Недействующий

     

Проект N 288461-3

     
Вносится депутатами
Государственной Думы

     

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменения в статью 299
Трудового кодекса Российской Федерации


Внести в статью 299 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2006, N 27, ст.2878) изменение, дополнив ее частью третьей следующего содержания:

"Работодатели, осуществляющие добычу драгоценных металлов и драгоценных камней, при применении на своих производственных объектах, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях вахтового метода организации трудового процесса, могут увеличивать продолжительность вахты до 6 месяцев на условиях, определяемых отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, заключаемыми на федеральном уровне социального партнерства.".

Президент
Российской Федерации
В.Путин



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменения
в статью 299 Трудового кодекса Российской Федерации"
.


Законопроектом предлагается внести дополнение в статью 299 Трудового кодекса Российской Федерации "Продолжительность вахты" в части увеличения продолжительности вахты работодателями, осуществляющими добычу драгоценных металлов и драгоценных камней из месторождений, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, до 6 месяцев. Указанное дополнение обусловлено тем, что ныне действующая норма закона поставила предприятия, организации и трудовые коллективы, добывающие драгоценные металлы и драгоценные камни в сложнее положение, так как не учитывает специфику организации труда при осуществлении добычи драгоценных металлов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В указанных отраслях экономики, а также в золотодобывающих артелях старателей до введения действующего законодательства организация трудового процесса регулировалась, в основном, внутренними документами - уставами и правилами внутреннего трудового распорядка. Это позволяло применять суммированный учет рабочего времени при нахождении работников в местах проведения работ в течение полугода. Следует отметить, что в режиме полугодовой вахты последние пятнадцать лет работают практически все предприятия по добыче драгоценных металлов, осуществляющие свою производственную деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. По действующему законодательству переход на трехмесячную вахту вместо существовавшей ранее полугодовой, привел к увеличению затрат предприятий на доставку работников от места проживания до места работы и обратно. Это обусловило снижение заработной платы работников. Если учесть, что усредненная стоимость доставки одного работника на вахту и обратно составляет 25-40 тыс.рублей, то снижение размера среднемесячной заработной платы составило не менее 2500-4000 рублей.

Необходимо особо подчеркнуть значение предлагаемого законопроекта для оздоровления социально-экономического положения северных регионов. Законодательное установление производственного цикла в виде шестимесячной вахты сохранит трудоспособный состав населения северных регионов, позволит людям осуществлять производственную деятельность в социально - защищенных условиях. Кроме того, будут дополнительно решены организационные вопросы по доставке работников к месту работы и обратно и законодательно закреплен суммированный учет рабочего времени с годовым учетным периодом.

Предлагаемый нами законопроект N 288461-3 является социально оправданным, позволит законодательно закрепить применение вахтового метода организации работ с продолжительностью вахты до шести месяцев для местного населения, осуществляющего добычу драгоценных металлов, будет способствовать освоению новых месторождений драгоценных металлов и дальнейшему развитию золотодобычи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона N 288461-3 "О внесении изменений и дополнений
в Трудовой кодекс Российской Федерации"
, внесенный депутатами Государственной
 Думы Российской Федерации В.Н.Басыгысовым, В.А.Буткеевым,
А.Н.Винидиктовым, В.М.Етылиным, В.И.Шпортом, С.И.Штогриным



В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации".

Законопроект предусматривает установление вахтового метода работы при значительном удалении места работы от места постоянного проживания работников или нахождения работодателя не только в целях сокращения сроков строительства, ремонта и реконструкции производственных и иных объектов в необжитых, отдаленных районах или районах с особыми климатическими условиями, но и при осуществлении непосредственно производственной деятельности организации. Кроме того, предлагается увеличить продолжительность вахты до шести месяцев в организациях, осуществляющих добычу драгоценных металлов и драгоценных камней.

Часть первая статьи 297 Трудового кодекса Российской Федерации определяет вахтовый метод как особую форму осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников. В статье также определяются цель и общие условия применения вахтового метода. Он призван сократить сроки строительства, ремонта или реконструкции объектов производственного, социального и иного назначения, т.е. применяется при нецелесообразности выполнения работы обычными методами. Вахтовый метод должен вводиться в каждом случае исходя из оценки конкретной производственной ситуации, сложившейся в той или иной организации.

Вместе с тем законопроект расширяет сферу применения вахтового метода организации работы на осуществление любой производственной деятельности и тем самым затрагивает интересы не только организаций по добыче драгоценных металлов, но и организаций других видов экономической деятельности, имеющих производственные объекты в отдаленных районах.

Статьей 299 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что продолжительность вахты не должна превышать одного месяца. В исключительных случаях продолжительность вахты может быть увеличена до 3 месяцев.

Исходя из содержания пояснительной записки, необходимость принятия данного законопроекта обусловлена изменениями, произошедшими в трудовом законодательстве в связи с принятием Трудового кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем в соответствии с ранее действовавшим трудовым законодательством продолжительность вахты устанавливалась в один месяц. В исключительных случаях с учетом отдаленности объектов работ, их характера и специфики, возможности использования транспорта и других факторов продолжительность вахты на отдельных объектах могла быть увеличена до двух месяцев. В ранее действовавшем законодательстве работы, связанные с добычей благородных металлов и камней, были отнесены к сезонным работам.

В пояснительной записке указано, что предприятия по добыче драгоценных металлов из россыпных месторождений осуществляют свою деятельность круглогодично, с обозначенными "зимним" и "летним" сезонами, что не исключает при наличии определенных условий применения для золотодобывающих предприятий статьи 293 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающей продолжительность сезона до шести месяцев.

Предлагаемое законопроектом увеличение продолжительности вахты для работников добывающих отраслей ухудшает режим труда и отдыха данных работников, что не может не сказаться на их здоровье.

Вместе с тем предлагаемая редакция статьи 2 законопроекта нуждается в редакционной доработке. В ней необходимо более четко указать, с кем работодатель согласовывает увеличение продолжительности вахты и заменить слова "трудовой коллектив", поскольку в Трудовом кодексе Российской Федерации отсутствует понятие "трудовой коллектив".

Кроме того, принятие данного законопроекта потребует внесения изменений в ряд статей Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе в главу 47, статьи 97, 123 в части изменения порядка утверждения графика отпусков на очередной год, и статью 152.

Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации считает нецелесообразным принятие указанного законопроекта в данной редакции.

Заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации -

Министр
сельского хозяйства
Российской Федерации
А.Гордеев

     

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»