Недействующий

     Проект N 291025-4

Текст законопроекта (к 1 чтению)
Вносится депутатами Государственной Думы


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

О внесении изменения в статью 11 Федерального конституционного
закона "О Правительстве Российской Федерации"


Статья 1


Статью 11 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 51, ст. 5712) дополнить частью второй следующего содержания:

"Члены Правительства Российской Федерации в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, не вправе выражать в иностранной валюте (условных единицах) сведения о стоимости товаров, работ, услуг, имущества, о суммах сделок, показателях бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственных и муниципальных заимствованиях, государственном и муниципальном долге.".


Статья 2

     

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней со дня его опубликования.

   Президент
     Российской Федерации
В.Путин

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проект федерального конституционного закона "О внесении изменения
в статью 11 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации"

 направлен на установление обязанности членов Правительства Российской Федерации
упоминать сведения о стоимости товаров, работ, услуг, имущества, о суммах сделок,
о денежных показателях бюджетов всех уровней в Российской Федерации,
заимствований, государственного и муниципального долга только в рублях.



В целях обеспечения полноты и системности регулирования указанных выше отношений одновременно с данным законопроектом его авторами также вносится в Государственную Думу проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

Положения обоих законопроектов носят согласованный характер, в связи с чем представляется целесообразным их комплексное рассмотрение.

Принятие закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" влечет внесение изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, в частности, в главу 13.1.

Законопроект не предусматривает расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, поэтому по нему заключения Правительства Российской Федерации не требуется.

Законопроект внесен по вопросу, являющемуся предметом исключительного ведения Российской Федерации (п. "г" статьи 71 и ч. 1 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

     Государственная Дума
     Федерального Собрания
     Российской Федерации

     На N 2.12-17/342 от 24 апреля 2006 г.
     N 2.12-17/456 от 25 мая 2006 г.
     N 2.12-17/457 от 26 мая 2006 г.



ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проекты федерального конституционного закона N 291025-4 "О внесении
изменения в статью 11 Федерального конституционного закона "О Правительстве
Российской Федерации"
и федерального закона N 291027-4 "О внесении изменений
в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
, внесенные депутатами
Государственной Думы В.В.Гребенниковым, А.В.Бурениным, В.В.Гальченко
и другими, принятые Государственной Думой в первом чтении 24 мая 2006 г.


В Правительстве Российской Федерации рассмотрены представленные проекты федерального конституционного закона и федерального закона.

Законопроектами устанавливается запрет на предоставление информации о цене (стоимости) товаров (работ, услуг), имущества, суммах сделок, показателях бюджетов всех уровней, объемах государственных и муниципальных заимствований, государственном и муниципальном долге, выраженных в иностранной валюте или условных единицах, в торговле и рекламе, средствах массовой информации, а также публичных выступлениях членов Правительства Российской Федерации и Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, государственных гражданских служащих.

Вместе с тем необходимость использования отдельных показателей, выраженных в иностранной валюте, в бюджетной, налоговой, банковской, гражданской, валютной и таможенной сферах предусмотрена законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 140 Гражданского кодекса Российской Федерации случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на территории Российской Федерации определяются законом или в установленном им порядке.

Понятия "валюта" и "доллар" используются в федеральных законах "О таможенном тарифе", "Об ипотечных ценных бумагах", "О валютном регулировании и валютном контроле", "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", "О негосударственных пенсионных фондах", "О государственной гражданской службе Российской Федерации", "О некоммерческих организациях", "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг", "О банках и банковской деятельности", о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в Гражданском, Бюджетном и Налоговом кодексах Российской Федерации, а также во многих других федеральных законах, нормативных правовых актах Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Так, в соответствии со статьями 6, 116, 122 - 125 Бюджетного кодекса Российской Федерации и общепринятой мировой практикой внешний долг и государственные кредиты, предоставленные Российской Федерацией иностранным государствам, государственные гарантии Российской Федерации, а также долг иностранных государств перед Российской Федерацией представляют собой обязательства и активы, выраженные в иностранной валюте.

Российская Федерация выполняет обязательства в рамках международных договоров по проведению операций в иностранной валюте. В частности, это касается уплаты взносов в международные организации, осуществления расчетов в рамках интеграционных объединений (СНГ, ЕврАзЭС), а также участия Российской Федерации в международных договорах.

В соответствии с частью 2 статьи 317 Гражданского кодекса Российской Федерации в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах. При этом подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.

Вопрос о валюте платежа по денежным обязательствам в международной практике отнесен к усмотрению сторон, если иное не установлено специальным межгосударственным соглашением. Причем такой порядок применяется как к межгосударственным расчетам, так и к расчетам между коммерческими организациями сторон (основными партнерами России во внешнеторговом обороте являются более 160 стран, при этом 70-80% расчетов по внешнеторговым операциям осуществляется в долларах США).

Необходимо также отметить, что для практики судебных разбирательств в иностранных судах и арбитражах в связи со спорами, возникающими при заключении и выполнении экспортно-импортных контрактов между коммерческими организациями, характерно применение валюты договора.

В долларах США также ведется учет золотовалютных резервов Центрального Банка Российской Федерации, поскольку он отражает результат экономических операций между резидентами и нерезидентами Российской Федерации. В случае пересчета объемов резервов в рубли при изменении курса рубля к доллару США будет изменяться объем резервов в валюте Российской Федерации при неизменном объеме в долларах США.

Основные показатели и аналитические расчеты рынка ценных бумаг формируются в перерасчете на доллары США (включая объем торгов, рыночную капитализацию, индексы фондового рынка и др.) для корректного сопоставления российского и зарубежного фондового рынка. Поскольку многие российские ценные бумаги котируются на иностранных биржах, указание их стоимости в иностранной валюте используется для привлечения инвестиций мировых инвестиционных банков и фондов.

При пересчете показателей, выражаемых в настоящее время в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации возникнут проблемы, связанные в том числе с постоянными изменениями официального курса иностранной валюты к рублю, что может потребовать частой корректировки соответствующих показателей. Например, при расчетах поступлений в Стабилизационный фонд Российской Федерации базовая цена на нефть, установленная в настоящее время в размере 27 долларов США за баррель, будет пересчитываться на ежедневной основе.

Методологическую основу расчетов платежного баланса России составляет Руководство по платежному балансу Международного валютного фонда, в соответствии с которым его показатели отражаются в долларах США.

Введение запрета на использование средствами массовой информации, в выступлениях и исследованиях понятия "доллар" и других валют сделает невозможным проведение международных сопоставлений и проведение корректного анализа ситуации в мировой экономике и на мировых финансовых рынках.

Необоснованным является предусмотренное статьей 5 законопроекта внесение изменений в статью 13.15 "Злоупотребление свободой массовой информации" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку использование информации, выраженной в иностранной валюте, не несет угрозы общественной безопасности.

Следует отметить, что действующее законодательство Российской Федерации в достаточной степени обеспечивает защиту прав потребителей на получение информации о цене товаров (работ, услуг) в рублях. Обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) о предоставлении потребителю такой информации установлена статьей 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". Кроме того, статьей 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определена ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге).

Необходимо также отметить, что в мировой практике отсутствуют прецеденты введения аналогичного запрета.

Учитывая изложенное, принятие законопроектов Правительством Российской Федерации не поддерживается.

     Заместитель Председателя
     Правительства Российской Федерации
А.Жуков




Текст документа сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»