Морское и речное культурное наследие

          

    

     Док. 8867

     от 12 октября 2000 г.


Комитет по культуре и образованию

Докладчик: г-н Эдвард О'Хара, Великобритания, Социалистическая группа

О дебатах в Постоянном комитете см.правило 15 Регламента

Обзор

Ассамблее известно историческое значение моря и внутренних водных путей в развитии Европы и ее контактов с остальным миром.

В 1978 году Ассамблея приняла Рекомендацию N 848 о подводном культурном наследии. Несмотря на то, что Комитету Министров не удалось осуществить одно из основных предложений, а именно разработать европейскую конвенцию, определенные элементы были включены в пересмотренную Европейскую конвенцию по охране археологического наследия (1992 год). Многие другие предложения, тем не менее, разрабатываются и внедряются.

Современные технологические достижения в глубоководном подводном плавании сегодня подвергают опасности многие хорошо сохранившиеся обломки кораблекрушений в международных водах, которые ранее были недоступны. Их коммерческая эксплуатация и разграбление стимулируется интересом общества, возникшим в результате рекламы обнаружения "Титаника", и успехом одноименного фильма.

За годы, прошедшие с 1978 года, в Европе возник большой интерес к морскому и речному культурному наследию. Существует необходимость в координации и объединении усилий, а также в развитии связей между экспертами и неправительственными организациями в соответствующих областях подводой археологии, морскими музеями, научными лабораториями и сохранении недвижимых сооружений, сохранении исторических судов в действии и сохранении документальных свидетельств морского и речного наследия.

В данном отчете произведен обзор данных вопросов.

I. Проект рекомендации

1. Ассамблея осведомлена об историческом значении морских и внутренних водных путей как маршрутов культурного обмена в развитии Европы и контактов с остальным миром.

2. В 1978 году, Ассамблея приняла Рекомендацию N 848 о подводном культурном наследии.

3. Однако Комитет Министров не осуществил одно из основных предложений, а именно разработку европейской конвенции об охране подводного культурного наследия.

4. Тем не менее, определенные элементы Рекомендации N 848 были включены в пересмотренную Европейскую конвенцию об охране археологического наследия (1992 год).

5. Ассамблея обращает внимание на то, что текущие технические достижения в области глубоководного подводного плавания сегодня подвергают опасности многие хорошо сохранившиеся остатки кораблекрушений в международных водах, которые ранее были недоступны.

6. Их коммерческая эксплуатация стимулируется рекламой впечатляющих достижений, таких как локализация и подъем "Титаника" и связанного с этим недавним успехом фильма "Титаник".

7. Существует также угроза для морского и речного наследия от безответственной эксплуатации океанов и коммерческой и промышленной эксплуатации внутренних вод, прибрежных районов и внутренних водных путей.

8. Ассамблея признает, что на протяжении последних двадцати лет на европейском уровне наблюдался большой интерес к морскому и речному наследию, и видит необходимость координации и сотрудничества, а также развития связей между экспертами и неправительственными организациями в соответствующих областях подводной археологии, судоходства, морских музеев, научных лабораторий и т.д.

9. Ассамблея обращает внимание на различный успех в приведении мертвых морских и речных сооружений к альтернативному использованию.

10. Ассамблея далее обращает внимание на увеличение интереса к традиционным морским и речным судам и их привлекательность для отдыха.

11. Ассамблея, тем не менее, с тревогой обращает внимание на то, что в некоторых странах суда большой исторической ценности подвергаются опасности утраты в ожидании источников их финансирования.

12. Ассамблея, таким образом, рекомендует Комитету Министров:

i. стимулировать общеевропейское сотрудничество в области охраны морского и речного наследия в отношении затонувших обломков судов и связанных объектов, недвижимого наследия и документальных свидетельств, обращая особое внимание на сотрудничество между органами государственной власти и заинтересованными неправительственными организациями и физическими лицами коммерческого, научного, спортивного, добровольного или частного секторов;

ii. предоставить необходимые ресурсы Европейскому фонду наследия ремесел (FEMP - ЕФНР) для сознательного вклада в данное сотрудничество;

iii. обеспечить полное интегрирование вопросов культуры в любое Европейское морское агентство, созданное согласно предложению Резолюции Ассамблеи N 1168 и Рекомендации N 1387 (1998 год) о будущем развитии европейской морской науки и техники;

iv. привлечь Совет Европы к разработке ЮНЕСКО международной конвенции о подводном культурном наследии и к подготовке на европейском и международном уровнях любых законодательных инструментов, относящихся к морскому и речному наследию;

v. стимулировать обеспечение государствами охраны подводного культурного наследия от коммерческих восстановительных операций в открытом море;

vi. стимулировать государства-участники к законодательной охране подводного культурного наследия от коммерческих и/или неавторизованных восстановительных операций в своих внутренних территориальных водах, прилегающих районах, на континентальном шельфе и в исключительных экономических зонах, а также принятию мер в пределах своей компетенции пресечению таких операций своими гражданами или гражданами других государств, стремящимися ходить под их флагами или использовать их территорию как базы или порты высадки;

vii. стимулировать региональное сотрудничество в области подводного культурного наследия между государствами (как являющимися, так и не являющимися членами Совета Европы), имеющими морскую границу или разделенных морем, путем обмена информацией или заключения двусторонних или многосторонних соглашений, которые могут носить более обязательный характер, чем глобальные договоренности;

viii. в частности, стимулировать заключение таких соглашений, которые ограничат суверенный иммунитет государств в отношении военных судов и других государственных судов, независимо от места их затопления, обращая особое внимание на большой процент судов, имеющих значительную историческую ценность, и большой процент судов, хранящих человеческие останки, особенно являющихся братскими могилами;

ix. стимулировать местное и региональное сотрудничество по охране морского и речного наследия от коммерческой эксплуатации, включая строительство, прокладывание трубопроводов и кабельных трасс, поиск и добычу нефти и газа, добычу угля и полезных ископаемых, песка или гравия, захоронение твердых и жидких отходов;

х. стимулировать охрану постоянных объектов морского и речного культурного наследия от разрушения лицами, заинтересованными только ценностью земли, подлежащей разработке;

xi. стимулировать управление и помощь в создании приемлемых альтернативных путей использования подобных объектов, без ненадлежащего ущерба их сущности;

xii. стимулировать сохранение объектов, имеющих историческую ценность, но не приемлемых или не привлекательных для восстановления, а в случае неизбежности их разрушения, сохранение надлежащих документальных свидетельств;

xiii. стимулировать максимальное восстановление и сохранение исторических внутренних водных путей и расположения береговой линии для доступа общественности, отдыха и коммерческой эксплуатации;

xiv. стимулировать поддержку и сотрудничество в сохранении оригинального работоспособного характера данных объектов в морских и водных музеях в виде артефактов, изображений и фотоснимков, видео- и аудиопленок, литературных и графических документов, электронных средств, интерактивных дисплеев или живых (включая интерактивные) презентаций;

xv. поддерживать и стимулировать государственные и частные организации и добровольные общества, занимающиеся сохранением исторических судов или их крупномасштабных копий или копий в натуральную величину, в рабочем состоянии;

xvi. стимулировать показ и использование этих судов для широкой общественности в образовательных и развлекательных целях;

xvii. стимулировать гармонизацию законодательства применительно к действующим историческим судам и, в частности, гарантируя, что такие суда соответствуют современным стандартам здоровья и безопасности, стимулировать систему взаимной применимости стандартов, таким образом, чтобы они могли пересекать границы государств.

II. Объяснительная записка г-на Эдварда О'Хара

     

1. Введение

1.1. Комитет по культуре и образованию Ассамблеи Совета Европы впервые обратился к подводному культурному наследию в 1975-76 годах, когда возникло предложение о создании производства по ремонту судов в Наварино-Бэй. Это место на юго-западе Греции, помимо того, что оно обладает выдающейся природной красотой, в 1827 году было свидетелем значительной морской битвы во время войны за независимость в Греции. Члены Парламентской Ассамблеи издали письменную декларацию, критическую резолюцию и, в некоторой степени, повлияли на окончательное свертывание данного проекта.

1.2. В 1997-98 годах Комитет по культуре и образованию решил вновь обратиться к этому вопросу в более общем и детализированном докладе о подводном культурном наследии. Документ N 4200 "Подводное культурное наследие" был представлен в 1978 году членом парламента г-ном Джоном Ропером. За 22 года произошли большие изменения в отношении вопросов, рассматриваемых в этом докладе. В настоящем докладе будут рассмотрены эти вопросы.

2. Что такое морское и речное культурное наследие?

2.1. Доклад 1978 года основывался в большей степени на подводной археологии, в особенности, на ссылки на суда и другие артефакты, поднимаемые со дна моря. Данный доклад также будет уделять большое внимание этим вопросам. Тем не менее, в докладе 1978 года мало внимания уделялось внутренним водам и подверженным риску объектам, таким как порты. Приложения i и ii к данному докладу указывают на более широкое применение термина "подводное культурное наследие".

2.2. Приложение i, разработанное Дэвидом Блэкманом, бывшим председателем Совета по морской археологии Великобритании, различает два типа подводных достопримечательных мест:

- обломки кораблекрушений (shipwrecks) и объекты, находящиеся в них (объект наибольшего внимания в докладе), и

- недвижимые остатки (fixed remains). Под ними подразумеваются места, которые когда-то полностью или частично находились над поверхностью моря, но погрузились под воду вследствие подъема уровня моря и/или движений земной коры. Сюда включаются затопленные города и поселения, затопленные порты и береговые сооружения и затопленные доисторические места. Г-н Блэкман включил в данный обзор речные сооружения и берега внутренних озер.

2.3. Приложение ii к докладу 1978 года, разработанное Л.В.Проттом и П.Дж.О'Кифи из Университета Сиднея, адресовано вопросам законодательной охраны подводного культурного наследия. Протт и О'Кифи расширили определение понятия "подводный", которое должно включать не только реки и озера, но также колодцы, рвы и болота. Автор данного доклада предлагает также включить в этот список и каналы.

2.4. Настоящий доклад называется "Морское и речное культурное наследие", что имеет двоякое значение. С одной стороны, оно особо определяет важность достопримечательных мест во внутренних водах. С другой стороны, что более важно, оно указывает на то, что морское и речное культурное наследие составляет много больше, чем затопленные места, как движимые, так и недвижимые. Морское и речное культурное наследие не ограничивается существовавшим в прошлом, исчезнувшим и не подлежащим восстановлению. Оно включает и артефакты, которые не были ни затоплены, ни потеряны любым иным образом, но которые находятся под угрозой исчезновения при отсутствии активных действий, направленных на их охрану. Сюда включаются исчезнувшие доки и портовые сооружения, береговые защитные сооружения, такие как форты в устьях, маяки, дамбы и приливные мельницы, рыбные ловушки и рыболовные станции или суда, чья естественная продолжительность службы может быть завершена, но которые могут быть сохранены в первоначальном состоянии или даже в рабочем состоянии для коммерческого использования, для развлечения частных лиц и широкой публики или для образовательных или учебных целей. Морское и речное наследие распространяется на смежные традиции, будь они техническими, такими как техника постройки судов или управления судами и их грузом, или художественными, такими как декоративная отделка судов или оборудования, морские науки или народная музыка, включая песни моряков, но не ограничиваясь ими.

2.5. Можно сказать, что в результате последнего расширения понятия морского и речного культурного наследия слишком распространяют термин и вторгаются в иные формы культуры, такие как народное искусство и народная музыка. Тем не менее, существует опасность, что охраняемые объекты могут оказаться бесполезными и бессмысленными при их сохранении вне контекста.

2.6. Существует тенденция включать в подводное культурное наследие палеонтологические остатки и исторические ландшафты (см.док. N 8326). Так как важность сохранения данных объектов признается и их охрана может быть включена в некоторое законодательство, обсуждаемое в последующем тексте. Данный доклад принимает во внимание только те из них, которые созданы или изменены человеком.

2.7. Ассамблея (Рекомендация N 848) и ЮНЕСКО (см.п.4.8) предлагают установить 100-летний срок для квалификации объекта в качестве подводного культурного наследия, но этот вопрос подлежит обсуждению (см.пп.5.1.3 и 5.1.6).

3. Опасности, угрожающие подводному культурному наследию

3.1. Парламентская Ассамблея единогласно принимает рекомендации, прилагаемые к докладу 1978 года (Рекомендация N 848, 1978 год). В частности, в докладе рекомендовано создание Европейской конвенции о подводном культурном наследии, открытой для всех государств - членов Совета Европы, а также для всех стран, не являющихся его членами, имеющих морскую границу в Европе. Полный текст Рекомендации N 848 прилагается.

3.2. Совет Министров действительно приступил к разработке Европейской конвенции, которая так и не была принята. Продолжение переговоров по морскому праву Организации Объединенных Наций было основной причиной того, что проект конвенции не был внедрен. Определенные элементы ее были включены в пересмотренную Европейскую конвенцию об охране архитектурного наследия (1992 год). Тем не менее, многие рекомендации о подводном культурном наследии должны быть развиты и внедрены.

3.3. В докладе 1978 года указывалось, что технология является ключом к процветанию подводного культурного наследия, предлагая самые передовые и широкие возможности для подводного археолога. Однако в то же время эти технологии были большей частью ограничены мелководьем и прибрежными водами, доступными водолазам, оснащенным автономным аппаратом для подводного дыхания (аквалангом). Более того, технологии подъема со дна были примитивными по сравнению с имеющимися на сегодняшний день.

3.4. С 1978 года произошли огромные технологические достижения в области исследования, обнаружения и картографии подводных достопримечательных мест.

3.4.1. Локализация и разработка маршрутов в подводном пространстве возможны с помощью спутникового наблюдения.

3.4.2. Время, проводимое под водой, может быть сокращено с помощью фотограмметрии и компьютерной обработки. Гидролокаторы и магнитометры могут исследовать морское дно. Сканирование охватывает большую поверхность морского дна. Профилирование грунта предоставляет менее широкое, но более глубокое проникновение.

3.4.3. Имеется возможность достижения даже более глубоких мест. Когда Кусто изобрел автономный аппарат для подводного дыхания в 1943 году, глубина погружения достигала 45 м. Даже сегодня эта глубина ограничивается 60 м. Подводные аппараты, управляемые людьми, достигают больших глубин. Аппарат "Олвин" с командой из 3 человек, способный опускаться на глубину до 3600 м, использовался для исследования "Титаника" в 1986 году. Эта же технология использовалась при поиске "Титаника" на глубине 3810 м в 1985 году и "Бисмарка" на глубине 4760 м в 1989 году. Сегодня дистанционно управляемые аппараты (ROV's) способны достигать даже больших глубин, до 6000 м. Их возможности охватывают 98% дна мирового океана. Во главе данной технологии стоит США. Роберт Д.Баллард из Океанографического института в Вудс-Холл, штат Массачусетс, является основным ее инициатором. В 1994 году группа из Вудс-Холл определила месторасположение сухогруза "Дербишир", который затонул вместе со всем грузом в 1979 году на глубине 4300 м в Японском море. В 1996 году они вернулись, чтобы по заказу Британского правительства, расследующего причины аварии, по фотоснимкам восстановить расположение груза.

3.5. Произошли и другие достижения в технике удаления песка, соли и отложений с области затопления и в методике подъема.

3.6. Все данные технологии чрезвычайно дороги и труднодоступны для культурных учреждений и профессиональных археологов. Профессиональные спасатели могут, тем не менее, вернуть понесенные затраты благодаря доходам от спасательных операций.

3.7. Эти достижения, в свою очередь, способствовали росту интереса общественности к подводному миру. Этот интерес поддерживается доступностью объектов, о которых ранее не было известно или которые были за пределами досягаемости. Мотивацией визита к подводному достопримечательному месту, будь то обломки кораблекрушения или иное созданное человеком сооружение, могут быть коммерческие спасательные работы, грабеж, охота за сувенирами, спортивное глубоководное плавание или подводный туризм.

3.8. Причиненный в результате ущерб подводным достопримечательным местам и потеря культурных объектов беспокоит археологов. Причиняемый ущерб не только количественный, но и качественный. Эти подводные достопримечательные места, находящиеся под угрозой, объединяет то, что они являются "временными капсулами", в которых все объекты остаются нетронутыми в том же взаимном расположении, в каком они были в день затопления. Кроме того, они часто сохранены от гниения в сравнительно несоленых водах Балтийского и Азовского морей, где нет таких организмов, как teredo navalis, поглощающих органический материал, а также отсутствуют мешающие течения. Археологи не всегда находят такие условия сохранения в наземных достопримечательных местах. Таким образом, более важно, чтобы им предоставили особый доступ к данным подводным достопримечательным местам.

4. Мероприятия для охраны подводного культурного наследия

4.1. За годы, прошедшие с 1978 года, было проведено много мероприятий и достигнуты большие достижения в области охраны подводного культурного наследия.

4.2. Кодекс морского права ООН (UNCLOS) был принят Организацией Объединенных Наций в 1983 году и вступил в силу в 1992 году. В настоящее время он принят 130 странами. В них не входит США, которые уделяют мало внимания охране подводного культурного наследия (см.п.5.2.5).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»