Недействующий

     

Проект N 297039-4


Вносит Алтайский краевой
Совет народных депутатов

     
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в статьи 29 и 56 Федерального закона  "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации"

     

Статья 1


Внести в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации 2003, N 40, ст.3822; 2004, N 25, ст.2484; N 33, ст.3368; 2005, N 1 (часть I) ст.ст.9, 12, 17, 25, 37; N 17, ст.1480; N 27, ст.2708; N 30 (часть I), ст.ст.3104, 3108; N 42, ст.4216; 2006, N 1, ст.ст.9, 10, 17; N 6, ст.636; N 8 ст.852) следующие изменения:

1) в статье 29:

а) часть 1 после слова "Для" дополнить словами "решения вопросов самообложения граждан,";

б) абзацы первый и третий части 2 после слов "инициативе населения" дополнить словами "(инициативной группы населения)";

в) дополнить частью 3_1. следующего содержания:

"3_1. Собрание, проводимое по вопросу самообложения граждан, правомочно, если в нем приняло участие более половины граждан, проживающих в муниципальном образовании (в соответствующей части муниципального образования) и обладающих активным избирательным правом.

Собрания граждан по вопросам введения самообложения принимают решения. Решение о введении самообложения считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан, участвовавших в собрании по данному вопросу.

Собрание граждан по вопросу введения самообложения может проводиться как на всей территории муниципального образования, так и на ее части (на территории одного сельского населенного пункта или его части, на территории нескольких сельских населенных пунктов, а также на части территории городского округа, городского поселения), если введение самообложения необходимо для решения вопросов местного значения данной территории.

В целях введения самообложения граждан, необходимого для решения вопросов местного значения всего муниципального образования, собрание граждан может проводиться отдельно на каждой части муниципального образования (на территории одного сельского населенного пункта или его части, а также на части территории городского округа, городского поселения). Итоги голосования подводятся по результатам решений отдельных собраний граждан, проведенных в каждой части муниципального образования. При этом общее решение считается принятым, если в голосовании приняло участие более половины граждан, проживающих в муниципальном образовании и обладающих активным избирательным правом, и за введение самообложения проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.

Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на собрании граждан решения (общего решения) в соответствии с муниципальными правовыми актами.";

г) часть 5 после слов "проведения собрания граждан" дополнить словами "(отдельных собраний граждан), порядок принятия решения по вопросам самообложения граждан (общего решения в случаях проведения отдельных собраний граждан)";

д) часть 6 после слова "(обнародованию)" дополнить словами "в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования";

2) в статье 56:

а) часть 1 после слов "для всех жителей муниципального образования" дополнить словами "или части муниципального образования, на которой проводилось собрание граждан в соответствии с абзацем третьим части 3_1 статьи 29 настоящего Федерального закона"; после слов "числа жителей муниципального образования" дополнить словами "(соответствующей части муниципального образования)";

б) часть 2 после слов "(сходе граждан)" дополнить словами "либо на собрании граждан, проводимом в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.";

в) дополнить частью 3 следующего содержания:

"3. Порядок уплаты разовых платежей граждан и расходования собранных средств устанавливается нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования в соответствии с федеральным законодательством и уставом муниципального образования.".

Статья 2


Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
В.Путин

 

     

     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 29 и 56
 Федерального закона "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации"



В связи с вступлением в силу Федерального закона "Об общих принципах организации местно самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ (далее - Федеральный закон) органам местного самоуправления передан большой объем полномочий по решению вопросов местного значения. Однако вопрос достаточного финансирования осуществления данных полномочий за счет взимания местных налогов и сборов в необходимом объеме пока не решен. Средств, поступающих в бюджеты муниципальных образований в виде налогов и сборов, крайне недостаточно даже для решения первоочередных задач муниципалитетов. В связи с этим вопросы содержания автомобильных дорог общего пользования, мостов, расположенных в границах населенных пунктов, организация благоустройства, освещение, озеленение улиц, иные вопросы, требующие финансовых затрат, зачастую органами местного самоуправления решены быть не могут в связи с отсутствием в местном бюджете средств. При таких обстоятельствах одним из выходов является использование средств самообложения граждан - разовых платежей граждан, осуществляемых для решения конкретных вопросов местного значения. Вопросы самообложения граждан регулирует статья 56 Федерального закона.

В соответствии с частью 2 статьи 56 Федерального закона вопросы введения и использования средств самообложения граждан решаются на местном референдуме (сходе граждан). Однако процедура проведения референдума достаточно сложна и затратна: зачастую средств, необходимых для организации и проведения местных референдумов, требуется намного больше, чем средств, которые необходимы муниципальным образованиям для решения конкретных вопросов местного значения. Это делает проведение местного референдума по данному вопросу нецелесообразным.

Кроме того, не все вопросы, решение которых планируется за счет самообложения граждан, актуальны для территории всего муниципального образования. В таком случае необходимо принимать решение о самообложении граждан только на уровне одного или нескольких сельских населенных пунктов или на части территории сельского населенного пункта, городского округа, городского поселения.

Что касается схода граждан, то в соответствии со статьей 25 Федерального закона он может быть проведен только в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек. На территории Алтайского края из 720 сельских поселений только одно поселение по численности подпадает под требования статьи 25 Федерального закона, дающей возможность проведения схода граждан по вопросу самообложения граждан.

Таким образом, нормы статей 56, 22, 25 Федерального закона в части решения вопросов самообложения граждан применять на практике достаточно сложно, в связи с чем они фактически не действуют.

В то же время органы местного самоуправления решают вопросы самообложения граждан без проведения референдумов и сходов, нарушая федеральное законодательство, права и законные интересы граждан. По данным фактам органы прокуратуры неоднократно вносили представления об устранении указанных нарушений.

Предлагаемый проект федерального закона подготовлен на основании практики применения Федерального закона и с учетом мнения органов местного самоуправления по данному вопросу.

Законопроект предусматривает возможность решения вопросов самообложения граждан на собрании граждан, порядок проведения которого может определяться уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

В предлагаемой редакции статьи 29 Федерального закона содержится указание на то, что собрание граждан может проводиться не только на территории муниципального образования, но и на ее части, если введение самообложения необходимо для решения вопросов местного значения данной территории.

Кроме того, проект предусматривает, что в целях введения самообложения граждан, необходимого для решения вопросов местного значения всего муниципального образования, собрание граждан может проводиться отдельно на каждой части муниципального образования (на территории одного сельского населенного пункта или его части, а также на части территории городского округа, городского поселения). Итоги голосования в таком случае подводятся по результатам решений отдельных собраний граждан, проведенных в каждой части муниципального образования. При этом общее решение считается принятым, если в голосовании приняло участие более половины граждан, проживающих в муниципальном образовании и обладающих активным избирательным правом, и за введение самообложения проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.

Порядок уплаты разовых платежей граждан и расходования собранных средств в соответствии с законопроектом (новая часть 3 статьи 56 Федерального закона) устанавливается нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования в соответствии с федеральным законодательством и уставом муниципального образования.

Таким образом, предложенный законопроектом порядок принятия решений по вопросу самообложения граждан предоставит более реальную возможность гражданам, проживающим в одном населенном пункте, собрать средства на решение неотложных проблем, таких как ремонт дорог, благоустройство территории, строительство спортивных, детских площадок и сооружений, а также на решение иных вопросов местного значения.

Председатель Алтайского краевого
Совета народных депутатов
А.Г.Назарчук

          

от 24 октября 2006 года N 3920п-П16

     

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона N 297039-4 "О внесении изменений в статьи 29 и 56
Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации"
, внесенный Алтайским краевым Советом народных депутатов



В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.

Законопроектом предлагается внести изменения в статьи 29 и 56 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), предусматривающие возможность решения вопросов введения и использования средств самообложения граждан не только на местном референдуме (сходе граждан), но на собрании граждан, порядок проведения которого может определяться уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. При этом в предлагаемой редакции статьи 29 Федерального закона содержится положение, предусматривающее, что собрание граждан по указанному вопросу может проводиться как на всей территории муниципального образования, так и на ее части (на территории одного сельского населенного пункта или его части, на территории нескольких сельских населенных пунктов, а также на части территории городского округа, городского поселения), если введение самообложения граждан необходимо для решения вопросов местного значения данной территории.

С предлагаемым законопроектом механизмом введения самообложения граждан посредством принятия решения на собрании граждан муниципального образования или его части нельзя согласиться по следующим основаниям.

Согласно действующей редакции статьи 29 Федерального закона собрания граждан могут проводиться не для принятия решений, а лишь для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования.

Таким образом, ныне действующий Федеральный закон в отличие от Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает возможность решения вопросов местного значения на собрании граждан. В этой связи установление возможности решения вопросов о самообложении на собрании граждан будет противоречить концепции Федерального закона.

Кроме того, следует отметить, что в пояснительной записке к законопроекту указывается на недостаточность финансирования и поступления средств в бюджеты муниципальных образований в виде налогов и сборов для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Выходом при таких обстоятельствах считается использование средств самообложения граждан. Таким образом, предлагаемые законопроектом изменения направлены на получение дополнительных доходов в местный бюджет.

Полагаем, что недопустимо приравнивать разовые платежи граждан к дополнительному доходному источнику местного бюджета, компенсирующему отсутствие финансовых средств, необходимых для решения вопросов местного значения.

На основании изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект.

Заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации
А.Жуков

     


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»