Недействующий

     

Проект N 66956-4*
____________________________
* Согласно паспорту проекта,
проект внесен на рассмотрение
 в Государственную Думу. -
Примечание "КОДЕКС".  


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Уголовно-процессуальный
 кодекс Российской Федерации


Статья 1.


Внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст.4921; 2002, N 22, ст.2027; N 30, ст.3015, 3020, 3029; N 44, ст.4298; 2003, N 27, ст.2700, 2706; N 2880; N 50, ст.4847) следующие изменения:

1) статью 222 дополнить частью 5 следующего содержания:

"5. Если копия обвинительного заключения не вручена обвиняемому ввиду того, что он скрылся, то прокурор приостанавливает производство по уголовному делу и обеспечивает розыск обвиняемого";

2) в части 2 статьи 238 слова "и поручает прокурору обеспечить его розыск" заменить словами "возвращает уголовное дело прокурору и поручает ему обеспечить розыск обвиняемого";

3) третье предложение части 3 статьи 253 дополнить словами "и возвращает уголовное дело прокурору для обеспечения розыска".

     

     

Статья 2.


Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

    Президент
     Российской Федерации
В.Путин



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений
в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"


В настоящее время в судах общей юрисдикции находится более 16 тысяч уголовных дел, производство по которым приостановлено в связи с розыском скрывшихся обвиняемых и подсудимых.

Например, за судами города Москвы числится 1150 таких дел, города Санкт-Петербурга - 1411, Хабаровского края - 1143, Приморского края - 635, Самарской области - 458, Московской области - 388, Волгоградской области - 300.

В основном розыск указанных лиц объявляется по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях. Так, в Кемеровской области из находящихся в розыске 181 человека 19 обвиняются в совершении особо тяжких преступлений, 107 - тяжких преступлений.

По всем приостановленным уголовным делам суды периодически направляют запросы в органы внутренних дел и прокуратуру с требованием сообщить о результатах розыскных действий. Однако нередки случаи, когда такие запросы остаются без исполнения, а если поступают ответы, то они, как правило, формальны.

Как отмечают суды, они практически превратились в хранилища приостановленных уголовных дел, что не только снижает активность прокуроров и органов дознания по розыску (ведь дела числятся не за ними, а за судами), но и создает у потерпевших ложное представление о неосновательном затягивании судебного разбирательства, о преднамеренном нарушении судами их конституционных прав на судебную защиту.

Согласно статье 37 УПК РФ поручения и указания органам дознания о проведении оперативно-розыскных мероприятий дает прокурор.

Суд не наделен такими полномочиями и в соответствии с принципами правосудия и постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля 1999 года N 7-П не вправе выполнять несвойственные ему функции обвинения, которые фактически имеют место, когда он направляет указанные выше запросы с требованием ускорить розыск скрывшихся обвиняемых и подсудимых.

В этой связи в данном проекте федерального закона предлагается установить порядок, в соответствии с которым все приостановленные судом уголовные дела в случаях, когда обвиняемые и подсудимые скрылись, должны возвращаться прокурору для обеспечения их розыска.

Принятие законопроекта не предусматривает расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, и не повлечет необходимости изменения, дополнения, принятия либо отмены иных актов федерального законодательства.

     На N 2.12-17/638 от 2 августа 2004 г.

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона N 66956-4 "О внесении изменений
в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
,
внесенный в Государственную Думу Верховным Судом
Российской Федерации


Правительством Российской Федерации рассмотрен указанный проект федерального закона.

Проектом предлагается внести изменения в статьи 222, 238 и 253 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК), предусматривающие, что уголовные дела, по которым обвиняемому не вручено обвинительное заключение (обвинительный акт), поскольку он скрылся, не могут быть направлены в суд, а уголовные дела, которые по той же причине не могут быть рассмотрены судом, возвращаются прокурору для организации розыска.

Таким образом, проектом фактически восстанавливаются нормы, исключенные Федеральным законом от 4 июля 2003 г. N 92-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", а также вводится порядок, при котором суд полномочен возвратить уголовное дело прокурору с любой стадии судебного разбирательства, если обвиняемый (подсудимый) скрылся.

Предлагаемые проектом изменения в статью 222 УПК вступают в противоречия с положениями статей 37, 208-210, 221, 226 УПК, которые в своей системной связи исключают для прокурора после окончания предварительного следствия и утверждения обвинительного заключения (обвинительного акта) возможность осуществлять по уголовному делу какие-либо процессуальные действия, в том числе приостанавливать по уголовному делу производство, если обвиняемый скрылся. В соответствии со статьей 238 УПК такие полномочия после поступления дела в суд предоставлены суду, который в этом случае в рамках судебного разбирательства приостанавливает дело и поручает прокурору организовать розыск скрывшегося лица.

Предлагаемое проектом наделение суда полномочиями на возвращение уголовного дела прокурору с любой стадии судебного разбирательства, поскольку обвиняемый скрылся, если это не связано с неустранимыми в судебном производстве существенными нарушениями закона, противоречит правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 8 декабря 2003 г. N 18-П. Согласно данному акту суд может возвратить дело прокурору только в том случае, если в досудебном производстве были допущены существенные нарушения закона, не устранимые в судебном производстве.

Кроме того, предлагаемые проектом вышеназванные изменения создают неопределенность правового регулирования, поскольку на стадии судебного разбирательства УПК (часть 4 статьи 37) не наделяет прокурора полномочиями по осуществлению процессуальных действий, связанных с розыском обвиняемого, и надзора за движением приостановленного уголовного дела.

Содержащийся в пояснительной записке к проекту аргумент, что оставление в суде уголовного дела, по которому осуществляется розыск обвиняемого, возлагает на суд не свойственную ему функцию, связанную с розыском обвиняемого, не соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определении от 4 марта 2004 г. N 74-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса мирового судьи судебного участка N 29 Карымского района Читинской области о проверке конституционности положений статей 108, 253 и 354 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Согласно ей оставление в суде материалов уголовного дела, производство по которому приостановлено в связи с тем, что обвиняемый скрылся от правосудия, не приводит к принятию на себя судом не свойственных ему функций, связанных с розыском обвиняемого, или к ограничению прав какой-либо из сторон в уголовном процессе по сравнению с правами другой стороны.

Из этого следует, что направление судом в органы, осуществляющие розыск, запросов о результатах розыска осуществляется им в рамках судебного контроля за выполнением решения суда. При возвращении уголовного дела прокурору, как предлагается проектом, эта функции суда упраздняется.

В связи с изложенным Правительство Российской Федерации не поддерживает принятие данного проекта.

    Заместитель Председателя
     Правительства Российской Федерации
А.Жуков




Текст документа сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»