Недействующий

     

Проект N 243918-4  


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации"

     

     

Статья 1


Внести в статью 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52 (ч.1), ст. 4921; 2003, N 27 (ч.1), ст. 2706; 2003, N 50, ст. 4847; 2005, N 23, ст. 2200) изменение, изложив часть первую в следующей редакции:

"1. Мировому судье подсудны уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы, за исключением уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 108 частью первой, 109 частью первой, 136 частью первой, 146 частью первой, 147 частью первой, 170, 171 частью первой, 174 частью первой, 174.1 частью первой, 177, 178 частью первой, 183 частью первой, 184 частями первой, третьей и четвертой, 185 частью первой, 191 частью первой, 194 частью первой, 195, 198 частью первой, 199 частью первой, 199_1 частью первой, 204 частью первой, 215 частью первой, 215_1 частью первой, 217 частью первой, 220 частью первой, 225 частью первой, 228_2 частью первой, 234 частью четвертой, 236 частью первой, 237 частью первой, 238 частью первой, 239 частью второй, 247 частью первой, 248 частью первой, 249, 250 частями первой и второй, 251 частями первой и второй, 252 частями первой и второй, 253, 254 частями первой и второй, 255, 256 частью третьей, 257, 258 частью второй, 262, 263 частью первой, 264 частью первой, 266 частью первой, 269 частью первой, 270, 271, 272 частью первой, 274 частью первой, 282 частью первой, 285_1 частью первой, 285_2 частью первой, 288, 289, 292, 293 частью первой, 294 частями первой и второй, 296 частью второй, 297, 298 частями первой и второй, 301 частью первой, 303 частью первой, 306 частью первой, 307 частью первой, 309 частью первой, 311 частью первой, 316, 322 частью первой, 323 частью первой, 327 частью первой и 328 Уголовного кодекса Российской Федерации.".

     

     

Статья 2

Внести в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст. 4532) следующие изменения:

пункты 6 и 7 части первой статьи 23 признать утратившими силу;

в части первой статьи 154 слова ", а мировым судьей до истечения месяца со дня принятия заявления к производству" исключить.

     

     

Статья 3

Внести в часть третью статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N1 (ч.1), ст. 1; 2003, N 46 (ч.1), ст. 4434; 2005, N 19, ст. 1752) изменение, дополнив абзац второй после слов "в форме административного расследования," словами "дела об административных правонарушениях, влекущих дисквалификацию, за исключением дел, указанных в абзаце третьем настоящей части,".

     

     

Статья 4

Внести в пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 17 декабря 1998 года N188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 51, ст. 6270; 2005, N 8, ст. 604) следующие изменения:

в подпункте 1 слово "трех" заменить словом "двух";

подпункты 7 и 8 признать утратившими силу.

   Президент
     Российской Федерации
В.Путин

     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" разработан с учетом предложений мировых судей и председателей федеральных судов Вологодской области. Законопроект направлен на совершенствование процессуального порядка разделения полномочий между мировыми и федеральными судьями в части подсудности дел, а также на упорядочение нагрузки между ними. Динамика увеличения нагрузки судей дана в приложениях 1 и 2 к настоящей пояснительной записке. В законопроекте предусматривается внесение изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" в части отнесения к подсудности мировых судей только тех уголовных дел, за которые максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы (вместо трех лет). Изменение вызвано необходимостью приведения данного срока в соответствие со статьей 15 Уголовного кодекса Российской Федерации. На мировых судей изначально возложена обязанность по рассмотрению уголовных дел по преступлениям небольшой тяжести. В силу вышеназванной статьи к такой категории преступлений относятся умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых наказание не превышает двух лет лишения свободы. Предлагаемое изменение позволит более четко дифференцировать уголовные дела, относящиеся к подсудности мирового судьи, по степени их сложности и общественной опасности для общества.  Предлагается также исключить из подведомственности мировых судей все дела, возникающие из трудовых отношений, в целях установления единства подведомственности этих дел федеральным судьям.  Установление одинакового срока рассмотрения гражданских дел в суде первой инстанции для мировых и федеральных судей связано с тем, что все судьи обладают единым статусом. Учитывая высокую нагрузку на мировых судей, увеличение допустимого срока будет способствовать рассмотрению дел с соблюдением процессуального срока, что в конечном итоге обеспечит своевременную защиту прав заинтересованных лиц, повысит значение судопроизводства и авторитет суда. Исключение из подсудности мировых судей дел об административных правонарушениях, за которые предусмотрено наказание в виде дисквалификации, связано со сложностью их рассмотрения. Особую сложность составляют дела, предусматривающие в качестве наказания лишение права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Исходя из природы законодательства о мировой юстиции категория дел, относящихся к подсудности мирового судьи, должна быть менее сложной, чем у судьи федерального суда.   

     Приложение 1
     к пояснительной записке


Сравнительная таблица количества
рассмотренных дел мировыми судьями Вологодской области

(кол-во дел)

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

1 полугодие

     2005 года

Рассмотрено

гражданских дел

17,307

22,445

26,634

44,154

23,187

Рассмотрено

уголовных дел

1,952

2,045

1,910

3,841

2,226

Рассмотрено административных дел

-*

5,598**

18,566

35,831

24,420

Общее

количество дел

19,259

30,088

47,110

83,826

49,833

     

     Приложение 2
     к пояснительной записке


Сравнительная таблица среднемесячной нагрузки на мирового судью
 и судью федерального суда по рассмотрению уголовных,
гражданских и административных дел

(кол-во дел)

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

мировой

     судья

федераль-ный

     судья

мировой

     судья

федеральный

     судья мировой

     судья федеральный

     судья мировой судья федеральный

     судья

Уголовные дела

5,8

8,2

5,7

4,54,14,06,33,8

Гражданские дела

52,2

17,5

62,9

14,251,112,472,110,7

Административные дела

-*

10,6

31,4**

7,140,95,259,112,5

Общая нагрузка

58,0

36,3

100,0

25,896,121,6137,527,0



* - рассмотрение дел об административных правонарушениях не входило в компетенцию мировых судей

** - рассмотрение дел об административных правонарушениях отнесено к подсудности мировых судей с 01.07.2002.

     

     На N 2.12-17/1204 от 16 декабря 2005 г.

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона N 243918-4 "О внесении изменений
в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский
 процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях, Федеральный закон "О мировых
судьях в Российской Федерации"
, внесенный в Государственную Думу
Законодательным Собранием Вологодской области

В Правительстве Российской Федерации рассмотрен указанный проект федерального закона.

Проектом предлагается внести изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК РФ) и в Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" в части отнесения к подсудности мировых судей только тех уголовных дел, за которые максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы (в редакции действующей нормы - не превышает трех лет), а также в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части изменения подсудности мировых судей и увеличения сроков рассмотрения ими гражданских дел.

Предлагаемые изменения в УПК РФ и Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации", по мнению авторов проекта, необходимы для приведения сроков рассмотрения мировыми судьями дел в соответствие со статьей 15 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), определяющей, что к преступлениям небольшой тяжести относятся преступления, за которые предусмотрено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы.

Однако положения статьи 15 УК РФ, устанавливающие категории преступлений в зависимости от характера и степени общественной опасности преступного деяния, не могут служить критерием регулирования подсудности уголовных дел мирового судьи, так как не имеют отношения к институту подсудности. Положения данной статьи являются критерием при назначении вида исправительного учреждения для отбывания уголовного наказания, исчислении срока при условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания и т.д., в связи с чем доводы авторов проекта в этой части недостаточно убедительны.

Не поддерживаются предлагаемые изменения в статью 3 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" и в статью 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), которыми из подсудности мирового судьи исключаются дела, возникающие из трудовых отношений. По мнению авторов проекта, это необходимо в целях установления единства подсудности указанной категории дел федеральным и мировым судьям, однако при этом им не приводится убедительных оснований целесообразности такого предложения.

Не может быть поддержано также предлагаемое изменение в статью 154 ГПК РФ (сроки рассмотрения и разрешения гражданских дел), увеличивающее мировому судье срок рассмотрения дел до двух месяцев (в действующей редакции - до истечения месяца). Ссылка в обоснование этого предложения на единый статус судей является несостоятельной в связи с тем что, сроки рассмотрения дел судьями не являются элементом статуса судей.

Нельзя согласиться и с предложением о внесении изменения в часть 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленное на исключение из подсудности мировых судей дел об административных правонарушениях, за которые предусмотрено наказание в виде дисквалификации. В обоснование предлагаемого изменения авторы ссылаются на особую сложность рассмотрения данной категории дел. Представляется, что изменение указанной нормы должно быть подтверждено данными судебной статистики районных судов, которые для мировых судей являются второй (апелляционной) инстанцией, свидетельствующей о неудовлетворительной практике рассмотрения названной категории дел мировыми судьями.

К тому же не может быть признан достаточно обоснованным довод авторов проекта, направленный на изменение подсудности мировых судей в связи с их большой рабочей нагрузкой, так как согласно требованиям Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" указанная нагрузка может быть снижена путем изменения границ судебных участков.

В связи с изложенным Правительство Российской Федерации не поддерживает принятие данного законопроекта.


     Заместитель Председателя
     Правительства Российской Федерации
А.Жуков




Текст документа сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»