Недействующий

     

Проект N 499136-4


Вносится депутатами
Государственной Думы
Е.Ф. Лаховой, Т.А. Фральцовой

РОССИЙСКАЯ ФДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений в Семейный кодекс
Российской Федерации


Внести в Семейный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст.16) следующие изменения:

1) пункт 3 статьи 80 изложить в следующей редакции:

"В случае, если органу опеки и попечительства стало известно об отсутствии соглашения родителей об уплате алиментов, о непредоставлении содержания несовершеннолетним детям или о непредъявлении иска в суд, он обязан предъявить иск о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей к их родителям (одному из них).";

2) статью 81 дополнить пунктом 3 следующего содержания:

"3. Размер алиментов, взыскиваемых на ребенка с каждого из родителей в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, не может быть ниже 50 процентов величины прожиточного минимума для ребенка, установленного в субъекте Российской Федерации, на территории которого он проживает (минимального размера алиментов).

В случае, если алименты взыскиваются с единственного родителя ребенка, минимальный размер алиментов не может быть ниже величины прожиточного минимума для ребенка, установленного в субъекте Российской Федерации, на территории которого он проживает.

Минимальный размер алиментов в исключительных случаях может быть уменьшен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств";

3) статье 83:

пункт 1 после слова "отсутствует" дополнить словами "или неизвестен";

пункт 2 после слов "заслуживающих внимания обстоятельств" дополнить словами ", но не ниже минимального размера алиментов, установленного пунктом 3 статьи 81 настоящего Кодекса.";

4) дополнить статьей 84 следующего содержания:


"Статья 84. Право на алименты совершеннолетних обучающихся детей


1. При отсутствии соглашения об уплате алиментов суд вправе обязать родителей, обладающих необходимыми для этого средствами, содержать своих совершеннолетних нуждающихся детей, обучающихся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончании ими такого обучения, но не дольше, чем до достижения ими возраста двадцати трех лет.

2. Размер алиментов на совершеннолетних обучающихся детей определяется судом в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно исходя из материального и семейного положения и других заслуживающих внимания интересов сторон.";

5) статью 86 изложить в следующей редакции:

"Статья 86. Участие родителей в несении дополнительных
расходов на содержание детей


При отсутствии соглашения и возникновении обстоятельств, требующих несения дополнительных расходов на содержание ребенка (болезни, увечья несовершеннолетних детей или нуждающихся совершеннолетних нетрудоспособных или обучающихся детей, необходимости оплаты постороннего ухода за ними и других обстоятельств), каждый из родителей обязан нести дополнительные расходы, вызванные этими обстоятельствами.

Порядок участия родителей в несении дополнительных расходов и их размер определяется судом исходя из материального и (или) семейного положения сторон и других заслуживающих внимания интересов в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно или единовременно, либо путем предоставления содержания иным способом.";

6) в статье 88:

в пункте 1 слово "тяжелой" исключить;

пункт 1 после слов "увечья родителя, необходимости оплаты постороннего ухода за ним и других" дополнить словом "трудоспособные";

7) пункт 2 статьи 104 после слов "путем предоставления" дополнить словами "в пользование или передачи в собственность ребенка";

8) пункт 2 статьи 111 после слов "перемене места работы" дополнить словами "места пребывания";

9) пункт 6 статьи 113 изложить в следующей редакции:

"6. Суммы ежемесячного пособия на ребенка, выплаченные в период розыска его родителей, уклоняющихся от уплаты алиментов, в части их увеличения, определяемого в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, взыскиваются с этих родителей с начислением десяти процентов с выплаченных сумм в доход бюджетов субъектов Российской Федерации. Указанные требования приравниваются к требованиям об уплате алиментов.";

10) Статью 117 изложить в следующей редакции:


"Статья 117. Индексация алиментов


В целях индексации размер алиментов, устанавливаемый судом в твердой денежной сумме, определяется кратно величине прожиточного минимума для соответствующей категории населения, установленного в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживает получатель алиментов.";

11) в статье 120:

абзац 2 пункта 2 после слов "до достижения ими совершеннолетия" дополнить словами ", а в отношении совершеннолетних нуждающихся детей, обучающихся на очной форме обучения, по окончании учебы, но не позднее достижения ими возраста двадцати трех лет";

пункт 2 дополнить абзацем 7 следующего содержания:

"единовременной выплатой алиментов или передачей имущества в счет уплаты алиментов их получателю лицом, обязанным к выплате алиментов на основании решения суда, в случае его выезда на постоянное место жительства в иностранное государство.".

    Президент
Российской Федерации
В.Путин

     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений
в Семейный кодекс Российской Федерацией"


Семейный кодекс Российской Федерации (далее - СК РФ), вступивший в силу 1 марта 1996 года, закрепил важнейшие положения, способствующие реализации права несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи на получение содержания (алименты).

Однако десятилетняя практика применения СК РФ показывает, что не все несовершеннолетние дети, а также иные члены семьи, по закону имеющие право на получение алиментов, могут реализовать свое право в действительности.

Среди причин сложившейся ситуации можно назвать: сокрытие плательщиками алиментов реальных доходов и мест их получения, невысокий уровень заработной платы и (или) дохода, отсутствие в законодательстве минимального размера алиментов, что приводит на практике к взысканию алиментов в ничтожно малых размерах.

В связи с этим, представляется целесообразным предпринять меры по повышению эффективности правового механизма исполнения алиментных обязательств.

1. Одно из главных изменений, предлагаемых законопроектом, заключается в установлении в статье 81 СК РФ минимального размера алиментов, выплачиваемых на содержание несовершеннолетних детей. В действующем законодательстве эта категория отсутствует, и суды, взыскивая алименты, не связаны никаким нижним пределом. В результате, размер выплачиваемых алиментов зачастую дискредитирует цель их выплаты - содержание детей.

Для определения минимального размера алиментов избрана величина прожиточного минимума для ребенка в субъекте Российской Федерации, как наиболее отвечающая современным условиям и целям выплаты алиментов. При этом должно учитываться то, что ребенка обязаны содержать оба родителя, поэтому минимальный размер алиментов, взыскиваемых с одного родителя, должен соответствовать 50 % прожиточного минимума для ребенка.

Минимальный размер уплаты алиментов предлагается применять и при взыскании алиментов в твердой денежной сумме в соответствии со статьей 83 СК РФ.

2. Не менее значимым изменением является дополнение СК РФ статьей 84, которая закрепляет возможность выплаты алиментов лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста, но обучающимся по очной форме в учебных заведениях. Предельный возраст, дающий право на алименты, не должен превышать 23 лет.

Сложившаяся социально-экономическая обстановка требует, чтобы бремя содержания лиц старше восемнадцати лет, продолжающих очное обучение, в равной степени несли оба родителя, а не один из них, с которым проживает обучающийся совершеннолетний.

Данное изменение полностью соответствует действующему законодательству, регулирующему сферу социального обеспечения. Так, при потере кормильца ребенок получает пенсию до окончания им обучения, но не дольше, чем до достижения им возраста 23 лет.

3. Законопроект предполагает расширение перечня оснований прекращения алиментных обязательств, содержащийся в статье 120 СК РФ. Внесение дополнений в данный перечень обусловлено необходимостью учета предлагаемых законопроектом оснований для выплаты алиментов, а также приведения его в соответствие с положениями статьи 118 СК РФ об исполнении алиментной обязанности при выезда плательщика алиментов на постоянное место жительства в иностранное государство.

4. Статья 80 СК РФ закрепляет право органов опеки и попечительства на предъявление в суд иска о взыскании алиментов на несовершеннолетних, в случае, если его законный представитель не предпринимает мер по их взысканию.

С целью обеспечения права ребенка на получение содержания, а также учитывая то, что содержание ребенка является не только правом, но и обязанностью родителей, законопроект предполагает закрепление обязанности органов опеки и попечительства предъявить иск о взыскании алиментов в случае, когда родители (один из них) не предоставляют содержание ребенку в добровольном порядке, а также когда родитель, с которым проживает ребенок, не обращается с соответствующим требованием в суд.

5. Одним из способов выплаты алиментов на основании соглашения об уплате алиментов является предоставление имущества. Однако буквальное толкование термина "предоставление имущества", согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, предполагает предоставление имущества в пользование. Но из смысла статьи 104 СК РФ вытекает, что содержание может предоставляться не только путем предоставления имущества в пользование, но и путем передачи его в собственность.

Для устранения противоречий в применении соответствующих положений СК РФ предлагается законодательно закрепить, что имущество может как предоставляться в пользование, так и передаваться в собственность ребенка.

6. Для расширения круга обстоятельств, при наличии которых родители обязаны участвовать в дополнительных расходах на детей, предлагается новая редакция статьи 86 СК РФ, которая предполагает замену слов "исключительные обстоятельства" на более гибкую формулировку "обстоятельства, требующие несения дополнительных расходов", исключения слова "тяжелой" при определении болезни.

Кроме того, ежемесячный порядок выплаты дополнительных расходов, установленный действующим СК РФ, не всегда соответствует обстоятельствам дела и удовлетворяет интересам ребенка. В связи с чем, представляется целесообразным предоставить судам возможность взыскивать дополнительные расходы не только ежемесячно, но и единовременно, а также путем предоставления содержания иным способом.

7. Поскольку согласно статье 87 СК РФ к исполнению алиментной обязанности привлекаются трудоспособные совершеннолетние дети, то нелогичной является возможность привлечения к несению дополнительных расходов совершеннолетних детей без указания на трудоспособность последних.

Предлагается устранить это противоречие, уточнив, что к участию в дополнительных расходах на родителей привлекаются только трудоспособные совершеннолетние дети.

8. Необходимо привести пункт 6 статьи 113 СК РФ в соответствие с Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей". Согласно статье 16 названного Закона размер, порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на детей устанавливается правовыми актами субъектов Российской Федерации, а не нормативными актами Российской Федерации как это закреплено в пункте 6 статьи 113 СК РФ в настоящее время.

9. Предлагается внести изменения в пункт 2 статьи 111 СК РФ, обязав лицо, обязанное уплачивать алименты, сообщать судебному приставу и лицу, получающему алименты, не только о перемене места жительства, но и места пребывания, в частности в тех случаях, когда это лицо выезжает в другой регион на заработки.

10. Законопроект предусматривает новую редакцию статьи 117 СК РФ "Индексация алиментов", которая предполагает пересмотр размера сумм алиментов с учетом изменения величины прожиточного минимума для ребенка, установленного в субъекте Российской Федерации, на территории которого он проживает. Это позволит отказаться от индексации алиментов в зависимости от изменения базовой суммы минимального размера оплаты труда, равной в настоящее время 100 рублям, которая не изменялась с 2000 года.



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»