Недействующий

     

Проект N 427877-4

Вносится депутатами
Государственной Думы
Г.В.Куликом,
А.Н.Хайруллиным

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в статью 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и
статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в связи
с совершенствованием разграничения полномочий"


Статья 1

Внести в статью 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-I (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст.357; Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 21) следующие изменения:

1) наименование изложить в следующей редакции:

"Статья 37. Нотариальные действия, совершаемые главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений

2) в части первой:

а) абзац первый  изложить в следующей редакции:

"В случае отсутствия в поселении нотариуса глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения имеют право совершать следующие нотариальные действия:

б) пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1) удостоверять завещания;";

в) пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2) удостоверять доверенности;";

г) пункты 3 и 4 изложить в следующей редакции:

"3) принимать меры по охране наследственного имущества и в случае необходимости меры по управлению им;

4) свидетельствовать верность копий документов и выписок из них;";

д) дополнить  пунктом 4.1 следующего содержания:

"4.1) свидетельствовать верность выписок из похозяйственных книг;";

е) в пункте 5 слово "свидетельствуют" заменить словом "свидетельствовать";

3) часть вторую изложить в следующей редакции:

"Законодательными актами  Российской Федерации главам местных администраций поселений и специально уполномоченным должностным лицам местного самоуправления поселений может быть предоставлено право на совершение и иных нотариальных действий.".

Статья 2

Пункт 18 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря  2006 года N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст.21)  исключить.

Статья 3

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 15 января  2008 года за исключением подпунктов "а", "в" и "д" пункта 2 и пункта 3 статьи 1 и статьи 2 настоящего Федерального закона.

2.  Статья 2 настоящего Федерального закона вступает в силу со дня его официального опубликования.

3. Подпункты "а", "в" и "д" пункта 2 и пункт 3 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2007 года.

     

Президент
Российской Федерации
В.Путин

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 37 Основ законодательства Российской Федерации
о нотариате и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий"


Статьей 4 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" внесены изменения в статью 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-I, в соответствии с которыми в случае отсутствия в поселении нотариуса глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения имеют право осуществлять нотариальные действия (удостоверять завещания; удостоверять доверенности; принимать меры по охране наследственного имущества и в случае необходимости меры по управлению им; свидетельствовать верность копий документов и выписок из них; свидетельствовать подлинность подписи на документах).

Данная правовая норма в соответствии со статьей 29 указанного закона вводится в действие с 15 января 2008 года.

Вместе в тем следует отметить, что статьей 12 Федерального закона от 30.06.2006 года N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" предусмотрено, что органы местного самоуправления поселений, городских округов могут:

1) осуществлять организацию приема ими заявлений или доверенностей граждан на совершение необходимых действий и подготовку необходимых документов для проведения в интересах этих граждан государственного кадастрового учета таких земельных участков, технического учета (инвентаризации) созданных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества, государственной регистрации прав на них;

2) на основании заявлений граждан или их доверенностей в интересах таких граждан выступать заказчиками работ по проведению территориального землеустройства таких земельных участков и технического учета (инвентаризации) созданных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества;

3) проводить разъяснительную работу с гражданами в части, касающейся порядка оформления документов, необходимых для проведения государственного кадастрового учета таких земельных участков, и выдавать полученные от органа, осуществляющего деятельность по ведению государственного земельного кадастра, бланки заявок о проведении государственного кадастрового учета земельных участков, а также на основании заявлений граждан или их доверенностей подавать в интересах таких граждан в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки о проведении государственного кадастрового учета таких земельных участков и другие необходимые для такого учета документы, заявления о предоставлении сведений государственного земельного кадастра о таких земельных участках;

4) на основании доверенностей граждан представлять от их имени (в качестве уполномоченных лиц) заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иные необходимые для осуществления такой государственной регистрации документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также получать свидетельства о государственной регистрации прав и (или) иные документы и передавать их гражданам, в интересах которых осуществлялась такая государственная регистрация;

Органы местного самоуправления могут также выдавать гражданам выписки из похозяйственной книги о наличии у граждан прав на земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, необходимые для:

1) регистрации прав на земельные участки в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";

2) освобождения от налогообложения доходов, полученных от продажи выращенной в личных подсобных хозяйствах продукции, согласно подпункту 13 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации.

3) возмещения из бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2006 г. N 827 и приказом Минсельхоза Российской Федерации от 17.01.2007 г. N 9.

Практика реализации Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" показала целесообразность скорейшего введения в действие положений федерального закона от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ в части передачи органам местного самоуправления полномочий по совершению нотариальных действий. Это позволит в значительной степени сократить время, которое приходится тратить гражданам на оформление прав на землю.

Сходная по содержанию проблема связана с реализацией федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

В соответствии с пунктом 3 статьи 12 предусмотренные данным законом сделки с земельными долями могут осуществляться на основании доверенности, выданной участником долевой собственности другому участнику долевой собственности или некому лицу и удостоверенной должностным лицом органа местного самоуправления или удостоверенной нотариально.

Пунктом 3 статьи 16 закона установлено, что приведение ранее заключенных договоров аренды в соответствие с требованиями гражданского законодательства может осуществляться на основании доверенности выданной участником долевой собственности другому участнику долевой собственности или иному лицу и удостоверенной должностным лицом органа местного самоуправления или удостоверенной нотариально.

Готовящиеся изменения в Федеральный закон от 24 июля 2002 года N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предполагают расширение указанного перечня.

Так, предлагается, что участник долевой собственности может выдать другому участнику долевой собственности или иному лицу доверенность, удостоверенную главой местной администрации, или специально уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления, либо удостоверенную нотариально для совершения следующих действий по:

1) выделению в натуре земельного участка в счет земельной доли (земельных долей), в том числе извещению остальных участников долевой собственности о намерении выделить земельный участок;

2) участию и голосованию на общем собрании участников долевой собственности;

3) обеспечению определения на местности границ находящегося в долевой собственности земельного участка;

4) осуществлению государственного кадастрового учета выделяемого земельного участка;

5) подписанию соглашения об образовании долевой собственности на выделяемый земельный участок, который формируется в счет нескольких земельных долей;

6) подаче документов для государственной регистрации прав на выделяемый земельный участок и получению документов после этой регистрации;

7) совершению разрешенных законодательством сделок с земельными долями без выделения земельного участка в счет земельной доли (земельных долей);

8) совершению разрешенных законодательством сделок с земельным участком, выделенным в счет земельной доли (земельных долей);

9) уплате государственных пошлин;

10) ведению дел во всех судебных учреждениях со всеми правами, какие предоставлены законом заявителю, истцу, ответчику, третьему лицу, потерпевшему, его представителю.

Предлагается также, что в случае если смерть участника долевой собственности наступила после принятия общим собранием участников долевой собственности решения о местоположении границ выделяемого в счет земельной доли (земельных долей) земельного участка или после опубликования в средствах массовой информации сообщения о предполагаемом местоположении выделяемого земельного участка, лицо, действующее на основании доверенности, выданной ему этим участником долевой собственности в соответствии с частью первой настоящей статьи, вправе продолжить действия по формированию, государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав на выделяемый земельный участок. Наследники умершего участника долевой собственности в этом случае наследуют имущественные права и обязанности, вытекающие из доверенности".

В представленном законопроекте "О внесении изменений в статью 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" предлагается установить, что норма о праве органов местного самоуправления на осуществление нотариальных действий в части удостоверения доверенностей, свидетельствования верности выписок из похозяйственных книг вводится не с 15 января 2008 года, а с 1 июля 2007 года.

Принятие данного закона позволит снизить социальную напряженность при оформлении гражданами прав как на садовые, огородные, дачные земельные участки, земельные участки, представленные для ведения личного подсобного хозяйства, так и при оформлении прав на земельные доли.


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»