Недействующий

     

Проект N 183011-3*
______________________________
* Согласно паспорту проекта,
проект внесен на рассмотрение Государственной Думы. -
Примечание изготовителя базы данных.



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменения и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации
 и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации



Статья 1.


Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст.2954; 1998, N 22, ст.2332; N 26, ст.3012; 1999, N 7, ст.873; 2001, N 26, ст.2587; 2002, N 19, ст.1793) следующее дополнение:

дополнить статьей 143_2 следующего содержания:

"Статья 143_2. Незаконное привлечение к принудительному или обязательному труду

1. Незаконное привлечение к принудительному или обязательному труду путем принуждения лица к выполнению работы или прохождению службы, не предусмотренных законом в качестве его обязанности, и сопряженное с применением насилия либо с угрозой его применения, -

наказывается обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов либо исправительными работами на срок до одного года.

2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, -

наказывается исправительными работами на срок от одного года до двух лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли причинение вреда здоровью потерпевшего, -

наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть потерпевшего либо совершены в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, а также в отношении несовершеннолетнего лица, -

наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет.".

Статья 2.


В подпункт а) пункта 1 части второй статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст.4921; 2002, N 22, ст.2027) внести следующие изменение и дополнение:

вместо цифр "136-149," записать цифры "136-143,144-149,";

после цифр "136-143, "дополнить цифрами "143_2," '


Статья 3.


Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
В.Путин

     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении дополнения
в Уголовный кодекс Российской Федерации"



В настоящее время применение принудительного труда расширяется, что привело к введению правовой нормы о его запрещении в Трудовой кодекс.

Запретительная норма должна предполагать и соответствующую ответственность, которая по важности проблемы не должна ограничиваться дисциплинарной или административной. Подтверждением этой позиции является и то, что привлечение к принудительному или обязательному труду преследуется в уголовном порядке в соответствии со ст.25 Конвенции МОТ N 29 о принудительном или обязательном труде.

Такая ответственность применяется во многих странах мира. Объективно необходима она и в России.

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона N 183011-3 "О внесении изменения и дополнений
в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс
Российской Федерации"
, внесенный депутатами Государственной Думы Гайнуллиной Ф.И.,
Ивановым А.С., Исаевым А.К., Колесниковым С.И. и др.



В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона.

Законопроект направлен на установление уголовной ответственности за незаконное привлечение к принудительному или обязательному труду.

Предлагаемая данным проектом статья 143_2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК), не охватывает все формы принудительного труда в смысле статьи 1 Конвенции Международной организации труда от 28 июня 1930 года N 29 относительно принудительного или обязательного труда, статьи 4 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, а также нормативных предписаний Трудового кодекса Российской Федерации.

В частности, вышеназванные Конвенции не содержат указания на то, что необходимым условием признания труда принудительным является только выполнение работы, не предусмотренной законом. Согласно статье 4 Трудового кодекса Российской Федерации к принудительному труду отнесены требование работодателем исполнения трудовых обязанностей от работника, если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо работа угрожает жизни или здоровью работника, а также нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере.

В соответствии со статьей 1 проекта уголовно-наказуемым деянием признается незаконное привлечение к принудительному или обязательному труду. Между тем, согласно статье 37 Конституции Российской Федерации и статье 4 Трудового кодекса Российской Федерации в Российской Федерации принудительный труд запрещен. В этой связи указание в диспозиции статьи 143_2 УК (в редакции проекта) на незаконность привлечения к принудительному труду излишне.

Действующее российское законодательство, равно как и проект, не определяют используемое в нем понятие "обязательный труд". Исходя из этого, принятие проекта в предлагаемой редакции приведет к значительным трудностям в правоприменительной практике.

С учетом изложенного данный законопроект не поддерживается Правительством Российской Федерации.

Заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации
А.Жуков

     

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 18 ноября 2003 года N 2034-1/общ



В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 18 сентября с.г. в Верховном Суде Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона N 183011-3 "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (по вопросу дополнения Уголовного кодекса Российской Федерации статьей 143_2 "Применение принудительного труда").

Как указано в пояснительной записке к законопроекту, необходимость введения данной нормы в УК РФ обусловлена статьей 25 Конвенции Международной организации труда N 29 относительно принудительного или обязательного труда.

По нашему, мнению законопроект требует доработки с учетом статьи 4 Трудового кодекса Российской Федерации, в которой содержится понятие "принудительного труда".

Кроме того, из текста части первой проекта статьи 143_2 УК РФ неясно, кто является субъектом данного преступления.

Следует также учесть, что в УК РФ нет статьи под номером 143_1.

Заместитель
Председателя
А.Е.Меркушов

     


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»