Недействующий

     

Проект N 259823-3

     во втором чтении


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменения в статью 12 Федерального закона
 "О государственном регулировании развития авиации"

(О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
"О государственном регулировании развития авиации"
)


Внести в статью 12 Федерального закона от 8 января 1998 года  N 10-ФЗ "О государственном регулировании развития авиации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст. 226) изменение, изложив ее в следующей редакции:



"Статья 12. Участие иностранного капитала в авиационной организации

Участие иностранного капитала в авиационной организации, осуществляющей деятельность по разработке, производству, испытаниям, ремонту и (или) утилизации авиационной техники, допускается при условии, если доля участия иностранного капитала составляет менее чем двадцать пять процентов уставного капитала авиационной организации, или по решению Президента Российской Федерации.

Руководитель и входящие в органы управления такой организации лица являются гражданами Российской Федерации; иное определяется решением Президента Российской Федерации.".


Президент
Российской Федерации
В.Путин


ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона N 259823-3 "О внесении изменений и дополнений
 в Федеральный закон "О государственном регулировании развития авиации"
,
 внесенный в государственную Думу депутатом Государственной Думы Н.Н.Гончаром


Представленный законопроект по существу предлагаемых норм (расширение доли участия иностранных партнеров в уставном капитале авиационной организации) является актуальным.

Государственные интересы Российской Федерации в области развития авиации предусматривают обеспечение выгодных для России условий ее участия в международном разделении труда на мировом рынке авиационных товаров. При этом сохранение действующих норм ограничения прав иностранных партнеров (инвесторов) в настоящее время сдерживает реализацию в России авиационных проектов с привлечением иностранных инвестиций. Необходимость урегулирования вопроса иностранного участия в проектах, осуществляемых в рамках международной кооперации, нашла отражение в Коммюнике XVI заседания Консультативного совета по иностранным инвестициям в России, состоявшегося в Москве 30 сентября 2002 года.

Вместе с тем по законопроекту имеются следующие замечания.

Понятие "участие иностранного капитала" допускает возможность хозяйственным обществам со стопроцентным иностранным капиталом, зарегистрированным в Российской Федерации, участвовать в уставном капитале авиационной организации без ограничений, что позволяет иностранному инвестору иметь более 25 процентов акций в уставном капитале авиационной организации и блокировать принятие общим собранием акционеров решений по стратегическим вопросам деятельности организации, создающей авиационную технику двойного назначения.

В этой связи слова "участие иностранного капитала" целесообразно заменить на слова "участие иностранных юридических и физических лиц, а также их аффилированных лиц".

Критерий "совместный проект", используемый как базовый в определении условий действия нормы, изложенной во второй части новой редакции статьи 12 Федерального закона "О государственном регулировании развития авиации", законодательством Российской Федерации не определен, в связи с чем применение указанной нормы приведет к расширению возможности участия иностранного капитала практически в любых авиационных организациях до 49 процентов. При этом механизм контроля за соблюдением указанного критерия в законопроекте отсутствует.

Исключение из Федерального закона "О государственном регулировании развития авиации" нормы, устанавливающей запрет на занятие должностей в органах управления авиационной организации иностранными гражданами, может существенно осложнить процесс управления авиационными организациями (организациями оборонной промышленности) и привести к нарушению интересов Российской Федерации.

На основании вышеизложенного полагаем, что законопроект требует дополнительной доработки с учетом данных замечаний и не может быть рекомендован к принятию Государственной Думой в первом чтении.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации
В.Христенко

     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Как показывает мировой опыт, в настоящее время создание новой авиационной техники, конкурентоспособной на рынке, практически невозможно в рамках одной страны. Именно поэтому США, страны Европы и Азии идут по пути слияния национальных компаний, создающих авиационную технику, и объединения авиастроительных отраслей разных стран в наднациональные корпорации и фирмы.

Как результат объединительной политики, общеевропейская фирма "AIRBUS" занимает лидирующие позиции в мировом самолетостроении. Слияние десять лет назад вертолетостроения Франции и Германии и создание единой фирмы "EUROCOPTER" S.A., позволило ей стать лидером мирового вертолетного рынка. Объединяются вертолетные фирмы Великобритании и Италии.

Опыт развития мировой авиационной индустрии показывает, что только при объединении усилий и концентрации финансовых средств, возможна реализация высокотехнологичных, конкурентоспособных проектов. В настоящее время большая часть самолетостроительных программ и каждая новая вертолетостроительная программа в мире реализуются в рамках международной кооперации, позволяющей обеспечить как финансирование разработки, так и производство современной авиатехники и ее реализацию на мировом рынке.

Основная цель международной кооперации в области авиации для России - привлечение западных технологий и инвестиций для выхода на мировой рынок с конкурентоспособной сертифицированной продукцией. Реализация совместных авиационных программ обеспечит сохранение и развитие отечественного авиастроения, как высокодоходной отрасли российской промышленности.

Однако реализация в России совместных авиационных проектов с привлечением иностранных инвестиций в настоящее время практически невозможна из-за несоответствия некоторых положений российского законодательства в области авиационной деятельности международному законодательству и принципам кооперации, используемым в мировой практике.

Основная причина создавшейся ситуации - существенные ограничения прав иностранных партнеров - инвесторов, изложенные в положениях Статьи 12 Федерального закона N 10-ФЗ от 08.01.98г. "О государственном регулировании развития авиации".

Данная статья закона ограничивает долю участия иностранного капитала в уставном капитале авиационной организации 25-ю процентами акций и, самое главное, не допускает участия иностранных граждан в работе органов управления акционерным предприятием.

В соответствии с вышеуказанным положением западный партнер, вложив финансовые средства и владея пакетом акций предприятия, не может участвовать в собрании акционеров, совете директоров и других органах управления акционерным предприятием, что противоречит не только международному праву, но и российскому закону "Об акционерных обществах".

Фактически, данное положение действующей российской законодательной базы авиационной деятельности запрещает иностранному инвестору контролировать расходование финансовых средств, вложенных им в предприятие и общий проект.

Важно отметить, что ст. 12 закона находится в противоречии со статьей 3 данного закона "Основные принципы развития авиации" (последний абзац), которая декларирует "равноправие и взаимовыгодное международное сотрудничество Российской Федерации в области развития авиации".

По мнению иностранных инвесторов положения статьи 12 являются дискриминационными по отношению к ним и нарушают базовые принципы деятельности любого акционерного предприятия и какой-либо кооперации. На таких условиях иностранные партнеры не могут принимать участие в реализации совместных программ.

В то же время, реализация некоторых авиационных программ, включенных в федеральную целевую программу "Развитие гражданской авиационной техники России на 2001-2010 годы и на период до 2015 года", собственными силами в современных условиях практически невозможна.

В качестве примера можно привести программу создания нового вертолета МИ-38, реализуемую в рамках международной кооперации, обеспечивающей западную сертификацию нового вертолета и его конкурентоспособность на мировом рынке.

Программа МИ-38 является в настоящее время крупнейшей вертолетостроительной программой в России.

В реализации совместного проекта МИ-38 принимают участие ведущие фирмы трех из шести вертолетостроительных стран мира - России, Франции и Германии, что дает уверенность в его успешном завершении.

Привлечение западных инвестиций в программу МИ-38 позволит сократить затраты госбюджета до 20 % стоимости разработки вертолета, сами же иностранные инвестиции составят около 50% стоимости ОКР.

Для реализации программы в 1994 г. по согласованию с правительственными органами было создано закрытое акционерное общество "ЕВРОМИЛЬ". Предприятие зарегистрировано в Государственном реестре и имеет Сертификат разработчика авиационной техники Авиарегистра МАК.

В соответствии с уставом и контрактными обязательствами, предприятие ЗАО "ЕВРОМИЛЬ" является головным исполнителем программы МИ-38, осуществляющим организацию, управление и координацию действий всех участников программы и отвечающим в целом за разработку, сертификацию, серийное производство, продажи и послепродажное обслуживание вертолета МИ-38.

Акционерами и основными партнерами ЗАО "ЕВРОМИЛЬ" по программе МИ-38 являются три юридических лица - ОАО "Московский вертолетный завод им. М.Л.Миля", ОАО "Казанский вертолетный завод" и "EUROCOPTER" S.A. - крупнейшая в Европе франко-германская вертолетостроительная фирма, входящая в европейский концерн EADS. Каждое из предприятий владеет одной третью акций ЗАО "ЕВРОМИЛЬ" и отвечает за свой объем работ по программе МИ-38.

В соответствии с государственным контрактом между Росавиакосмосом и ЗАО "ЕВРОМИЛЬ", в 2002 г. должна быть завершена сборка первого летного образца вертолета МИ-38 и начаты его летные испытания.

Однако ЗАО "ЕВРОМИЛЬ" не может получить лицензию на разработку вертолета в соответствии с новыми требованиями законодательной базы, основанными на данном законе и, следовательно, не сможет выполнять в дальнейшем свои функции, как головной исполнитель программы МИ-38.

Возможное при этих условиях прекращение работ по программе Ми-38 могло бы привести к разрушению программы, потере инвестиций и авторитета российского авиастроения на мировом уровне.

Проводимая Президентом и Правительством Российской Федерации политика интеграции в мировой рынок и вступления в ВТО требует приведения норм законодательной базы авиационной деятельности России в соответствие с международным законодательством и базовыми принципами международной кооперации в области авиастроения.



Текст документа сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»