РЕКОМЕНДАЦИЯ N R (85) 6
КОМИТЕТА МИНИСТРОВ ГОСУДАРСТВАМ-ЧЛЕНАМ

Об оказании помощи художественному творчеству

     

Принята
 Комитетом министров
 14 мая 1985 года
 на 385-м заседании
 на уровне
 заместителей Министров

 


Комитет министров, в соответствии со статьей 15.b Устава Совета Европы,

Считая, что целью Совета Европы является достижение более тесного единства между его членами и что данная цель преследуется, в частности, общими действиями в вопросах культуры;

Будучи убежденным в огромной значимости рекомендации о художественном творчестве для функционирования и развития демократического общества, особенно в настоящий период экономических трудностей;

Рассматривая художественное творчество как один из необходимых факторов развития;

Желая поощрять индивидуальное творчество профессиональных творческих работников и любителей;

Принимая во внимание Резолюцию N 4 о развитии художественного творчества, принятую в Осло ad hoc Конференцией европейских министров, ответственных за вопросы культуры (1976 год), и Резолюцию N 1 о культурных и коммуникационных технологиях, принятую Четвертой конференцией европейских министров, ответственных за вопросы культуры, в Берлине в мае 1984 года;

Вспоминая решения коллоквиумов Совета Европы по вопросам художественного творчества в пластических видах искусства, музыке и театре, равно как и решения Коллоквиума о "Авторские права и культурная политика", проведенного в Брюсселе в июне 1984 года;

Принимая во внимание доклад Консультативной Ассамблеи о демократическом возрождении исполнительских видов искусства (док. 3766);

Заинтересованный в помощи творческим работникам занять свое законное место в демократическом обществе;

Будучи убежденным в том, что правительства могут сыграть большую роль, поощряя художественное творчество при помощи соответствующих действий;

Принимая также во внимание Рекомендацию о положении творческих работников, принятую Генеральной конференцией ЮНЕСКО на ее 21-й сессии в октябре 1980 года;

I. Рекомендует правительствам государств - членов Совета Европы:

a. следовать принципам, изложенным ниже при создании и реализации их национальной политики по вопросам оказания помощи художественному творчеству и гарантировать принятие данных принципов во внимание ответственными органами;

b. распространить данную рекомендацию как можно шире, особенно среди молодежи и организаций, связанных с вопросами пластических искусств, музыки, театра, кино, танца, литературы и видео;

II. Поручает Генеральному Секретарю Совета Европы обратить внимание правительств государств, подписавших Европейскую культурную конвенцию, но не являющихся членами Совета Европы, на содержание данной рекомендации.

Принципы политики по оказанию помощи художественному творчеству

Следует приложить усилия по общим направлениям, указанным ниже, в частности, в конкретных сферах, приведенных в приложении в качестве примера, без предрассудков в отношении разнообразия социальных, экономических и административных структур и условий государств - членов Совета Европы.

1. Общие направления повышения сознания


a. оказание поддержки содержанию и развитию определенных художественных форм, являющихся индикаторами культурной самобытности страны и испытывающих трудности в получении доступа к коммерческому окружению или при выживании в нем; создание условий, способствующих развитию таких художественных форм и молодых творческих талантов;

b. обеспечение гарантии, где это возможно, чтобы программы развития и национальные, региональные и местные программы планирования уважали роль и функцию творящих и выступающих художников;

c. создание большего числа возможностей для молодежи и различных групп меньшинств приобретать средства развития и выражения своего собственного творчества;

d. создание условий, необходимых для варьирующихся форм содействия (рабочие места, товарищества, комиссии, поддержка теоретических исследований), равно как и возможных источников содействия, гарантирующих свободу выражения;

e. приложение всех усилий по повышению социального статуса творческого работника, уделяя особое внимание доходу и социальному обеспечению.

2. Профессиональная подготовка


a. где это необходимо, повышение статуса художественных предметов в школах, параллельное предоставление возможности творческим работникам проводить консультации по данному вопросу;

b. где это желательно, введение или развитие основного обучения художественным предметам как части профессиональной подготовки для учителей общего профиля;

c. принятие на вооружение полидисциплинарного подхода к организации художественных курсов;

d. ознакомление будущих членов различных творческих профессий с новыми технологиями путем организации междисциплинарных контактов и предоставления им возможности узнать о функционировании и требованиях аудиовизуальных средств;

е. рассмотрение путей ознакомления лиц, работающих или намеревающихся работать в аудио-визуальной сфере, с традиционной художественной деятельностью и осознания их потенциала для их собственной сферы деятельности.

3. Распространение работ


a. соединение, в целом, цели и процедуры оказания помощи творчеству с целями и процедурами оказания помощи по распространению;

b. стимулирование сотрудничества со средствами массовой информации для привлечения более широкой аудитории к новым произведениям искусства, в частности, к современным работам;

c. стимулирование проведения местных мероприятий, таких как выставки и фестивали, и всех форм деятельности, направленных на установление контактов между общественностью и художниками;

d. приложение усилий по гармонизации и упрощению правил, регулирующих движение произведений искусства между государствами - членами Совета Европы;

4. Жизнь творческих работников


a. оказание поддержки социальной роли творческих работников путем предоставления им возможности для самоутверждения, не только через установление профессиональных контактов вне сферы их творчества, но и через участие в процессе принятия решений, касающихся вопросов их профессии;

b. принятие удовлетворяющих правил по вопросу авторских прав и прав исполнителя, с целью охраны прав на интеллектуальную собственность творческих работников и других праводержателей, и регулярная адаптация подобных правил к техническим инновациям в сфере воспроизводства и публикаций;

c. развитие, на всех уровнях и, в частности, через международные институты, возможностей для контактов, обменов и исследований, равно как и возможностей для создания совместных предприятий как в своей стране, так и за рубежом, гарантируя надлежащее снабжение информацией заинтересованных кругов;

d. стимулирование организации персональных исследовательских проектов;

e. разработка разумной системы вознаграждения творческих работников для демонстрации и других видов публичного использования их произведений.

Приложение
к Рекомендации
N R (85) 6

     
(включена в качестве примера)

     

1. Пластические виды искусства


a. развитие признания достоинств современного пластического искусства (таких как скульптура, живопись, рисование и графическое искусство) архитекторами для разумного включения работ пластических художников в новые здания;

b. привлечение творческих работников к участию в архитектурном дизайне, равно как и в формировании городской и сельской среды посредством сотрудничества между творческими работниками и управленческим звеном города, муниципальными советниками, специалистами по городскому планированию и общественностью;

c. стимулирование сотрудничества творческих работников в программах по сохранению произведений искусства прошлого;

d. улучшение условий для обращения с заказами на создание произведений искусства путем выделения определенного процента от инвестиций, направленных на общественное строительство;

2. Музыка


a. обеспечение работой живых композиторов при помощи мер, стимулирующих постановку произведений композиторов оркестрами, выпуск звукозаписей, публикацию и распространение нот через центры музыкальной информации, центры документации и другими способами, такими как: оказание поддержки перспективным молодым творческим работникам, присуждение официальных наград и финансирование концертных туров;

b. рассмотрение возможности организации профессионально управляемых фондов для содействия публикации конкретных партитур, при условии получения одобрения со стороны соответствующих властей, где это необходимо;

c. стимулирование процесса сочинения музыкальных произведений через связь с радио- и телекомпаниями и культурной индустрией, параллельно принимая во внимание новые договоренности по радиовещанию (кабельное вещание, платное телевидение), а также новые электронные системы вещания; способы расширения рынков таких организаций, параллельно поощряя творчество, включают в себя: заказы на изготовление произведений искусства, запуск программ по расширению репертуара и социальная реклама таких инициатив при рассмотрении сопутствующих коммерческих рисков;

3. Театр


a. принятие всевозможных мер по охране живого театра в период жесточайшей конкуренции со стороны аудио-визуальных средств;

b. стимулирование исследований экспериментировать с новыми формами специфического языка, соответствующим потребностям театрального производства в аудио-визуальном контексте;

c. рекомендации рассмотреть вопрос о выделении долгосрочных субсидий театральным компаниям, имея в виду, что новые постановки не всегда приносят мгновенный успех;

d. развитие сотрудничества между любительскими и профессиональными театральными компаниями применяя подходящие формы оказания помощи или инициативы;

e. закрепление живых спектаклей в качестве обязательного компонента профессиональной подготовки молодых актеров.

4. Искусство танца


a. привлечение внимания средств массовой информации к искусству танца для повышения интереса общественности к этой специфической форме искусства;

b. признавая автономность искусства танца как формы художественного выражения, поощрять признание его достоинств как вида искусства тесно связанного с музыкой, различными формами драмы (оперой, пантомимой, общий театр) и пластическими видами искусства (декорации и костюмы).

5. Кинематография


а. принятие общей политики для производства кинофильмов и телепередач посредством координированного использования всех каналов распространения;

b. гарантирование знаний молодежи о различных аспектах кинематографии как о средстве коммуникации;

c. где представляется возможным, выделение соответствующих ресурсов на содержание кинотеатров в рабочем состоянии, на повторное открытие тех, что были закрыты по экономическим причинам, и на создание кинотеатров в тех районах, где отсутствуют необходимые предприятия культуры; оснащение кинотеатров оборудованием для организации культурных мероприятий, где это необходимо, ввиду их значимости как мест контакта и обмена;

d. оказание надлежащей поддержки, совместно с профессиональными кругами, заключению международных соглашений о совместном производстве, рассчитанных на придание нового толчка европейскому кинематографу, не отвлекаясь от его особой роли в качестве средства выражения национальной культурной самобытности;

e. создание надлежащих условий для различных способов распространения во избежание ненужной концентрации;

f. оказание содействия распространению фильмов, чьи художественные и культурные заслуги повсеместно признаны.

6. Видео


a. создание оптимальных условий для развития (с необходимым уважением авторских прав) новых форм художественного выражения, совмещающих использование видео и компьютеров;

b. гарантирование отсутствие нанесения вреда творческим работникам в отношении их занятости или авторских прав собственности вследствие развития таких новых технологий, как: кабельное телевидение с использованием оптических волокон, прямое спутниковое вещание и видеокассеты; официальное оказание содействия подобному развитию с тем, чтобы увеличить поле для творческой работы, стимулировать производство программ и предоставить творческим работникам больше возможностей для профессионально полезного художественного сотрудничества, прямого или косвенного;

7. Литература


a. оказание содействия молодым писателям, а также стимулирование публикации их работ и их широчайшее распространение;

b. обеспечение перевода, выделяя на это больше ресурсов, с тем, чтобы как можно больше читателей в каждой стране могли познакомиться с классической и современной литературой других стран;

c. повышение доступности классической и современной литературы через деятельность таких институтов как библиотеки и школы и, в том контексте, стимулирование оптимального использования современных аудио-визуальных средств и возможностей распространения информации;

d. принятие всех необходимых мер по повышению роли чтения среди различных меньшинств;

e. рассмотрение возможностей стимулирования издателей издать Европейские серии в твердой обложке и Европейские литературные обзоры на нескольких языках;

f. стимулирование деятельности драматургов.


Текст документа сверен по:

Сборник правовых актов Совета Европы

о сохранении культурного наследия, часть 2

Екатеринбург, 2003 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»