Недействующий

     

Проект N 412114-4

Вносится депутатом
Государственной Думы
С.А. Насташевским

     
  РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменения в пункт 2 статьи 251 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации

     

Статья 1


Дополнить пункт 2 статьи 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340) пунктом 13 следующего содержания:

"13) поступления от членов товарищества собственников жилья или жилищного, жилищно-строительного кооператива на формирование резерва предстоящих расходов на капительный ремонт дома."

     

     

Статья 2


Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


     Президент
     Российской Федерации
В.Путин

          

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Федерального закона "О внесении изменения в пункт 2
статьи 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"


Правовое положение и основы деятельности товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов регламентируются в настоящее время Гражданским кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации и иными правовыми актами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, регулирующим соответствующие правоотношения.

Жилищные и жилищно-строительные кооперативы в соответствии со статьей 116 ГК и статьей 110 ЖК являются потребительскими кооперативами - формой некоммерческого добровольного объединения граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме.

Товариществом собственников жилья, как это установлено статьей 135 ЖК, признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

Эти некоммерческие организации создаются не имея цели извлечения прибыли из результатов своей деятельности.

Из положений указанных выше законодательных актов следует, что на основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья или жилищного, жилищно-строительного кооператива (далее - ТСЖ и ЖСК), являющегося высшим органом управления ТСЖ и ЖСК, в товариществе могут устанавливаться обязательные платежи, вступительные и иные взносы членов товарищества, а также могут образовываться специальные фонды товарищества, расходуемые на предусмотренные уставом цели, включая восстановление и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и его оборудования.

Статьями 153 и 154 ЖК РФ на членов ТСЖ и ЖСК возложена обязанность внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за коммунальные услуги.

При этом статьей 155 ЖК установлено, что члены ТСЖ либо ЖСК или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе, вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления ТСЖ либо органами управления ЖСК или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.

Жилищное законодательство, таким образом, предусматривает обязанность участия членов ТСЖ и ЖСК своими средствами в реконструкции и последующем содержании дома, и эти средства, в зависимости от решения, принятого органом управления ТСЖ либо ЖСК, могут квалифицироваться как плата за жилое помещение и коммунальные услуги либо как взносы членов ТСЖ и ЖСК, направляемые на установленные цели.

Причем, переплата обязательных платежей, как и переплата любых устанавливаемых взносов, не может образовывать прибыль. Она всегда должна возмещаться тем или иным способом. Если это переплата целевых поступлений, то она должна быть использована по целевому назначению в последующих периодах. Если это переплата иных обязательных платежей или взносов, то она должна быть отражена в бухгалтерском учете как кредиторская задолженность перед собственниками и тоже в дальнейшем использована на цели, соответствующие деятельности ТСЖ.

Однако, некоммерческие организации, в т.ч. ТСЖ и ЖСК, согласно статье 246 Налогового кодекса Российской Федерации являются плательщиками налога на прибыль организаций и определяют налоговую базу в порядке, установленном главой 25 Налогового кодекса.

Исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, предусмотрен статьей 251 Налогового кодекса.

В частности, в соответствии с пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с ГК, не учитываются при определении налоговой базы.

Гражданское законодательство и законодательство, регулирующее порядок образования имущества потребительских кооперативов, не запрещает потребительским кооперативам предусматривать в уставах помимо вступительных и паевых взносов, являющихся в соответствии с законодательством обязательными для данной правовой формы организации, и иные источники формирования имущества кооператива, включая целевые взносы своих членов.

Вместе с тем, в целях статьи 251 Налогового кодекса целевыми, не учитываемыми при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций, признаются только вступительные и членские взносы и паевые вклады в некоммерческие организации, к которым рассматриваемые выше обязательные платежи членов ТСЖ и ЖСК не относятся.

Исходя из изложенного, плата членов ТСЖ либо ЖСК за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плата за коммунальные услуги квалифицируются налоговыми органами в качестве выручки от реализации работ, услуг и, соответственно, эта выручка должна учитываться ТСЖ, ЖСК при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Подобное недостаточно четкое правовое регулирование и различное толкование действующих норм служит тормозом на пути реализации реформы ЖКХ.

Кроме того, положение усугубляется тем, что ввиду отсутствия в пункте 2 статьи 251 Налогового кодекса такого вида расходов как поступления от членов ТСЖ на формирование резерва предстоящих расходов на капитальный ремонт дома, налоговые службы данные поступления относят к доходам, подлежащим обложению налогом на прибыль организаций. Поэтому товарищество собственников жилья расходы по формированию данного резерва, по мнению налоговых служб, не должно относить к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций, поскольку статья 260 Налогового кодекса предусматривает возможность создания резерва под предстоящие ремонты основных средств, расходы на формирование которого уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций, только в отношении основных средств налогоплательщика.

Так как жилой дом не находится в собственности ТСЖ и не является его основным средством, расходы на формирование резерва под предстоящий ремонт дома согласно налоговому кодексу не уменьшают полученные доходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Ввиду несоответствия статей налогового кодекса, по которому отсутствует возможность у ТСЖ, ЖСК создавать резервы на ремонт домов, с гражданским и жилищным законодательством, дающим право ТСЖ, ЖСК создавать резервы на капитальный ремонт дома, сложилась парадоксальная ситуация - налогоплательщики ТСЖ и ЖСК фактические затраты, связанные с ремонтом дома, как обоснованные расходы, обязаны относить к расходам в целях налогообложения прибыли, классифицируя их, как другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией (подпункт 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса).

То есть, в настоящее время накопление средств на большие работы в доме стало невозможным в силу Налогового кодекса.

Но для проведения ряда работ, связанных с капитальным ремонтом домов, например, с заменой и модернизацией лифтов, отопительной системы, электропроводки нужны огромные средства, которые необходимо аккумулировать и собирать с населения по нескольку лет. Либо государство должно полностью взять на себя заботу по капитальному ремонту домов ЖСК, ТСЖ. т.к. виду малообеспеченности жильцов старых домов ЖСК, выстроенных в 60-70-е годы, произвести разовые сборы на эти работы в виде крупных сумм - невозможно.

Изложенное положение дел неминуемо приведет к окончательному развалу и без того ветшающих многоквартирных домов ЖСК постройки 50-80 годов, переживших падение банков, дефолт конца 90-х годов и потерявших все накопления на капитальный ремонт.

Для того, чтобы уплата налога на прибыль с обязательных взносов членов ТСЖ и не входящих в ТСЖ собственников в многоквартирном доме не приводила к финансовым потерям и дополнительным расходам граждан, необходимо внести в ст. 251 налогового кодекса соответствующие изменения, выведя обязательные платежи граждан в ЖСК, ТСЖ, в том числе и на формирование резерва предстоящих расходов на капитальный ремонт дома из-под налогообложения налогом на прибыль, т.к. все эти взносы идут на обслуживание и ремонт дома, в том числе и оставшиеся на конец отчетного периода.


     12 марта 2007 года N 912-П13

Депутату Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации

С.А.Насташевскому

Государственная Дума
Федерального Собрания
Российской Федерации

На N НСА/373 от 24 апреля 2006 года

     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект федерального закона "О внесении изменения
в пункт 2 статьи 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
, вносимый
в Государственную Думу депутатом Государственной Думы С.А.Насташевским


В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.

Законопроектом предусматривается дополнить пункт 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации подпунктом 13 о включении в состав доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, поступлений от членов товарищества собственников жилья или жилищного, жилищно-строительного кооператива на формирование резерва предстоящих расходов на капитальный ремонт дома.

Товариществом собственников жилья, как это установлено статьей 135 Жилищного кодекса Российской Федерации, признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

Жилищные и жилищно-строительные кооперативы в соответствии со статьей 116 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 110 Жилищного кодекса Российской Федерации являются потребительскими кооперативами - формой некоммерческого добровольного объединения граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме.

Из положений указанных выше законодательных актов следует, что на основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья или жилищного, жилищно-строительного кооператива, являющегося высшим органом управления, в товариществе или кооперативе могут устанавливаться обязательные платежи, вступительные и иные взносы членов товарищества или кооператива, а также могут образовываться специальные фонды, расходуемые на предусмотренные уставом цели, включая восстановление и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и его оборудования.

Учитывая изложенное, поступления от членов товарищества собственников жилья или жилищного, жилищно-строительного кооператива на формирование резерва предстоящих расходов на капитальный ремонт дома относятся к поступлениям на ведение уставной деятельности товарищества собственников жилья или жилищного, жилищно-строительного кооператива.

В этой связи предлагаемое изменение возможно путем внесения изменений в подпункт 1 пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, относятся к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение уставной деятельности, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Правительство Российской Федерации считает возможным поддержать проект федерального закона при условии его доработки с учетом указанного замечания.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации
А.Жуков


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»