Недействующий

     

Проект N 488142-4

к третьему чтению



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в статьи 5 и 7 Федерального закона
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

     

Статья 1

     

Внести в Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст.3418; 2002, N 44, ст.4296; 2004, N 31, ст.3224; 2006, N 31, ст.3446; 2007, N 16, ст.1831) следующие изменения:

1) статью 5 дополнить абзацем следующего содержания:

"коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.";

2) в статье 7:

а) дополнить пунктом 1_3 следующего содержания:

"1_3). Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в дополнение к предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи мерам обязаны:

1) принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди физических лиц, находящихся или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц;

2) принимать на обслуживание иностранных публичных должностных лиц только на основании письменного решения руководителя организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или его заместителя;

3) принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества иностранных публичных должностных лиц;

4) на постоянной основе обновлять имеющуюся в распоряжении организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию о находящихся у них на обслуживании иностранных публичных должностных лицах;

5) уделять повышенное внимание операциям с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемым иностранными публичными должностными лицами, их супругами, близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными) или от имени указанных лиц.";

б) дополнить пунктом 3_1 следующего содержания:

"3_1. Безналичные расчеты и переводы денежных средств без открытия счета, осуществляемые на территории Российской Федерации и из Российской Федерации, за исключением связанных с указанными в пункте 1_1 настоящей статьи операциями, должны сопровождаться на всех этапах их проведения информацией о плательщике и номере его счета (при его наличии) путем указания такой информации в расчетном документе или иным способом.

Информация о плательщике - физическом лице должна включать фамилию, имя, отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), а также идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), либо адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, либо дату и место рождения.

Информация о плательщике - юридическом лице должна включать наименование, идентификационный код налогоплательщика или код иностранной организации.

Организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, обязана отказать в совершении перевода в случае отсутствия информации, указанной в абзацах первом - третьем настоящего пункта.".

     

Статья 2

     

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 15 января 2008 года.

  Президент
Российской Федерации
В. Путин


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 5 и 7
Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, и финансированию терроризма"


Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 5 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" направлен на приведение федерального законодательства в соответствие с международными обязательствами Российской Федерации в сфере борьбы с коррупцией, а также совершенствование правового механизма противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, в том числе в части противодействия отмыванию коррупционных доходов.

При подготовке законопроекта учтены положения Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, в которых, наряду со специальными мерами, особое место отводится  организационно-правовым механизмам финансового мониторинга.

Кроме того, при разработке законопроекта были учтены требования Рекомендации 6 и Специальной рекомендации VII Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), которые в силу резолюции 1617 Совета Безопасности ООН имеют обязательный характер для всех государств-членов ООН.  

Международное сообщество исходит из осознания  того факта, что эффективное предупреждение и выявление таких преступлений, как коррупция и других наиболее опасных видов преступлений, включая незаконный оборот наркотиков, транснациональную организованную преступность и  финансирование терроризма, невозможно без установления действенного контроля за финансовыми потоками, в том числе трансграничными, а также тесного взаимодействия финансовых учреждений и соответствующих государственных органов.

Законопроект предусматривает внесение изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", направленных на установление особого контроля за операциями "политических деятелей" из иностранных государств, а также требований по сопровождению денежных переводов информацией об отправителе платежа.

Так, в частности, проектом федерального закона устанавливается набор мер, которые обязаны предпринимать организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в отношении лиц, обладающих или обладавших значительными публичными полномочиями в иностранных государствах, членами их семей, тесно связанными с ними партнерами или управляемых от их имени счетов.

В целях максимально полного выполнения Россией требований, предъявляемых к финансовым учреждениям, занимающимся денежными переводами, законопроектом предлагается внести соответствующие  изменения в части обязанности сохранения полной и достоверной информации об осуществляющем перевод лице (плательщике) на всех этапах совершаемого перевода, как того требует Специальная рекомендация VII ФАТФ.

Кроме того, законопроект предусматривает расширение перечня организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, на которые возлагаются обязанности по осуществлению противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов, подпадают под установленное ФАТФ определение "финансовых учреждений" и, как следствие, на них должны распространяться все базовые требования национального законодательства о противодействии отмыванию денег и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ).

Перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, установлен статьей 5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Таким образом, предлагается дополнить перечень организаций, установленный статьей 5 указанного Федерального закона, организациями, заключающими договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.

Принятие данного проекта федерального закона будет способствовать выполнению Российской Федерацией взятых на себя международных обязательств как члена ФАТФ и обязательств, вытекающих из ратификации антикоррупционных конвенций, и приведет к повышению эффективности правового механизма противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Реализация данного законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»