляющие организации) не смогут собрать все денег с потребителей, и у них возникнут долги перед коммунальными кампаниями (или посредники предпочтут собранные деньги потратить на иные нужды), от коммунальных услуг будут отключены и добросовестные плательщики. Исключение составляют только дома, выбравшие непосредственное управление, и владельцы частных домов. Такая практика чревата возникновением серьезной дебиторской задолженности коммунальных кампаний и веерными отключеньям и не только электроэнергии, но также отопления, газа и воды. Предлагается вернуть право гражданам России оплачивать коммунальные услуги непосредственно тем, кто их оказывает.

Ст. 161 ЖК РФ прямо запрещает собственникам жилых помещений принимать решение о выборе формы управления их домом после 1 марта 2006 года. Право инициировать подобное собрание сохраняют лишь органы местного самоуправления. Таким образом, даже если все квартиры в доме будут приватизированы, но жители окажутся не знакомы с особенностями законодательства, они лишены права самостоятельно распоряжаться собственными средствами, собираемыми на содержание их здания.

     

     На N 2.12-17/924 от 20 октября 2005 г.

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона N 219854-4 "О внесении
изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации",
внесенный депутатом Государственной Думы О.В.Шеиным


В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.

Частью 1 статьи 1 законопроекта предлагается установить размер выкупной цены жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд достаточным для приобретения жилого помещения, аналогичного изымаемому.

Вместе с тем, часть 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), устанавливает порядок определения выкупной цены жилого помещения, в которую включаются все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, в том числе убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Таким образом предлагаемое представленным законопроектом дополнение может ухудшить положение собственников жилья с невысокими потребительскими свойствами (аварийное, ветхое, ниже учетной нормы на человека) по сравнению с действующим порядком определения выкупной цены, устанавливаемой по соглашению сторон.

Частью 3 статьи 1 законопроекта предлагается изложить в новой редакции часть 2 статьи 102 Кодекса, отменяющей такое основание прекращения договора найма служебного жилого помещения, жилого помещения в общежитии как переход права собственности на это жилье, а равно закрепление его на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за другим юридическим лицом. Предлагаемые изменения не могут быть поддержаны, поскольку ограничивают право нового собственника (законного владельца) помещения пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению. В частности, новый собственник (законный владелец) лишается возможности привлечения на работу граждан, не обеспеченных жилыми помещениями в данном населенном пункте. При этом следует иметь в виду, что часть 2 статьи 103 Кодекса предусматривает гарантии для значительной группы лиц, которые даже при смене собственника (законного владельца) не могут быть выселены из служебного жилого помещения или из общежития без предоставления иного жилья.

Частью 4 статьи 1 законопроекта предлагается собственникам, нанимателям помещений в многоквартирном доме вносить плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. В соответствии со статьей 154 Кодекса собственники жилых домов должны оплачивать коммунальные и иные услуги именно таким способом. Также следует учесть, что статьей 155 Кодекса предусмотрены различные варианты внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги в зависимости от формы собственности жилого помещения, а также способов управления многоквартирным домом, предусмотренных для собственников помещений в многоквартирном доме. В частности, для удобства населения при оплате жилищно-коммунальных услуг и повышение качества его обслуживания в целом ряде регионов Российской Федерации были созданы единые расчетно-кассовые центры и менять оправдавший себя данный порядок оплаты представляется нецелесообразным.

Частью 5 статьи 1 законопроекта предлагается исключить из Кодекса часть 4 статьи 159, согласно которой субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Такое изменение может привести к нарушению гражданами срока внесения указанной платы, установленного частью 1 статьи 155 Кодекса.

Внесение изменения в часть 6 статьи 161 Кодекса, изложенного в части 6 статьи 1 законопроекта, не поддерживается, так как в соответствии с частями 2 и 3 статьи 161 Кодекса собственники в любое время вправе определить способ управления многоквартирным домом и изменить этот способ.

С учетом изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает внесенный законопроект.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации
А.Жуков



Текст документа сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»