РЕЗОЛЮЦИЯ A.814/19/



АССАМБЛЕЯ,

ССЫЛАЯСЬ на статью 15 (j) Конвенции о международной морской организации, касающуюся функций Ассамблеи в отношении правил и руководств по безопасности на море, предупреждению и контролю за загрязнением моря судами,

СЧИТАЯ, что выдвинутые правительствами - членами ИМО проблемы в отношении надлежащей работы ГМССБ, в частности, что ложные оповещения о бедствии становятся существенной помехой для эффективной деятельности служб поиска и спасания (САР),

ССЫЛАЯСЬ также на то, что ГМССБ была создана на основе Резолюции 6-й международной конференции по поиску и спасанию на море 1979 года и что в соответствии с этой Резолюцией ГМССБ должна составлять, помимо прочего, существенные элементы международного плана САР,

ПРИНИМАЯ во внимание, что чрезмерный объем ложных сигналов бедствия создает серьезные и ненужные затруднения СКЦ, приводит к обратному воздействию на моряков в отношении их доверия к ГМССБ и может также серьезно усугубить реальные ситуации бедствия на море,

СОЗНАВАЯ, что, если в ближайшем будущем не будет достигнуто снижение объема ложных сигналов бедствия, это может отрицательно сказаться на качестве и эффективности деятельности организаций САР,

СЧИТАЯ, что ознакомление с некоторыми из проблем, которые уже стали очевидными для спасательных служб, поможет при обучении персонала, а также и другим организациям и явится положительным вкладом в снижении числа ложных сигналов бедствия,

СЧИТАЯ также, что администрации, изготовители аппаратуры, инструкторы, пользователи, специалисты по связи, персонал спасательных служб и все заинтересованные стороны нуждаются в руководящих указаниях о средствах и методах снижения числа ложных сигналов бедствия,

РАССМОТРЕВ рекомендации Комитета по безопасности на море, разработанные на его 65-й сессии,

1. Принимает Руководство по предотвращению подачи ложных сигналов бедствия, прилагаемое к настоящей Резолюции,

2. Просит правительства довести это Руководство до сведения всех заинтересованных сторон.

Приложение
к Резолюции А.814/19/

     

РУКОВОДСТВО
по предотвращению подачи ложных сигналов бедствия

     

I. АДМИНИСТРАЦИИ ДОЛЖНЫ:

1. Информировать судовладельцев и моряков о возрастающем количестве ложных сигналов бедствия.

2. Указать судам на важность надлежащей регистрации всего оборудования ГМССБ и обеспечить, чтобы все зарегистрированные данные были в постоянной готовности для передачи их на СКЦ.

3. Создать и задействовать национальную систему мероприятий для привлечения к ответственности тех, кто:

3.1. Неумышленно подал ложный сигнал тревоги без последующего его аннулирования, или тех, кто не ответил на сигнал бедствия в результате неправильных действий или небрежности.

3.2. Неоднократно замечен в подаче ложных сигналов бедствия.

3.3. Намеренно подает ложные сигналы бедствия.

4. Применять санкции, предусмотренные правилами Международного союза электросвязи при нарушениях процедуры связи, в случаях подачи ложных сигналов бедствия, передаваемых с берега на судно.

5. Обеспечить, чтобы все соответствующие члены судовых экипажей знали, как работает аппаратура ГМССБ, понимали важность предотвращения ложных сигналов бедствия и предпринимали для этого необходимые действия, а также знали, какие процедуры следует применять, если был подан ложный сигнал тревоги.

6. Информировать контрольно-испытательные организации о проблемах, связанных с передачей ложных сигналов бедствия, чтобы привлечь их внимание к этим проблемам при производстве контроля и испытаний радиооборудования.

7. Обязать фирмы, осуществляющие установку радиооборудования, обучать соответствующих лиц судового экипажа, чтобы они были знакомы с работой установленного оборудования.

8. Расследовать причины случаев, когда отдельные модели оборудования ГМССБ были замечены в неоднократной передаче случайных сигналов бедствия, и информировать об этом соответствующие организации.

9. Обеспечить, чтобы сюрвейеры и инспекторы знали оборудование ГМССБ и, в частности, как его проверять и работать с ним без подачи ложного сигнала бедствия.

10. Требовать, чтобы радиооператоры, работающие с аппаратурой ГМССБ, имели надлежащие дипломы.

II. ИЗГОТОВИТЕЛИ АППАРАТУРЫ, ЕЕ ПОСТАВЩИКИ И МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДОЛЖНЫ:

1. Создавать аппаратуру для подачи сигналов бедствия так, чтобы:

1.1. Было невозможно подать случайный сигнал бедствия.

1.2. Пульт для работы в аварийном режиме был отделен от пульта управления в обычных условиях, частично закрыт крышкой, а переключатели на нем четко различались по цвету.

1.3. Использовать положения стандартизации для конструкции пульта управления и эксплуатационных процедур.

2. Составлять программу проверок так, чтобы при проверках оборудования ГМССБ не происходила подача ложных сигналов бедствия.

3. Обеспечивать, чтобы любое задействование аппаратуры для подачи сигнала бедствия сопровождалось визуальной или звуковой сигнализацией (или обеими одновременно), указывающей, что оборудование излучает сигнал бедствия. Сигнализация должна работать до тех пор, пока оператор не прекратит подачу сигналов.

4. Обеспечивать, чтобы при установке на борту спутникового АРБ, при настройке его составных элементов (в том числе устройства отделения и включения) и при проверках АРБ исключалась возможность его случайного включения (конструкция АРБ такова, что для его автоматического включения буй должен быть освобожден от фиксирующего устройства и погружен в воду). При включении АРБ вручную предусматривается двухступенчатая процедура.

5. Выпускать четкие и точные раздельные инструкции по эксплуатации и уходу, которые должны быть легко понимаемы и составлены на английском и любом другом языке, если это необходимо.

6. Обеспечивать, чтобы после установки любого оборудования ГМССБ соответствующим членам судового экипажа выдавались необходимые инструкции, специально составленные в отношении эксплуатационных процедур (факт выдачи инструкций должен быть документирован).

7. Обеспечивать, чтобы поставщики оборудования ГМССБ и монтажники знали особенности работы ГМССБ и представляли себе последствия от передачи ложного сигнала бедствия.

III. ИНСТРУКТОРЫ И ОБУЧАЮЩИЙ ПЕРСОНАЛ ДОЛЖНЫ:

1. Предусматривать, чтобы центры подготовки моряков включали в свои учебные программы проблемы, связанные с ложными сигналами бедствия применительно к САР, ГМССБ и т.п., а также обучение процедурам, которые должны быть предприняты в случае передачи ложного сигнала бедствия.

2. Получать и использовать при обучении в качестве примера реальные случаи передачи ложного сигнала бедствия.

3. При любых курсах подготовки моряков подчеркивать важность предотвращения подачи ложного сигнала бедствия.

4. Не допускать случайной подачи ложных сигналов бедствия в процессе обучения методам работы с аппаратурой ГМССБ.

IV. СУДОВЛАДЕЛЬЦЫ, КАПИТАНЫ И МОРЯКИ ДОЛЖНЫ СООТВЕТСТВЕННО:

1. Обеспечивать, чтобы дипломированный персонал, работающий с аппаратурой ГМССБ и отвечающий за передачу сигналов бедствия, был проинструктирован и обладал компетенцией для работы с конкретным радиооборудованием на судне.

2. Обеспечивать, чтобы лицо или лица, ответственные за связь во время бедствия, выдавали необходимые инструкции и информацию всем членам экипажа, которые должны знать, как использовать аппаратуру ГМССБ для подачи сигнала бедствия.

3. В течение каждого учения по оставлению судна должны выдаваться инструкции по использованию аварийного оборудования для обеспечения функций ГМССБ.

4. Обеспечивать, чтобы проверки аппаратуры ГМССБ осуществлялись только под надзором лица, ответственного за связь в аварийных ситуациях.

5. Принимать меры к тому, чтобы при учениях или контроле работоспособности аппаратуры ГМССБ никогда не допускались случаи передачи ложного сигнала бедствия.

6. Обеспечивать, чтобы закодированные идентификаторы спутниковых АРБ, которые используются персоналом САР в аварийных ситуациях, были надлежащим образом зарегистрированы в банке данных и круглосуточно доступны или автоматически выдаваться властям САР (капитаны должны подтвердить, что их АРБ были зарегистрированы в банке данных для того, чтобы помочь службам САР идентифицировать судно в случае бедствия и быстро получить другую информацию, необходимую для надлежащих ответных действий).

7. Обеспечивать, чтобы зарегистрированные данные по АРБ, ИНМАРСАТ и ЦИВ немедленно корректировались в случае изменения судовладельца, названия судна, его флага и других данных, а также должны предприниматься необходимые меры для программирования новых данных о судне и для ввода их в оборудование ГМССБ.

8. Обеспечивать, чтобы места размещения АРБ на новых судах намечались на ранних стадиях проектирования и их постройки.

9. Обеспечивать, чтобы установка спутниковых АРБ производилась тщательно и в полном соответствии с инструкциями изготовителя силами квалифицированного персонала (иногда случается, что в результате небрежного обращения или неправильной установки АРБ получают повреждения), они должны устанавливаться в надлежащем месте с тем, чтобы свободно всплывать при уходе судна под воду и автоматически включаться. Следует принимать меры предосторожности, чтобы АРБ не были повреждены или случайно не включены. Если необходимо изменить кодирование или сменить батареи питания, следует действовать строго в соответствии с указаниями изготовителя. Имеется много случаев, когда прикрепленный к АРБ фалинь крепится к судну и не позволяет АРБ свободно всплыть. Этот фалинь должен использоваться только в воде для крепления АРБ к спасательному средству или терпящему бедствие человеку.

10. Действовать так, чтобы АРБ не включался, если помощь уже оказывается (АРБ предназначается для подачи сигналов о помощи, если судно не может запросить помощь другими средствами и передавать информацию о местонахождении аварийного судна, а также излучать сигналы наведения для морских и воздушных судов, участвующих в поиске и спасании).

11. Если сигнал бедствия был случайно подан, судно должно предпринять все возможные попытки, чтобы связаться с СКЦ и аннулировать ложный сигнал бедствия, пользуясь процедурой, приведенной в дополнении.

12. Обеспечивать по возможности, чтобы АРБ после использования его в аварийной ситуации был извлечен из воды и выключен.

13. Если АРБ поврежден и должен быть сдан в утиль, или если судно продано на слом или по какой-либо другой причине АРБ не может быть больше использован, то спутниковый АРБ должен быть приведен в нерабочее состояние путем извлечения из него батареи питания и, если возможно, возвращен изготовителю или уничтожен.

Примечание. Если АРБ возвращается изготовителю, то он должен быть в металлизированной упаковке для предотвращения излучения при транспортировке.

     

ИНСТРУКЦИИ
морякам и другим пользователям по аннулированию ложных сигналов бедствия


I. ЦИВ, УКВ-диапазон:

1. Немедленно выключить передатчик.

2. Включить оборудование и настроить его на 16-й канал.

3. Передать по широкому вещанию "Всем станциям" название судна, позывной сигнал, номер ЦИВ и аннулировать ложный сигнал бедствия.

Пример

ВСЕМ СТАНЦИЯМ, ВСЕМ СТАНЦИЯМ, ВСЕМ СТАНЦИЯМ

ЭТО ТЕПЛОХОД...............(название), ПОЗЫВНОЙ

СИГНАЛ

НОМЕР ЦИВ.................., КООРДИНАТЫ....................

ОТМЕНЯЮ МОЙ СИГНАЛ БЕДСТВИЯ ОТ...............

(дата).........................(время UTC)

_______________

UTC- международное универсальное время.


КАПИТАН, НАЗВАНИЕ СУДНА, ПОЗЫВНОЙ СИГНАЛ, НОМЕР ЦИВ, ДАТА, ВРЕМЯ UTC

II. ЦИВ, ПВ-диапазон:

1. Немедленно выключить передатчик.

2. Включить оборудование и настроить на частоту 2182 кГц для передачи по радиотелефону.

3. Передать по широкому вещанию "Всем станциям" название судна, позывной сигнал, номер ЦИВ и аннулировать ложный сигнал бедствия.

Пример

ВСЕМ СТАНЦИЯМ, ВСЕМ СТАНЦИЯМ, ВСЕМ СТАНЦИЯМ

ЭТО ТЕПЛОХОД................(название), ПОЗЫВНОЙ СИГНАЛ, НОМЕР ЦИВ..................КООРДИНАТЫ.......

ОТМЕНЯЮ МОЙ СИГНАЛ БЕДСТВИЯ ОТ..........(дата),

......................(время UTC)

КАПИТАН, НАЗВАНИЕ СУДНА, ПОЗЫВНОЙ СИГНАЛ, НОМЕР ЦИВ, ДАТА, ВРЕМЯ UTC

III. ЦИВ, КВ-диапазон:

Действовать так же, как при использовании диапазона ПВ, но сигнал бедствия должен быть аннулирован на всех частотных диапазонах, на которых он был передан. Следовательно, по п.2.2 передатчик должен последовательно настраиваться на радиотелефонные частоты бедствия в диапазонах 4, 6, 8, 12, 16 Мгц, если это необходимо.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»