Недействующий

     

 Проект N 426717-4


Вносится Самарской
 Губернской Думой



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменения в статью 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС"


Статья 1

Внести в пункт 3 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-I) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 21, ст.699; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 32, ст.1861; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.4561; 1996, N 51, ст.5680; 1997, N 47, ст.5341; 1999, N 16, ст.1937; N 28, ст.3460; 2000, N 33, ст.3348; 2001, N 7, ст.610; 2002, N 30, ст.3033; N 50, ст.4929; 2003, N 43, ст.4108; 2004, N 18, ст.1689, N 35, ст.3607; 2006, N 6, ст.637, N 30, ст.3288; N 50, ст.5285) изменение, изложив его в следующей редакции:

"3) оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы, в том числе и членам их семей, проживающим с ними.".

Статья 2


Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2008 года.

Президент
Российской Федерации
В.Путин



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
"О внесении изменения в статью 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"


Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 01.12.1997 N 18-П указал, что катастрофа на Чернобыльской АЭС породила особый характер отношений между гражданином и государством, заключающийся в том, что государство принимает на себя обязанность возмещения такого вреда, который, исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством.

В соответствии с пунктом 3 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, гарантируется оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.

До принятия Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ льгота в размере 50 процентов по оплате жилой площади, а также коммунальных услуг предоставлялась как самим пострадавшим, так и членам их семей.

С принятием Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ льгота по оплате коммунальных услуг членам семей указанных категорий граждан была исключена.

Тем самым государство уменьшило объем выплат, направленных на возмещение вреда, что означает сокращение объема обязательств, ранее принятых на себя государством.

Сложившаяся ситуация противоречит положению пункта 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации о том, что в Российской Федерации запрещается издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон РФ N 1244-1), указанные меры социальной поддержки, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    

Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для оплаты жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, определены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2004 N 652.

В соответствии с проведенным анализом законодательства, положение пункта 3 части первой статьи 14 Закона РФ N 1244-1 распространяется на следующие категории граждан:

граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (пункт 1 части первой статьи 13 Закона РФ N 1244-1);

инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы (пункт 2 части первой статьи 13 Закона РФ N 1244-1);

рабочие и служащие, а также военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, получившие профессиональные заболевания, связанные с лучевым воздействием на работах в зоне отчуждения (абзац второй статьи 16 Закона РФ N 1244-1);

граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития (пункт 6 части первой статьи 13 Закона РФ N 1244-1);

граждане из подразделений особого риска (Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 2123-I "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска");

некоторые категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча (Федеральный закон от 26.12.1998* N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча").

_____________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "от 26.11.1998". -  Примечание изготовителя базы данных.



Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Закона РФ N 1244-1" направлен на восстановление льготы по оплате 50 % стоимости коммунальных услуг членам семей указанных категорий граждан.


Самарская Губернская Дума

Государственная Дума
Федерального Собрания
Российской Федерации

На N 5518/3335 от 23 октября 2006 года


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект федерального закона "О внесении изменения
в статью 14 Закона Российской Федерации "О социальной
защите граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
, вносимый
в Государственную Думу Самарской Губернской Думой

          

В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.

Законопроектом предусматривается распространить меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, установленные для граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, на членов их семей.

При этом не учитывается, что при установлении мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в законодательстве Российской Федерации применяется принцип дифференцированного подхода к различным категориям граждан с учетом их социального статуса, общего объема предоставляемых социальных гарантий, других критериев.

Так, если меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, предоставляемые Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы, распространяются на всех совместно проживающих с ними членов семей, то в отношении Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы такие социальные гарантии предоставляются только проживающим совместно с ними нетрудоспособным членам семей.

Инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, как и гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лично и на членов семей не распространяются.

Принятие законопроекта поставит граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы в преимущественное положение по сравнению с гражданами, пользующимися в настоящее время одинаковыми с ними социальными гарантиями в части оплаты коммунальных услуг.

Следует также иметь в виду, что члены семей граждан, пострадавших от радиационного воздействия, имеют право на получение субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации. Субсидии предоставляются в случае, если расходы на эти цели с учетом льгот превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Реализация законопроекта потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета. При этом не соблюдены положения статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым при принятии федерального закона, предусматривающего увеличение финансирования по существующим видам расходов или введение новых расходов бюджетов, которые до принятия законодательного акта не финансировались ни одним  бюджетом, указанный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источник и порядок финансирования. В представленном законопроекте указанные положения не содержатся.

Учитывая изложенное, проект федерального закона Правительством Российской Федерации не поддерживается.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации
А.Жуков

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
рассылка





Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»