Недействующий

     

Проект N 279490-4

в третьем чтении


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в статью 28 Федерального закона
 "Об акционерных обществах"
и Федеральный закон
"О приватизации государственного и муниципального имущества"


Статья 1

Пункт 6 статьи 28 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 1; 2001, N 33, ст. 3423; 2006, N 1, ст. 5) изложить в следующей редакции:

"6. Увеличение уставного капитала общества, созданного в процессе приватизации, путем дополнительного выпуска акций при наличии пакета акций, предоставляющего более чем 25 процентов голосов на общем собрании акционеров и находящегося в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться только в случаях, если при таком увеличении сохраняется размер доли государства или муниципального образования и если иное не предусмотрено Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".".

     

     

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 4, ст. 251) следующие изменения:

1) статью 40 изложить в следующей редакции:



"Статья 40. Сохранение доли государства или муниципального образования
в уставном капитале открытых акционерных обществ

1. При наличии в государственной или муниципальной собственности акций созданного в процессе приватизации открытого акционерного общества, предоставляющих более чем 25 процентов голосов на общем собрании акционеров, увеличение уставного капитала указанного общества путем дополнительного выпуска акций осуществляется с сохранением доли государства или муниципального образования в случае, если иное не предусмотрено соответствующим решением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, и обеспечивается внесением в уставный капитал указанного акционерного общества государственного или муниципального имущества либо средств соответствующего бюджета для оплаты дополнительного выпуска акций.

2. При наличии в государственной или муниципальной собственности акций созданного в процессе приватизации открытого акционерного общества, предоставляющих на момент принятия соответствующего решения более чем 25 процентов, но не более чем 50 процентов голосов на общем собрании акционеров, увеличение уставного капитала указанного акционерного общества путем дополнительного выпуска акций может осуществляться с уменьшением доли государства или муниципального образования в случае принятия положительного решения Правительством Российской Федерации, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления и только при условии сохранения государством или муниципальным образованием своей доли в размере не менее чем 25 процентов голосов плюс одна голосующая акция.

3. При наличии в государственной собственности акций входящего в перечень стратегических предприятий и акционерных обществ открытого акционерного общества, предоставляющих на момент принятия соответствующего решения более чем 25 процентов, но не более чем 50 процентов голосов на общем собрании акционеров, увеличение уставного капитала указанного общества путем дополнительного выпуска акций может осуществляться с уменьшением доли государства в случае принятия положительного решения Президентом Российской Федерации и только при условии сохранения доли государства в размере не менее чем 25 процентов голосов плюс одна голосующая акция.

4. При наличии в государственной или муниципальной собственности акций созданного в процессе приватизации открытого акционерного общества, предоставляющих на момент принятия соответствующего решения более чем 50 процентов голосов на общем собрании акционеров, увеличение уставного капитала указанного акционерного общества путем дополнительного выпуска акций может осуществляться с уменьшением доли государства или муниципального образования в случае принятия положительного решения Правительством Российской Федерации, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления и только при условии сохранения государством или муниципальным образованием своей доли в размере не менее чем 50 процентов голосов плюс одна голосующая акция.

5. При наличии в государственной собственности акций входящего в перечень стратегических предприятий и акционерных обществ открытого акционерного общества, предоставляющих на момент принятия соответствующего решения более чем 50 процентов голосов на общем собрании акционеров, увеличение уставного капитала указанного общества путем дополнительного выпуска акций может осуществляться с уменьшением доли государства в случае принятия положительного решения Президентом Российской Федерации и только при условии сохранения доли государства в размере не менее чем 50 процентов голосов плюс одна голосующая акция.";

2) дополнить статьей 40_1 следующего содержания:



"Статья 40_1. Сохранение доли государства или муниципального
образования в уставном капитале открытых акционерных обществ в случае
размещения акций путем открытой подписки и осуществления фондовой биржей
их листинга, а также в случае размещения акций открытых акционерных обществ
за пределами Российской Федерации, в том числе посредством размещения
 в соответствии с иностранным правом ценных бумаг иностранных эмитентов,
удостоверяющих права в отношении акций открытых акционерных обществ

В случае размещения акций открытых акционерных обществ путем открытой подписки и осуществления фондовой биржей их листинга, а также в случае размещения акций открытых акционерных обществ за пределами Российской Федерации, в том числе посредством размещения в соответствии с иностранным правом ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении акций открытых акционерных обществ:

1) увеличение уставного капитала открытого акционерного общества, входящего в перечень стратегических предприятий и акционерных обществ, и определение размера доли государства в уставном капитале указанного акционерного общества осуществляются по решению Президента Российской Федерации;

2) увеличение уставного капитала открытого акционерного общества, которое создано в процессе приватизации и акции которого находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставляют более чем 25 процентов голосов на общем собрании акционеров, и определение размера доли государства в уставном капитале указанного общества осуществляются по решению Правительства Российской Федерации, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.".

   Президент
     Российской Федерации
В.Путин

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 40
Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального
имущества" и статью 28 Федерального закона "Об акционерных обществах"


          Статьей 40 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", статьей 28 Федерального закона "Об акционерных обществах" предусмотрены обязательные меры, направленные на сохранение доли государства или муниципального образования в уставном капитале открытого акционерного общества, созданного в процессе приватизации, в случае дополнительного выпуска акций. При этом, сохранение доли государства или муниципального образования должно обеспечиваться за счет внесения в уставный капитал акционерного общества государственного или муниципального имущества.

Таким образом, увеличение уставного капитала открытого акционерного общества, созданного в процессе приватизации, путем дополнительного выпуска акций жестко увязывается с необходимостью государства или муниципального образования обеспечить сохранение своей доли в уставном капитале акционерного общества за счет своего имущества.

В связи с этим возможны столкновения интересов обеих сторон: с одной - акционерного общества, которое желает и имеет возможности увеличить свой уставный капитал; с другой - государства или муниципального образования, которые по каким - либо причинам не могут или не желают направлять бюджетные средства на поддержку своей доли в уставном капитале того или иного акционерного общества.

Проектом предусматривается снятие ограничения по обязательному сохранению доли государства или муниципального образования в уставном капитале акционерного общества.

При этом, снятие указанного ограничения допускается лишь исключительно в случаях принятия соответствующих решений Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.

     Государственная Дума
     Федерального Собрания
     Российской Федерации

     6 июня 2006 г. N 1976п-П13

     На N 2.12-17/230 от 22 марта 2005 г.



ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона N 279490-4 "О внесении изменений
в статью 40 Федерального закона "О приватизации государственного
и муниципального имущества" и статью 28 Федерального закона
"Об акционерных обществах"
, внесенный депутатами Государственной
Думы В.Н.Ельцовым и М.Е.Бугерой


В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и статью 28 Федерального закона "Об акционерных обществах" (далее - законопроект).

По существу представленного законопроекта следует отметить следующее.

Представленный законопроект направлен на смягчение ограничения по сохранению доли государства или муниципального образования в открытых акционерных обществах, созданных в процессе приватизации, более 25% акций которых находятся в государственной или муниципальной собственности, в случае увеличения уставного капитала путем размещения дополнительных акций, установленного пунктом 6 статьи 28 Федерального закона "Об акционерных обществах" и статьей 40 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества".

Правительство Российской Федерации поддерживает концепцию указанного законопроекта. Вместе с тем предложенный законопроектом механизм возможного уменьшения доли государства или муниципального образования в уставном капитале открытых акционерных обществ представляется неэффективным.

Внесение изменений в федеральные законы "Об акционерных обществах" и "О приватизации государственного и муниципального имущества", которые позволяли бы осуществлять контролируемое понижение доли государства или муниципального образования в акционерных обществах необходимы при условии определения случаев, при которых на акционерные общества с соответствующей долей государства или муниципального образования накладываются устанавливаемые законопроектом ограничения. Такие ограничения должны применяться только для тех акционерных обществ, в которых соответствующая доля акций приобретается (была приобретена) Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием при учреждении акционерного общества (государство или муниципальное образование выступает (выступало) единственным учредителем или одним из учредителей акционерного общества), в том числе в результате преобразования государственного или муниципального унитарного предприятия в акционерное общество.

В случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием акций акционерного общества по иным основаниям, распространение на такие акционерные общества упомянутых ограничений представляется необоснованным, поскольку нарушает принцип равенства участников отношений, регулируемых пунктом 1 статьи 1 и пунктом 1 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации. Такие ограничения также не должны распространяться на акционерные общества, в которых в государственной или муниципальной собственности находится пакет акций, предоставляющих 25 или менее процентов голосов на общем собрании акционеров, независимо от оснований, по которым приобретались такие акции.

Содержание ограничений, позволяющих осуществлять контролируемое понижение доли акций соответствующего акционерного общества, находящихся в государственной или муниципальной собственности, должно основываться на следующих подходах:

решение об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций в акционерных обществах, на которые распространяются указанные ограничения, должно приниматься только общим собранием акционеров;

вопрос об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций может быть вынесен на общее собрание акционеров только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества;

решение о вынесении вопроса об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций на общее собрание акционеров может быть принято советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества только при наличии соответственно решения Правительства Российской Федерации (для акций, находящихся в федеральной собственности), уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (для акций, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации) или уполномоченного органа местного самоуправления (для акций, находящихся в муниципальной собственности).

Правительство Российской Федерации полагает возможным поддержать указанный законопроект при условии его доработки с учетом вышеизложенных замечаний и предложений.

     Заместитель Председателя
     Правительства Российской Федерации
 А.Жуков




Текст документа сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»