О комплексном сохранении зон культурного ландшафта
как части политики по охране ландшафтов
Принята
Комитетом
11 сентября 1995 года
на 543-й сессии
заместителей Министров
Комитет Министров в соответствии со ст.15.b Устава Совета Европы,
Считая, что цель Совета Европы состоит в достижении большего единства между его членами с целью ускорения, в частности, их экономического и социального прогресса;
Принимая во внимание Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия, принятую в Париже 16 ноября 1972 года;
Принимая во внимание Проект Европейской конвенции по трансграничному сотрудничеству между территориальными сообществами или властями, открытый для подписания в Мадриде 21 мая 1980 года;
Принимая во внимание Рекомендацию N R (80) 16 о специализированной профессиональной подготовке архитекторов, проектировщиков, гражданских инженеров и дизайнеров по ландшафту;
Принимая во внимание Европейскую Хартию по региональному / пространственному планированию, принятую в Торремрлинос 20 мая 1983 года на Европейской Конференции Министров, ответственных за региональное планирование;
Принимая во внимание Конвенцию об охране архитектурного наследия Европы, открытую для подписания в Гренаде 3 октября 1985 года;
Напоминая о Кампании в поддержку сельской местности, проводившейся Советом Европы в 1987 и 1988 годах;
Принимая во внимание Директиву N 337 Европейского Сообщества об оценке эффективности некоторых национальных и частных проектов в области окружающей среды, принятую 27 июня 1985 года;
Принимая во внимание Европейскую конвенцию об охране археологического наследия, открытую для подписания в Мальте 16 января 1992 года;
Принимая во внимание Директиву N 43 Европейского Сообщества о сохранении естественной и полуестественной среды обитания, принятую 21 мая 1992 года;
Принимая во внимание заключения Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию, проводившейся в Рио-де-Жанейро с 3 по 14 июня 1992 года;
Принимая во внимание Инструкцию N 2078 Европейского Сообщества о методах сельскохозяйственного производства, совместимых с требованиями охраны окружающей среды, и поддержании сельской местности, принятую 30 июня 1992 года;
Напоминая о необходимости достижения гармоничного равновесия в отношениях между обществом и окружающей средой с целью стимулирования устойчивого экономического развития;
Отмечая, что методы сельскохозяйственного, лесного и промышленного производства и практика строительства, перестройки, организации туризма и досуга, а также социально-экономические изменения воздействуют на изменения ландшафта и угрожают существованию зон европейского культурного ландшафта;
Отмечая, что охрана и совершенствование зон культурного ландшафта и самого ландшафта помогает сохранять фольклорные традиции и индивидуальность культуры человеческих сообществ и является фактором, совершенствующим их окружающую среду;
Признавая, что окружающая среда является динамической системой, включающей природные и культурные элементы, взаимодействующие в данное время и в данном месте, которая может иметь прямое или косвенное, немедленное или долгосрочное воздействие на живые существа, человеческие сообщества и наследие в целом;
Рассматривая необходимость разработки стратегий интеграции управляемого развития ландшафта и сохранения зон культурного ландшафта как части всесторонней политики в отношении всего ландшафта, путем обеспечения единой охраны культурных, эстетических, экологических, экономических и социальных интересов соответствующей территории;
Рассматривая необходимость стимулирования исследований и сотрудничества между различными заинтересованными европейскими учреждениями и более тесной координации местной, национальной и трансграничной политики в области ландшафта с региональным планированием, политикой в области сельского хозяйства и лесоводства и сохранением культурного и природного наследия в более широком контексте политики в области окружающей среды,
Рекомендует, чтобы правительства государств - членов Совета формировали собственную политику сохранения и управляемого развития зон культурного ландшафта в контексте общей ландшафтной политики в соответствии с принципами, указанными в приложении к данной рекомендации.
Для целей данной Рекомендации нижеуказанные термины означают:
Ландшафт: формальное выражение многочисленных отношений, существующих в данный период между личностью или обществом и определенной топографически территорией, внешний вид которой является результатом действия во времени природных и человеческих факторов и их комбинации.
Ландшафт имеет тройственную культурную структуру, принимая во внимание, что:
- он определяется и характеризуется способом восприятия данной территории личностью и обществом;
- он свидетельствует о прошлых и настоящих отношениях между лицами и окружающей их средой;
- он способствует формированию местных культур, вкусов, обычаев, вер и традиций.
Зоны культурного ландшафта: определенные топографически разграниченные части ландшафта, сформированного различными комбинациями человеческих и природных факторов, которые иллюстрируют эволюцию человеческого общества, его становления и особенностей во времени и пространстве, и которые приобрели социальную и культурную ценность на различных территориальных уровнях, вследствие присутствия материальных свидетельств, отражающих прошлое использование земли, а также деятельность, навыки или отличительные традиции, или описания в литературных и художественных работах, или того факта, что здесь происходили исторические события.
Сохранение: динамическое применение соответствующих законодательных, экономических и операционных мер по охране ценных специфических качеств от ухудшения состояния или разрушения и для обеспечения их защиты в будущем.
Ландшафтная политика: все согласованные меры, определяемые компетентными органами и применяемые к различным действиям публичными властями, землевладельцами и другими заинтересованными лицами при управлении развитием ландшафта и его совершенствованием в соответствии с пожеланиями общества в целом.
Визуальное загрязнение: визуально неприятная деградация в результате нагромождения строений или технических средств (пилонов, рекламных щитов, знаков и другого рекламного материала) или присутствия неуместных или нерационально расположенных посадок деревьев, лесоводства или проектов зданий.
1. Принципы, установленные в этой Рекомендации относятся, в частности, к областям, восприимчивым к повреждению, разрушению и преобразованиям, пагубно влияющим на равновесие окружающей среды, и особенно касаются сохранения зон культурного ландшафта.
2. Многие явления, которые воздействуют на комплексные связи между лицами и средой, вызывают физическую деградацию и визуальное загрязнение, которые часто являются необратимыми. Причинами могут быть:
i. неприемлемое использование природных богатств почвы, подпочвенных слоев, воды и воздуха;
ii. неконтролируемое развитие промышленного, энергетического секторов, туризма и досуга;
iii. высокоспециализированное, чрезмерно интенсивное земледелие и лесоводство, сопровождаемое уходом с земли и уменьшением плотности населения в сельской местности;
iv. недостаточный контроль за градостроительством, особенно в пригородных зонах;
v. возведение крупных конструкций или транспортной инфраструктуры без учета особенностей и качества районов, где они расположены;
vi. небрежность или слабое понимание значения культурных ландшафтов, происходящие из-за недостатка информации и образования.
3. Вследствие междисциплинарной природы подходов к изучению ландшафтов, применение мер по сохранению и управляемому развитию зон культурного ландшафта, предложенных в данной Рекомендации, должно быть запланировано в соответствии с всесторонней ландшафтной политикой, отражающей все культурные, исторические, археологические, этнологические, экологические, эстетические, экономические и социальные интересы рассматриваемой территории.
4. Меры по исправлению ущерба ландшафту часто оказываются недостаточными вследствие опасности неблагоприятного воздействия и несоответствия диагностики, информации, обучения и стратегий вмешательства. По этой причине, определение и оценка, и способы вмешательства должны позволять использование гибких, всесторонних действий.
5. Помня об этом, а также о неотделимой природе культурных и естественных компонентов европейского ландшафта, важно предоставить средства идентификации, оценки и вмешательства, охватывающие все аспекты культурных ландшафтных районов и ландшафта в целом.
1. Данная Рекомендация предлагает теоретические и операционные средства сохранения и управления развитием зон культурного ландшафта в пределах программы землепользования и ландшафтной политики в целом.
Эта политика выражает ряд принципов, происходящих из культурной традиции государств - членов Совета Европы в сфере охраны окружающей среды:
i. стремление к устойчивому экономическому развитию, подразумевающее гармоничные отношения между нуждами общества, использованием природных богатств и организацией человеческой деятельности в пределах данной области;
ii. необходимость среды, которая отражает культурное и природное наследие при изучении эволюционной природы ландшафтов в целом;
iii. необходимая адаптация экономического развития к нуждам общества при тщательном рассмотрении качества человеческих отношений и сплоченности между секторами населения.
2. Ландшафтная политика принимает во внимание и согласовывает культурные, эстетические, экологические, экономические и социальные интересы. Согласованные действия заинтересованных сторон необходимо гарантировать на стадии идентификации ландшафтного наследия и стадии разработки и осуществления ландшафтной политики. Вследствие междисциплинарной природы ландшафтной политики, ответственность за нее не может лежать исключительно на должностных лицах, отвечающих за региональное и городское планирование или политику в области сельского хозяйства и лесоводства, которые отвечают за региональное управление в большинстве стран; другие интересы также должны быть учтены.
3. Данная Рекомендация имеет две цели:
i. осуществление руководства ландшафтной политикой, принимая во внимание и расширяя культурную индивидуальность Европы;
ii. предложение мер по сохранению и управляемому развитию зон культурного ландшафта районов. Политика их сохранения к расширения должна являться неотъемлемой частью регионального / пространственного планирования и политики в области сельского хозяйства и лесоводства, и согласовываться со всей ландшафтной политикой в общем смысле, частным аспектом которой она является.
4. Зоны культурного ландшафта являются не только культурными ценностями, но и ландшафтным имуществом, которое может требовать особой законодательной защиты. Другие категории ландшафтного имущества заслуживают особой охраны вследствие их исключительного экологического или природного значения.
1. Должен быть принят полидисциплинарный подход, как на стадии идентификации ландшафтов, территорий культурного ландшафта и их компонентов, так и на стадии их оценки, что требует составления документации, связанной с целями предпринимаемых мер.
В отношении процедуры идентификации ландшафта:
i. каждое государство устанавливает уровень (местный, региональный, национальный или трансграничный) на котором совершается процесс идентификации;
ii. операции должны производиться компетентными / назначенными органами с помощью соответствующих экспертов различными способами, согласно собственным правилам каждой страны.
Эти процедура идентификации должна проводиться:
a. под надзором компетентных органов на соответствующем территориальном уровне;
b. независимыми экспертами, назначенными из тех областей, с которыми необходимо иметь дело (например, из области архитектуры, ландшафтного дизайна, археологии, географии, градостроительства, истории, этнологии, антропологии, геологии, агрономии, экономики, социологии, экологии, естествознания и юриспруденции);
c. при участии местного сообщества:
- избранных членов и представителей заинтересованных органов;
- представителей основных профессий, связанных с социальной и экономической активностью в соответствующей области, например земледельцев, лесничих, ремесленников, промышленников и сотрудников туристских компаний;
- представителей жителей, ассоциаций, компетентных в вопросах охраны культурного и природного наследия, и других ассоциаций;
2. Желательно использовать согласованные методы идентификации между различными областями каждой страны, с целью обмена информацией и облегчения выполнения последовательной национальной ландшафтной политики. Координация и предоставление рекомендаций и помощи являются задачей соответствующего национального органа власти.
3. Процедуры идентификации категорий ландшафта, используемые в некоторых европейских странах, могут найти применение в контексте трансграничного сотрудничества.
4. Процедура оценки ландшафта должна:
i. основываться на всестороннем аналитическом подходе, принимающем во внимание роль различных затронутых дисциплин. Эта оценка может выполняться на местном, региональном, национальном или международном уровне;
ii. стремиться определить культурную, историческую, археологическую, эстетическую, символическую, этнологическую, экологическую, экономическую и социальную ценность, приписываемую обществом ландшафтам на различных территориальных уровнях;
iii. принимать во внимание исторические условия, в которых был сформирован ландшафт, и включать детальное изучение культурных и природных качеств каждого объекта ландшафта, исследованных методом полидисциплинарной обработки, с использованием соответствующего научно-технического оборудования;