Правила, определяющие условия для получения гранта
технической помощи Совета Европы для правительств,
местных и региональных властей. Правила программы
технического сотрудничества и консультаций в отношении
комплексного сохранения культурного наследия

Принята

 Комитетом Министров
 на 409-й сессии 18-26 июня 1987 года,
 пересмотрена Бюро по
 культурному сотрудничеству
 Совета Европы во время заседания
 7-8 декабря 1992 года

 

Предварительная записка


Программа технического сотрудничества и консультаций является деятельностью Совета Европы, регулируемая в рамках Фонда культуры и Совета по культурному сотрудничеству.

В целях оказания практической помощи национальным, региональным и местным властям, столкнувшимся с необходимостью комплексного сохранения их культурного наследия, Комитет Министров на своем 225-м заседании (в 1973 году) принял начальный свод "Правил по технической помощи в отношении комплексного сохранения культурного наследия памятников и достопримечательностей", подготовленный Комитетом Совета Европы по памятникам и достопримечательностям (Council of Europe' s Committee on Monuments and Sites). Данные правила были изменены в 1979 году.

Второй свод поправок был предложен Комитетом по комплексному сохранению исторического наследия (CDPH - Committee for Integrated Conservation of the Historic Heritage) и принят на 409-м заседании Комитета Министров (18-26 июня 1987 года). Поправки учли применение ст.18 Конвенции об охране архитектурного наследия Европы, подписанной 3 октября 1985 года в Гранаде. Данный свод правил ввел упрощенную процедуру рассмотрения заявок, организации помощи и возможности расширения первоначальной миссии помощи.

В основу настоящих пересмотренных правил положен ряд новых элементов, например:

- применение ст.12 Европейской конвенции об охране археологического наследия (пересмотренной), подписанной на Мальте 16 января 1992 года;

- развитие концепции культурного наследия, что имело важный результат для определения рамок данных правил и привело к расширению правил далеко за пределы проблем комплексной защиты архитектурного наследия;

- применение Резолюции N 3 Третьей европейской Конференции Министров, ответственных за культурное наследие, что потребовало усилить техническое сотрудничество и консультационные программы;

- принятие во внимание текущих структур межправительственного сотрудничества в сфере культуры.

Статья 1

Цель и рамки правил

1. Предусмотренная данными правилами Программа технического сотрудничества и консультаций призвана оказать помощь тем национальным, региональным и местным властям государств, подписавших Европейскую культурную конвенцию, кто в ней нуждается при решении сложных проблем комплексного сохранения и развития их культурного наследия.

2. Для целей данных правил, культурное наследие подразумевает памятники, достопримечательности, как определено в ст.1 Конвенции об охране архитектурного наследия Европы, и элементы археологического наследия, как определено в ст.1 Европейской конвенции об охране археологического наследия (пересмотренной). Понятие "памятники" включает в себя все здания и структуры, а также связанные с ними принадлежности.

3. Заявки на техническое сотрудничество и консультации могут относиться к проблемам охраны, сохранения, развития, управления, использования и повторного использования архитектурного и археологического наследия, защиты и улучшения достопримечательностей и ландшафтов, к соответствующим проблемам городского планирования, равно как к защите и восстановлению движимых объектов.

4. Программа технического сотрудничества и консультаций должна быть основана на необходимости поиска дополнительных международных консультаций вследствие особого интереса, трудности или исключительного характера проблем.

Статья 2

Структуры, ответственные за Программу сотрудничества и консультаций

1. Комитет по культурному наследию (СС-РАТ - The Cultural Heritage Committee) несет ответственность в рамках Совета по культурному сотрудничеству (CDCC - The Council for Cultural Cooperation) за реализацию Программы технического сотрудничества и консультаций в отношении комплексного сохранения культурного наследия.

2. Комитет по культурному наследию организует Рабочую группу по техническому сотрудничеству и консультациям, состоящую из 5 человек. Задачи группы определены в ст.4 пар.6.

3. Комитет Министров должен регулярно информироваться по вопросам реализации и продолжения данной программы.

Статья 3

Характер Программы технического сотрудничества и консультаций

1. Программа технического сотрудничества и консультаций может проходить в форме совета экспертов по вопросам, формулирующим предмет поданного и принятого в рамках данных правил заявления и (или) в форме многонациональных профессиональных семинаров, собирающих вместе экспертов, изучающих технические проблемы сохранения культурного наследия.

2. Подобные консультации должны предлагать методы изучения и основные пути решения, а также предварительный план. Ни надзор за сохранением или работы по улучшению, ни предварительное изучение с целью исполнения не могут быть оплачены в рамках Программы технического сотрудничества и консультаций.

3. Программа технического сотрудничества и консультаций, организованная Советом Европы, не включает в себя никакой финансовой помощи, кроме оплаты расходов, указанных в ст.6.

Статья 4

Рассмотрение заявлений

1. Заявления, указанные в ст.1, должны быть поданы в Совет Европы через дипломатическую службу государства - члена Совета Европы.

2. Заявления, поданные в Совет Европы должны включать:

- ноту на одном из официальных языков организации, объясняющие пункты, указанные в заявлении;

- подтверждающие документы в форме рисунков или фотографий, кратко иллюстрирующих факты данного случая.

3. Генеральный секретарь должен установить, является ли заявление приемлемым в рамках данных правил и сообщить об этом подателю заявления в соответствующей форме.

4. Если заявление признано приемлемым, то Генеральный секретарь займется данным делом:

- собрав, если это необходимо, дополнительную информацию от ответственного органа;

- написав записку, суммирующую цели данного заявления.

5. Генеральный секретарь должен подать предложения в Комитет по культурному наследию.

6. Рабочая группа:

- должна выразить свое мнение о действиях, которые нужно предпринять в связи с данным заявлением, и о способе, которым Программа технического сотрудничества и консультаций должна быть реализована;

- должна назначить, если необходимо, посоветовавшись с другими членами Комитета по культурному наследию, одного или более экспертов, выбранных из стран иных, нежели страна - податель заявления, для выполнения данной программы.

7. Эксперты, предложенные для Программы технического сотрудничества и консультаций, должны иметь согласно характеру заявлений, реальный практический опыт в сфере культурного наследия. Данный опыт может быть приобретен в сфере общественных служб или частных фирм.

8. В случае, когда Рабочая группа имеет более чем одно приемлемое заявление, она должна установить порядок очередности в свете доступных ресурсов и степени неотложности необходимого действия.

Статья 5

Организация Программы технического сотрудничества и консультаций

1. Программа технического сотрудничества и консультаций должна включать в себя посещение памятника, назначенным экспертом или экспертами, по согласованию с органом, подавшим заявление, с целью установления диагноза и выражения мнения и (или) проведения дискуссий по данным проблемам в рамках профессионального семинара.

2. Секретариат Совета Европы должен организовать полевую миссию совместно с компетентными органами и назначенным экспертом или экспертами.

3. Доклад, выражающий мнение эксперта или экспертов должен быть послан в течение 3 месяцев в Секретариат, который направит его по дипломатическим каналам тому органу, который подал заявление, равно как и членам Рабочей группы и другим членам Комитета по культурному наследию.

4. Отчет по данной миссии также должен быть послан в качестве информации в Совет по культурному сотрудничеству и Комитет Министров. Отчет должен быть напечатан как общедоступный рабочий документ Совета Европы.

Статья 6

Финансирование Программы технического сотрудничества и консультаций

1. Там, где Программа технического сотрудничества и консультаций нацелена на установление диагноза или выражение мнения, расходы экспертов связанные с поездками и фиксированное жалование, выделенное авторам отчетов по миссиям, учитывая налоги и сборы, будет выплачены Европейским культурным фондом в рамках ассигнований, утвержденных для этой цели Советом по культурному сотрудничеству. Командировочные экспертам во время полевых миссий будут выплачиваться органом, подавшим заявление.

2. Назначенные эксперты могут порекомендовать одного из своего состава в качестве генерального докладчика, если считают, что это оправдано обстоятельствами. В этом случае, фиксированное жалование для эксперта, рекомендованного в качестве генерального докладчика, может быть увеличено соответственным образом в пределах бюджетных ограничений.

3. В случае, когда Программа технического сотрудничества и консультаций принимает форму профессионального семинара, транспортные расходы и командировочные экспертом должны быть оплачены Советом Европы, но в этом случае фиксированное жалование не может быть выплачено.

Статья 7

Продолжение миссии технического Сотрудничества и консультаций

1. Совет Европы, в рамках рабочей деятельности Комитета по культурному наследию:

- окажет свою поддержку властям, просящим продолжения миссии технического сотрудничества и консультаций на стадии, где требуется более детализированный диагноз, или на стадии, где применены предложенные директивы. При необходимости, могут быть организованы программы двустороннего и многостороннего сотрудничества;

- при необходимости, будет поддерживать контакт с государствами, учреждениями Европейского Союза или любыми другими организациями или финансовыми институтами, на национальном и международном уровнях, с целью финансирования схем развития, предпринятого после миссий технического сотрудничества и консультаций, или во время действия программ, вытекающих из них;

- внесет вклад в запуск пилотных проектов, ускоряя установление соответствующих правовых и финансовых инструментов и поощряя эффект умножения.

2. Там, где органы, которые уже принимали миссии технического сотрудничества и консультаций со стороны Совета Европы, считают целесообразным запросить дальнейшее изучение или дальнейшие консультации экспертов, участвовавших в первоначальной миссии, дополнительные транспортные расходы и гонорары этим экспертам должны выплачиваться подателями заявлений, а не Советом Европы.

Статья 8

1. Органы, подавшие заявку на миссию технического сотрудничества и консультаций, независимо от наличия последующей совместной программы, соответственно с обстоятельствами, должны подготовить доклад или программу по завершении данной миссии для сведения Комитету министров Совета Европы.

2. Доклад должен быть послан в течение 2 лет с момента организации миссии технического сотрудничества и консультаций или, где необходимо, с момента завершения совместной программы сотрудничества. Данный доклад будет направлен в Комитет по культурному наследию и в Совет по культурному сотрудничеству и опубликован в собрании "Культурное наследие".



Текст документа сверен по:

Сборник правовых актов
Совета Европы о сохранении
культурного наследия.
Екатеринбург, 2001 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»