РЕКОМЕНДАЦИЯ N R (95) 9
КОМИТЕТА МИНИСТРОВ ГОСУДАРСТВАМ - ЧЛЕНАМ
СОВЕТА ЕВРОПЫ

О комплексном сохранении зон культурного ландшафта
как части политики по охране ландшафтов

     

Принята
 Комитетом
 11 сентября 1995 года
 на 543-й сессии
 заместителей Министров



Комитет Министров в соответствии со ст.15.b Устава Совета Европы,

Считая, что цель Совета Европы состоит в достижении большего единства между его членами с целью ускорения, в частности, их экономического и социального прогресса;

Принимая во внимание Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия, принятую в Париже 16 ноября 1972 года;

Принимая во внимание Проект Европейской конвенции по трансграничному сотрудничеству между территориальными сообществами или властями, открытый для подписания в Мадриде 21 мая 1980 года;

Принимая во внимание Рекомендацию N R (80) 16 о специализированной профессиональной подготовке архитекторов, проектировщиков, гражданских инженеров и дизайнеров по ландшафту;

Принимая во внимание Европейскую Хартию по региональному / пространственному планированию, принятую в Торремрлинос 20 мая 1983 года на Европейской Конференции Министров, ответственных за региональное планирование;

Принимая во внимание Конвенцию об охране архитектурного наследия Европы, открытую для подписания в Гренаде 3 октября 1985 года;

Напоминая о Кампании в поддержку сельской местности, проводившейся Советом Европы в 1987 и 1988 годах;

Принимая во внимание Директиву N 337 Европейского Сообщества об оценке эффективности некоторых национальных и частных проектов в области окружающей среды, принятую 27 июня 1985 года;

Принимая во внимание Европейскую конвенцию об охране археологического наследия, открытую для подписания в Мальте 16 января 1992 года;

Принимая во внимание Директиву N 43 Европейского Сообщества о сохранении естественной и полуестественной среды обитания, принятую 21 мая 1992 года;

Принимая во внимание заключения Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию, проводившейся в Рио-де-Жанейро с 3 по 14 июня 1992 года;

Принимая во внимание Инструкцию N 2078 Европейского Сообщества о методах сельскохозяйственного производства, совместимых с требованиями охраны окружающей среды, и поддержании сельской местности, принятую 30 июня 1992 года;

Напоминая о необходимости достижения гармоничного равновесия в отношениях между обществом и окружающей средой с целью стимулирования устойчивого экономического развития;

Отмечая, что методы сельскохозяйственного, лесного и промышленного производства и практика строительства, перестройки, организации туризма и досуга, а также социально-экономические изменения воздействуют на изменения ландшафта и угрожают существованию зон европейского культурного ландшафта;

Отмечая, что охрана и совершенствование зон культурного ландшафта и самого ландшафта помогает сохранять фольклорные традиции и индивидуальность культуры человеческих сообществ и является фактором, совершенствующим их окружающую среду;

Признавая, что окружающая среда является динамической системой, включающей природные и культурные элементы, взаимодействующие в данное время и в данном месте, которая может иметь прямое или косвенное, немедленное или долгосрочное воздействие на живые существа, человеческие сообщества и наследие в целом;

Рассматривая необходимость разработки стратегий интеграции управляемого развития ландшафта и сохранения зон культурного ландшафта как части всесторонней политики в отношении всего ландшафта, путем обеспечения единой охраны культурных, эстетических, экологических, экономических и социальных интересов соответствующей территории;

Рассматривая необходимость стимулирования исследований и сотрудничества между различными заинтересованными европейскими учреждениями и более тесной координации местной, национальной и трансграничной политики в области ландшафта с региональным планированием, политикой в области сельского хозяйства и лесоводства и сохранением культурного и природного наследия в более широком контексте политики в области окружающей среды,

Рекомендует, чтобы правительства государств - членов Совета формировали собственную политику сохранения и управляемого развития зон культурного ландшафта в контексте общей ландшафтной политики в соответствии с принципами, указанными в приложении к данной рекомендации.

Приложение
к Рекомендации N R (95) 9

     

Определения

Статья 1

Для целей данной Рекомендации нижеуказанные термины означают:

Ландшафт: формальное выражение многочисленных отношений, существующих в данный период между личностью или обществом и определенной топографически территорией, внешний вид которой является результатом действия во времени природных и человеческих факторов и их комбинации.

Ландшафт имеет тройственную культурную структуру, принимая во внимание, что:

- он определяется и характеризуется способом восприятия данной территории личностью и обществом;

- он свидетельствует о прошлых и настоящих отношениях между лицами и окружающей их средой;

- он способствует формированию местных культур, вкусов, обычаев, вер и традиций.

Зоны культурного ландшафта: определенные топографически разграниченные части ландшафта, сформированного различными комбинациями человеческих и природных факторов, которые иллюстрируют эволюцию человеческого общества, его становления и особенностей во времени и пространстве, и которые приобрели социальную и культурную ценность на различных территориальных уровнях, вследствие присутствия материальных свидетельств, отражающих прошлое использование земли, а также деятельность, навыки или отличительные традиции, или описания в литературных и художественных работах, или того факта, что здесь происходили исторические события.

Сохранение: динамическое применение соответствующих законодательных, экономических и операционных мер по охране ценных специфических качеств от ухудшения состояния или разрушения и для обеспечения их защиты в будущем.

Ландшафтная политика: все согласованные меры, определяемые компетентными органами и применяемые к различным действиям публичными властями, землевладельцами и другими заинтересованными лицами при управлении развитием ландшафта и его совершенствованием в соответствии с пожеланиями общества в целом.

Визуальное загрязнение: визуально неприятная деградация в результате нагромождения строений или технических средств (пилонов, рекламных щитов, знаков и другого рекламного материала) или присутствия неуместных или нерационально расположенных посадок деревьев, лесоводства или проектов зданий.

Сфера действия Рекомендации I

Статья 2

1. Принципы, установленные в этой Рекомендации относятся, в частности, к областям, восприимчивым к повреждению, разрушению и преобразованиям, пагубно влияющим на равновесие окружающей среды, и особенно касаются сохранения зон культурного ландшафта.

2. Многие явления, которые воздействуют на комплексные связи между лицами и средой, вызывают физическую деградацию и визуальное загрязнение, которые часто являются необратимыми. Причинами могут быть:

i. неприемлемое использование природных богатств почвы, подпочвенных слоев, воды и воздуха;

ii. неконтролируемое развитие промышленного, энергетического секторов, туризма и досуга;

iii. высокоспециализированное, чрезмерно интенсивное земледелие и лесоводство, сопровождаемое уходом с земли и уменьшением плотности населения в сельской местности;

iv. недостаточный контроль за градостроительством, особенно в пригородных зонах;

v. возведение крупных конструкций или транспортной инфраструктуры без учета особенностей и качества районов, где они расположены;

vi. небрежность или слабое понимание значения культурных ландшафтов, происходящие из-за недостатка информации и образования.

3. Вследствие междисциплинарной природы подходов к изучению ландшафтов, применение мер по сохранению и управляемому развитию зон культурного ландшафта, предложенных в данной Рекомендации, должно быть запланировано в соответствии с всесторонней ландшафтной политикой, отражающей все культурные, исторические, археологические, этнологические, экологические, эстетические, экономические и социальные интересы рассматриваемой территории.

4. Меры по исправлению ущерба ландшафту часто оказываются недостаточными вследствие опасности неблагоприятного воздействия и несоответствия диагностики, информации, обучения и стратегий вмешательства. По этой причине, определение и оценка, и способы вмешательства должны позволять использование гибких, всесторонних действий.

5. Помня об этом, а также о неотделимой природе культурных и естественных компонентов европейского ландшафта, важно предоставить средства идентификации, оценки и вмешательства, охватывающие все аспекты культурных ландшафтных районов и ландшафта в целом.

Цели Рекомендации

Статья 3

1. Данная Рекомендация предлагает теоретические и операционные средства сохранения и управления развитием зон культурного ландшафта в пределах программы землепользования и ландшафтной политики в целом.

Эта политика выражает ряд принципов, происходящих из культурной традиции государств - членов Совета Европы в сфере охраны окружающей среды:

i. стремление к устойчивому экономическому развитию, подразумевающее гармоничные отношения между нуждами общества, использованием природных богатств и организацией человеческой деятельности в пределах данной области;

ii. необходимость среды, которая отражает культурное и природное наследие при изучении эволюционной природы ландшафтов в целом;

iii. необходимая адаптация экономического развития к нуждам общества при тщательном рассмотрении качества человеческих отношений и сплоченности между секторами населения.

2. Ландшафтная политика принимает во внимание и согласовывает культурные, эстетические, экологические, экономические и социальные интересы. Согласованные действия заинтересованных сторон необходимо гарантировать на стадии идентификации ландшафтного наследия и стадии разработки и осуществления ландшафтной политики. Вследствие междисциплинарной природы ландшафтной политики, ответственность за нее не может лежать исключительно на должностных лицах, отвечающих за региональное и городское планирование или политику в области сельского хозяйства и лесоводства, которые отвечают за региональное управление в большинстве стран; другие интересы также должны быть учтены.

3. Данная Рекомендация имеет две цели:

i. осуществление руководства ландшафтной политикой, принимая во внимание и расширяя культурную индивидуальность Европы;

ii. предложение мер по сохранению и управляемому развитию зон культурного ландшафта районов. Политика их сохранения к расширения должна являться неотъемлемой частью регионального / пространственного планирования и политики в области сельского хозяйства и лесоводства, и согласовываться со всей ландшафтной политикой в общем смысле, частным аспектом которой она является.

4. Зоны культурного ландшафта являются не только культурными ценностями, но и ландшафтным имуществом, которое может требовать особой законодательной защиты. Другие категории ландшафтного имущества заслуживают особой охраны вследствие их исключительного экологического или природного значения.

Процесс идентификации и оценки зон культурного ландшафта

Статья 4

1. Должен быть принят полидисциплинарный подход, как на стадии идентификации ландшафтов, территорий культурного ландшафта и их компонентов, так и на стадии их оценки, что требует составления документации, связанной с целями предпринимаемых мер.

В отношении процедуры идентификации ландшафта:

i. каждое государство устанавливает уровень (местный, региональный, национальный или трансграничный) на котором совершается процесс идентификации;

ii. операции должны производиться компетентными / назначенными органами с помощью соответствующих экспертов различными способами, согласно собственным правилам каждой страны.

Эти процедура идентификации должна проводиться:

a. под надзором компетентных органов на соответствующем территориальном уровне;

b. независимыми экспертами, назначенными из тех областей, с которыми необходимо иметь дело (например, из области архитектуры, ландшафтного дизайна, археологии, географии, градостроительства, истории, этнологии, антропологии, геологии, агрономии, экономики, социологии, экологии, естествознания и юриспруденции);

c. при участии местного сообщества:

- избранных членов и представителей заинтересованных органов;

- представителей основных профессий, связанных с социальной и экономической активностью в соответствующей области, например земледельцев, лесничих, ремесленников, промышленников и сотрудников туристских компаний;

- представителей жителей, ассоциаций, компетентных в вопросах охраны культурного и природного наследия, и других ассоциаций;

2. Желательно использовать согласованные методы идентификации между различными областями каждой страны, с целью обмена информацией и облегчения выполнения последовательной национальной ландшафтной политики. Координация и предоставление рекомендаций и помощи являются задачей соответствующего национального органа власти.

3. Процедуры идентификации категорий ландшафта, используемые в некоторых европейских странах, могут найти применение в контексте трансграничного сотрудничества.

4. Процедура оценки ландшафта должна:

i. основываться на всестороннем аналитическом подходе, принимающем во внимание роль различных затронутых дисциплин. Эта оценка может выполняться на местном, региональном, национальном или международном уровне;

ii. стремиться определить культурную, историческую, археологическую, эстетическую, символическую, этнологическую, экологическую, экономическую и социальную ценность, приписываемую обществом ландшафтам на различных территориальных уровнях;

iii. принимать во внимание исторические условия, в которых был сформирован ландшафт, и включать детальное изучение культурных и природных качеств каждого объекта ландшафта, исследованных методом полидисциплинарной обработки, с использованием соответствующего научно-технического оборудования;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»