РЕКОМЕНДАЦИЯ N R (91) 13
КОМИТЕТА МИНИСТРОВ ГОСУДАРСТВАМ-ЧЛЕНАМ

По охране архитектурного наследия двадцатого столетия

________________

При принятии настоящей рекомендации представитель Германии в порядке процедуры ст.10.2.с Регламента заседаний заместителей Министров зарезервировал право своего правительства на ее обязательность.

Принята
 Комитетом Министров
 9 сентября 1991 года
 на 461-м заседании
 на уровне заместителей

Комитет Министров, в соответствии со статьей 15b. Устава Совета Европы,

Считая целью Совета Европы достижение более тесного единства между его государствами-членами;

Принимая во внимание Европейскую культурную конвенцию, подписанную в Париже 19 декабря 1954 года и в особенности статью 1;

Принимая во внимание Конвенцию по охране архитектурного наследия Европы, подписанную в Гранаде 3 октября 1985 года и в особенности статью 17;

Принимая во внимание Резолюцию 813 (1983) Парламентской Ассамблеи Совета Европы о современной архитектуре;

Принимая во внимание Резолюцию N 2 Европейской конференции министров, ответственных за архитектурное наследие, проведенную в Гранаде 3-4 октября 1985 года;

Считая, что архитектура двадцатого столетия является неотъемлемой частью Европейского исторического наследия и что сохранение и усиление ее наиболее важных элементов служат тем же целям и принципам, что и сохранение архитектурного наследия в целом;

Учитывая тот факт, что данная часть наследия богаче своими предметами, разностороняя и разнообразная по своему содержанию, меньше признается официальными организациями или общественностью, чем другие части архитектурного наследия;

Подчеркивая тот факт, что отсутствие специфической заинтересованности в сохранении данного наследия приведет к непоправимым потерям и лишит будущие поколения данного периода Европейского самосознания,

Рекомендует правительствам государств - членов Совета Европы разрабатывать стратегии для определения, изучения, охраны, сохранения, реставрации и общественного осознания архитектуры двадцатого столетия в отношении принципов, указанных в приложении к данной рекомендации, как части их общей политики сохранения архитектурного наследия, и, где необходимо, путем специфических мер.

Поручает Генеральному секретарю передать текст данной рекомендации государствам, не входящим в состав Совета Европы, подписавшим Европейскую культурную конвенцию и/ или Конвенцию по охране архитектурного наследия Европы.

Приложение
к Рекомендации N R (91) 13

Принципы сохранения и усиления архитектурного наследия двадцатого столетия

     

     

I. Определение наследия двадцатого столетия

1. Распространение знаний и изучения наследия

Начиная с конца девятнадцатого столетия, архитектура и городское планирование претерпели глубокие изменения вследствие индустриализации, появления новых материалов, изменений в методах строительства и их использовании. Данная тенденция набирала скорость одновременно с технологическим прогрессом для того, чтобы удовлетворить потребности современного общества. Здания двадцатого столетия многочисленны в своем количестве и различны по своей архитектуре: они отражают как традиционные и модернистские ценности, за исключением работ некоторых первопроходцев, строения двадцатого века не признаются имеющими ценность наследия. Поэтому необходимо поощрять лучшее изучение и понимание данной части наследия путем привлечения внимания к его качествам, богатству и разнообразию форм.

Для такого более полного понимания требуется проведение исследований, которые бы принимали во внимание весь набор доступных источников в форме оригинального графического или фотографического материала, информации, опубликованной во времена данного памятника архитектуры, или любого иного вида информации, которая поможет им быть рассмотренными в соответствующем контексте и при полном понимании строений.

2. Создание систематического учета

Данной целью является сбор систематической документации о строениях двадцатого столетия или в форме национальных списков, отражающих все периоды, или путем создания специфических списков для архитектуры двадцатого столетия. Данные списки должны быть:

- открытыми для дополнения, а не селективными (избирательными), также доступными для постоянного дополнения, пересмотра и расширения в свете новой информации;

- созданными без какой-либо предвзятости в отношении стиля, типа строения, метода или периода постройки;

- созданными, представленными и опубликованными таким образом, что их содержание было доступно как можно большему количеству людей в отношении терминологии, иллюстраций и организации распространения;

- собранными где только можно, для того, чтобы отразить практику исследований в разных странах Европы, чтобы обеспечить взаимное общение и понимание данных информативных и аналитических методов по всей Европе.

II. Охрана наиболее значимых объектов наследия

1. Критерии отбора

Ведомства, ответственные за охрану, должны принять специфические критерии, основанные на следующих соображениях:

- желательность признания ценности значимых произведений архитектуры, взятых из различных стилей, видов и методов строительства двадцатого столетия;

- необходимость обеспечения охраны не только работ наиболее знаменитых дизайнеров (архитекторов) данного периода или стиля архитектуры, но также и менее известные примеры, которые обладают значимостью для архитектуры и истории данного периода;

- важность включения в факторы отбора не только эстетических аспектов, но и вклад, внесенный в историю техники, а также в политическое, культурное, экономическое и социальное развитие;

- исключительную важность расширения охраны для любой части архитектурной среды, включая не только независимые структуры, но и дублированные структуры и все, что создает соответствующие благоприятные условия: планированные поместья, большие ансамбли и новые города, места общественного пользования;

- необходимость расширить охрану до внешних и внутренних декоративных элементов, также как и оборудования и мебелировки, созданных одновременно с самим произведением архитектуры и придающим значимость творчеству архитектора.

2. Практические меры по юридической защите

Это является задачей ответственных ведомств, в соответствии с процедурами, применяемыми в каждой стране:

1. использовать уже существующее законодательство по сохранению наследия, городскому планированию или защите окружающей среды, в отношении архитектурного наследия двадцатого столетия для того, чтобы:

- защитить строения ил произведения искусства путем включения их в списки объектов, подлежащих охране или зон, подлежащих сохранению;

- активно использовать процедуры разрешения и контроля за планированием, которые представлены данными мерами по охране;

2. дополнить существующую законодательную базу конкретными мерами там, где это недавнее наследие не охраняется, либо охраняется неадекватно.

III. Управление наследием и сохранение наследия

1. Использование наследия

Ответственные национальные, региональные и местные власти обязаны стимулировать наиболее подходящее использование охраняемого наследия данного периода, для культурных или музейных целей или же для более общих экономических, коммерческих или жилищных целей. Также следует стимулировать поиск новых видов использования, которые отвечают потребностям современной жизни, предупреждая запущенность, при условии, что новые виды использования не противоречат архитектурному или историческому значению, которое послужило причиной их охраны.

2. Физическое сохранение

Атмосферные загрязнения и старение материалов приводят к разрушениям и требуют сохранения и реставрации наследия, даже если оно (строение) построено недавно. Представляется важным:

- стимулировать научные, теоретические и практические исследования методов строительства, сохранения и реставрации данных структур и различных материалов используемых в архитектуре двадцатого столетия и соответствующем декоративном искусстве;

- уважать те же самые фундаментальные принципы, применяемые к другим элементам архитектурного наследия, при планировании программ сохранения и реставрации данных структур;

- создать полный и аккуратный перечень наблюдений и предпринятых действий в контексте сохранения;

- создать на надлежащем национальном и региональном уровнях систему информации и архитектурной документации, для получения исторической информации по строениям и гарантирования сохранения в будущем.

3. Подготовка специалистов

Важно улучшить и усилить знания и использование соответствующих строительных материалов и технологий для строительства и сохранения. Данная задача потребует углубленной подготовки строительных организаций, которые осуществляют физическую работу по сохранению на месте.

Особый характер архитектурных способов двадцатого столетия влечет за собой специализацию со стороны специалистов, чьей задачей является изучать и охранять данное наследие. Власти государств - членов Совета Европы должны обеспечить проведение таких учебных курсов, как части основной подготовки архитекторов, так и в рамках учебных курсов для специалистов по реставрации архитектурного наследия.

Необходимое обучение должно включать в себя рассмотрение вопросов по методам исследования, исследовательским методам, характерным для изучения данного наследия, практического содержания и методам реставрации. Следует предпринять особые усилия в отношении специальных методов реставрации и ремесел. Властям необходимо обеспечить наличие достаточных ресурсов для исследований и подготовки экспертов.

IV. Стимулировать сознание ответственных лиц и общественности


Именно власти государств - членов Совета Европы должны разработать ряд инициатив для стимулирования осознания ценности и отличительного характера различных видов памятников архитектуры двадцатого столетия среди выборных представителей, собственников строений и пользователей, специалистов, СМИ и общественности в целом. Данная деятельность повлечет за собой:

1. стимулирование программ обучения на всех уровнях как в школах, так и вне, в особенности, когда большинство школ работают в зданиях двадцатого столетия. Данное знание о наследии, близкое для учеников, должно идти параллельно открытию значимости архитектуры, городского планирования и защиты окружающей среды;

2. Использование всех доступных форм СМИ для проведения общественных кампаний, поддержке публикаций специалистов, общественных дебатов и образовательных экспериментов в самом широком смысле.

V. Необходимость будущего европейского сотрудничества


Европейское сотрудничество жизненно необходимо для охраны наследия двадцатого столетия вследствие схожести и сложности используемых методов строительства, проблем критерия отбора, методов практического содержания сохранения.

С этой целью государства - члены Совета Европы приглашаются:

1. стимулировать регулярный обмен экспертами, техническим пониманием и опытом между преподавателями, историками, архитекторами, техниками и другими специалистами, вовлеченными в работу по охране и сохранению;

2. развивать взаимную техническую поддержку, в особенности при помощи оборудования для технической поддержки, осуществляемой Советом Европы;

3. стимулировать лучшее понимание наследия и координацию усилий на европейском уровне для решения проблем в отношении критериев отбора и методов физического сохранения;

4. стимулировать создание инициатив для повышения сознания наследия двадцатого столетия через публикации и кампании в СМИ под эгидой Совета Европы;

5. изучать возможности для многоуровневых проектов по сохранению, которые могли бы быть созданы на европейском уровне для особо важных аспектов наследия двадцатого столетия.



Текст документа сверен по:

Сборник правовых актов
Совета Европы о сохранении
культурного наследия.
Екатеринбург, 2001 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»