Недействующий

     

Проект N 311004-4*
_____________________________
* Согласно паспорту проекта,
проект внесен на рассмотрение
в Государственную Думу. -
Примечание "КОДЕКС".

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в статью 53 Земельного кодекса Российской Федерации
и статьи 225 и 236 Гражданского кодекса Российской Федерации

Статья 1


Внести изменения в Земельный кодекс Российской Федерации ("Собрание законодательства Российской Федерации", 29.10.2001, N 44, ст. 4147), изложив статью 53 в следующей редакции:



"Статья 53. Условия и порядок прекращения права собственности на земельные
участки при отказе собственника от земельного участка, а также условия и порядок
 отказа от права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного
 наследуемого владения земельным участком

1. При отказе от права собственности на земельный участок этот земельный участок поступает в муниципальную собственность городского округа, городского или сельского поселения, а на межселенных территориях - муниципального района по месту расположения земельного участка. В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельный участок, от права собственности на который отказались, поступает в собственность указанных городов, если законами указанных субъектов Российской Федерации не установлено, что он поступает в собственность муниципальных образований на территории данных городов.

2. Заявление об отказе от прав на земельный участок представляется правообладателем земельного участка лично либо уполномоченным им лицом и удостоверяется подписью должностного лица, принявшего заявление, и печатью исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления, в который подается заявление.

Представление заявления об отказе от прав на земельный участок лично не требуется в случае направления указанного заявления, удостоверенного нотариально.

При отказе от права собственности на земельный участок заявление подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В заявлении указываются основания возникновения права собственности на земельный участок и к заявлению прилагаются подлинники документов, подтверждающих возникновение у лица права собственности на земельный участок, кадастровый план земельного участка (при его наличии), а также прилагаются копии документов, удостоверяющих личность гражданина либо подтверждающих регистрацию юридического лица.

В случае, если земельный участок застроен, заявление собственника об отказе от права собственности на земельный участок должно содержать заявление об отказе от права собственности на здания, строения, сооружения, расположенные на таком земельном участке, с приложением документов, подтверждающих возникновение у лица права собственности на здания, строения, сооружения.

При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения заявление подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанный в статье 29 настоящего Кодекса. К заявлению об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельным участком прилагаются кадастровый план земельного участка (при его наличии), подлинники документов, удостоверяющих права на землю, а при их отсутствии - копии решений органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка, а также копии документов, удостоверяющих личность гражданина или подтверждающих государственную регистрацию юридического лица, К заявлению землепользователя, являющегося организацией, указанной в статье 20 настоящего Кодекса, или государственным (муниципальным) унитарным предприятием, должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего данное юридическое лицо, или иного органа, действующего от имени учредителя, с отказом от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

3. При отказе лица от права собственности на земельный участок исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанный в пункте 2 настоящей статьи, на основании заявления об отказе от права собственности на земельный участок в месячный срок со дня получения указанного заявления принимает решение о признании земельного участка муниципальной собственностью.

При отказе лица от права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанный в статье 29 настоящего Кодекса, на основании заявления правообладателя об отказе от прав на земельный участок в месячный срок со дня получения указанного заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельным участком.

Копии указанных в настоящем пункте решений в трехдневный срок со дня его принятия направляется лицу, подавшему заявление об отказе от прав на земельный участок.

4. Права на земельные участки, не зарегистрированные в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, прекращаются с момента принятия решений, указанных в пункте 3 настоящей статьи.

В случае, если права на земельный участок были ранее зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанный в настоящей статье, обязан в недельный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 3 настоящей статьи, обратиться в государственные органы по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним за регистрацией прекращения права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения либо за регистрацией перехода права собственности.

5. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанный в настоящей статье, обязан сообщать сведения об отказе от прав на земельный участок, права на который не были зарегистрированы в Едином реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка и органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, в недельный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 3 настоящей статьи.

6. Правила настоящей статьи не распространяются на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в отношение которых Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлен иной порядок прекращения права собственности в силу отказа от права собственности на них.".

     

Статья 2

Внести в Гражданский кодекс Российской Федерации ("Собрание законодательства Российской Федерации", 1994, N 32, ст. 3301) следующие изменения:

1) дополнить пункт 1 статьи 225 предложением следующего содержания:

"Правила настоящей статьи не распространяются на земельный участок.";

2) дополнить статью 236 новым абзацем следующего содержания:

"Отказ от права собственности на земельные участки осуществляется по правилам, установленным федеральным земельным законодательством. В случае, если на земельном участке расположены здания и сооружения, принадлежащие собственнику земельного участка, отказ от права собственности на них осуществляется одновременно с отказом от прав на земельный участок по правилам, установленным для отказа от прав на земельные участки.".


Президент
Российской Федерации
В.Путин


   

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 53 Земельного кодекса
 Российской Федерации и статьи 225 и 236 Гражданского кодекса Российской Федерации"


Основной задачей представленного законопроекта является уточнение и упрощение процедуры отказа от права собственности, а также права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения на земельный участок.

Право собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком налагает на их владельца бремя содержания и надлежащего использования таких земельных участков, а также обязанность по надлежащему оформлению прав на них, обязанность по уплате земельного налога. Указанные обязанности владельцев земельных участков во многих случаях требуют весьма значительных расходов, в частности для оформления права собственности на земельный участок требуется провести за свой счет работы по землеустройству и постановке участка на кадастровый учет.

В этих условиях определенная часть граждан предпочитает отказаться от права собственности или иных юридических прав на земельный участок. Однако в настоящее время Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает сложную и дорогостоящую для граждан процедуру отказа от прав на земельный участок, так как гражданин и в этом случае должен предварительно и за свой счет обеспечить проведение землеустроительных работ и постановку земельного участка на кадастровый учет. В результате многие земельные участки годами не используются по назначению, юридические права на них должным образом не оформляются, а земельный налог не уплачивается.

В целях решения вышеизложенных проблем, законопроект предусматривает упрощенный порядок отказа владельца земельного участка от права собственности и иных юридических прав на него, в соответствии с которым гражданину достаточно подать соответствующее заявление в орган местного самоуправления, который в месячный срок принимает решение от принятии указанного земельного участка в собственность поселения или городского округа. При этом все работы по государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимости осуществляются органом местного самоуправления муниципального образования уже после принятия решения о передаче земельного участка в муниципальную собственность.

Принятие законопроекта будет способствовать реализации прав граждан, а также вовлечению в рыночный оборот значительного количества земельных участков.



Текст документа сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»