Недействующий

     

Проект N 388071-4*
_____________________________
* Согласно паспорту проекта,
проект внесен на рассмотрение
в Государственную Думу. -
Примечание "КОДЕКС".

Приложение
к постановлению
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
от 24 января 2007 года
N 2-СФ



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в статью 24 Земельного кодекса
Российской Федерации
и статью 10 Федерального закона
"Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"


Статья 1


Пункт 1 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2004, N 41, ст. 3993; 2006, N 52, ст. 5498) дополнить подпунктом 6 следующего содержания:

"6) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, гражданам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, ведущим традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы в местах традиционного проживания, или их общинам на срок не менее пяти лет с правом пролонгации на новый срок по требованию указанных граждан или общин.".

Статья 2


Внести в  статью  10  Федерального  закона  от  24  июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3018; 2003, N28, ст. 2882; 2004, N 41, ст. 3993; 2005, N 30, ст. 3098) следующие изменения:

1) в наименовании статьи слова "собственность или аренду" заменить словами "собственность, аренду или безвозмездное срочное пользование";

2) в пункте 5 слова "сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации," исключить;

3) пункт 6 после слов "на срок не менее чем пять лет" дополнить словами ", за исключением случая, предусмотренного пунктом 8 настоящей статьи";

4) дополнить пунктом 8 следующего содержания:

"8. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться гражданам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинам в безвозмездное срочное пользование в порядке, установленном статьей 24 Земельного кодекса Российской Федерации, для сохранения и развития ими традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.".

Президент
Российской Федерации
В.Путин

     

     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в
статью 24 Земельного кодекса Российской Федерации и статью
10 Федерального закона "Об обороте земель
сельскохозяйственного назначения"

 


Причиной разработки проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 24 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" является необходимость приведения в соответствие законодательных актов, устанавливающих гарантии коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в области землепользования.

Конституционной основой обеспечения коренным малочисленным народам особых условий для ведения их традиционного образа жизни является статья 69 Конституции Российской Федерации, в которой говорится, что Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Одним из основных условий сохранения и развития коренных малочисленных народов в Российской Федерации является обеспечение их необходимыми земельными наделами для ведения традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

В настоящее время вопрос об условиях предоставления коренным малочисленным народам земельных участков для ведения традиционных образа жизни и хозяйствования регулируется в ряде законодательных актов не однозначно и не полно. В ряде законодательных актов установлено право коренных малочисленных народов на бесплатное пользование землей в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Так, в статье 8 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" установлено, что малочисленные народы и объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов имеют право "безвозмездно владеть и пользоваться в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации".

В статье 11 Федерального закона "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" предусмотрено, что "земельные участки и другие обособленные природные объекты, находящиеся в пределах границ территорий традиционного природопользования, предоставляются лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов в безвозмездное пользование".

Такой же подход к вопросу установлен в Налоговом кодексе Российской Федерации, который освобождает от уплаты земельного налога собственников земельных участков - граждан, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов - в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов (ст. 395).

Установлены льготы и для арендных платежей. В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлен льготный размер арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в районах Крайнего Севера, который не может быть выше размеров ставок земельного налога установленных для земель  промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.

Предоставление коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока земельных участков на безвозмездной основе обусловлено особенностями осуществления ими традиционного природопользования, основанного на использовании больших территорий для выпаса оленей, ведения охоты и т.д. Выплата даже небольшой арендной платы за пользование землей сделает невозможным осуществление традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока и может стать поводом для обвинения государства в проведении политики, ведущей к исчезновению этих народов, поскольку иных источников существования у них нет.

_____________________________

Например основную часть (72 %) территории Ненецкого автономного округа (площадь 176,7 тыс. кв. км.) составляют оленьи пастбища (площадь 128,3 тыс. кв. км.).


В статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату. Однако здесь же указывается, что в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, допускается предоставление земли на безвозмездной основе. В частности, статьей 24 кодекса в безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, например, федеральным казенным предприятиям, целью деятельности которых является получение прибыли. Малочисленные же народы используют землю не для извлечения прибыли, а для обеспечения своего существования и поэтому установление для них безвозмездного пользования землей в вышеуказанных законах вполне правомерно и обосновано.

Вопрос об условиях предоставления земли коренным малочисленным народам в Земельном кодексе Российской Федерации непосредственно не регулируется. Только в статье 82 устанавливается, что условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации устанавливаются федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Однако в Федеральном законе "Об обороте земель сельскохозяйственного назначени" в статье 10 было установлено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на правах аренды, при этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается (пункт 5) и земельные участки, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными пастбищами и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам только на праве аренды (пункт 6).

Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 24 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" устраняет вышеуказанные противоречия и пробелы действующего законодательства и направлен на обеспечение учета интересов коренных малочисленных народов в области землепользования при осуществлении традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами этими народами.

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 24 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" будет иметь положительное социально-экономическое значение, создаст условия для сохранения и развития коренных малочисленных народов на основе ведения традиционного образа жизни, осуществления традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами.

В проекте федерального закона учтены замечания данные Правительством Российской Федерации в своем заключении.

Члену Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Д.Олейнику
Государственная Дума
Федерального Собрания
Российской Федерации

"27" декабря 2006  г. N 4887п-П9

На N 3.24-04/655 от 16 ноября 2006 г.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект федерального закона "О внесении изменений в статью 24
Земельного кодекса Российской Федерации и в статью 10
Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного
назначения"
, вносимый членами Совета Федерации
Г.Д.Олейником, А.С.Матвеевым и другими


В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.

Законопроектом предлагается внести в статью 24 Земельного кодекса Российской Федерации и в статью 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон) изменения, предусматривающие возможность предоставления гражданам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, ведущим традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы  в  районах  традиционного  проживания, или их общинам земельных

участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное срочное пользование для сохранения и развития ими традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Дополнение статьи 10 Федерального закона новым пунктом 8, предусматривающим указанные изменения, может повлечь за собой правовую неопределенность при применении положений пункта 5 данной статьи, в соответствии с которым указанные земельные участки передаются в аренду общинам вышеназванных народов для осуществления сельскохозяйственного производства. Эта правовая неопределенность может возникнуть в связи с отсутствием четких критериев разграничения деятельности названных народов по осуществлению сельскохозяйственного производства и развитию традиционного образа жизни и хозяйствования.

При этом необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Устанавливаемый законопроектом термин "районы традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" не соответствует термину "места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации", используемому в Земельном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации".

Кроме того, необходимо отметить, что предоставление земельных участков в безвозмездное срочное пользование осуществляется на срок.  Однако в соответствии с федеральными законами "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов  Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" и "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" предоставление соответствующим лицам земельных участков, находящихся в пределах границ территорий традиционного природопользования, осуществляется без установления сроков пользования этими земельными участками.

     Законопроект поддерживается Правительством Российской Федерации при условии его доработки с учетом изложенных замечаний.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации
А.Жуков




Текст документа сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»