Недействующий

     

Проект N 445308-4


     Вносится Законодательным
Собранием Пензенской области

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном
пенсионном страховании в Российской Федерации"

     

     

Статья 1


Внести в Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 51, ст.4832; 2004, N 30, ст.3088) следующие изменения:

1) в абзаце первом подпункта 1 пункта 2 статьи 22 слова ", за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств" исключить;

2) подпункт 2 пункта 2 статьи 22 признать утратившим силу;

3) в абзаце первом подпункта 1 статьи 33 слова ", за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств" исключить;

4) подпункт 2 статьи 33 признать утратившим силу.

Статья 2


Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2008 года, но не ранее чем по истечении месяца со дня его официального опубликования.

      Президент
Российской Федерации
В.Путин



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений
в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном
 страховании в Российской Федерации"


Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации с 1 января 2002 года осуществляется в соответствии с законодательством, основанном на страховых принципах.

По Федеральному закону от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер страховой части пенсии каждого пенсионера после 1 января 2002 года зависит не только от величины его заработной платы, но и от уплаченных страхователем страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Статьей 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предусмотрены различные тарифы страхового взноса, в зависимости от категории страхователя.

Так, для всех страхователей-работодателей (за исключением сельхозпроизводителей) этот тариф составляет 14 процентов (исходя из базы начисления страховых взносов до 100 тыс. руб.), а для работодателей, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, этот тариф составляет только 10,3 процента.

Различный подход к установлению страхового тарифа по уплате взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации существует изначально, с 1991 года. Однако до 1 января 2002 года это никоим образом не влияло на пенсионные права граждан, поскольку размер пенсии рассчитывался исходя из начисленной заработной платы, независимо от факта уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Теперь же, после введения в пенсионное законодательство страховых принципов, данная норма закона ставит в заведомо неравное положение застрахованных лиц, работающих в промышленности и в сельском хозяйстве: при одинаковой заработной плате размер пенсии у застрахованного лица, работающего на промышленном предприятии в городе, будет больше, чем у застрахованного лица, работающего у сельхозпроизводителя.

Пример 1. Женщины с одинаковой датой рождения 10 января 1957 года, имеют равный пенсионный капитал в денежном выражении, исходя из стажа и заработка, выработанного до 1 января 2002 года, - 295 502,42 руб.

После 1 января 2002 года они продолжают работать до наступления права на трудовую пенсию по старости с одинаковой суммой заработной платы - 5000 руб. ежемесячно, но при этом:

трудовая деятельность 1-й женщины протекает в городе, и сумма страховых взносов, уплачиваемая работодателем ежегодно, составляет 8400 руб. (14% от 5000 руб. Ч 12 мес.);

трудовая деятельность 2-й женщины протекает в сельской местности, и сумма страховых взносов, уплачиваемая работодателем ежегодно, составляет 6180 руб. (10,3% от 5000 руб. Ч 12 мес.).

Сравнительный условный расчет страховых частей пенсий, которые будут установлены этим двум женщинам по достижении возраста 55 лет (10 января 2012 года), показывает, что разница составит 111 руб. 61 коп.

Расчет размера страховой части при назначении пенсии с 10 января 2012 года для женщины, работающей в городе

Расчет размера страховой части при назначении пенсии с 10 января 2012 года для женщины, работающей в сельской местности

1. Определяем сумму страховых взносов, уплаченных работодателем до даты назначения пенсии (т.е. за 10 лет), с учетом индексации расчетного пенсионного капитала

Страховые взносы за 2002 год
8400 руб.Ч1,177Ч1,114Ч1,127=12 412,66 руб.

страховые взносы за 2003 год
8400 руб.Ч1,114Ч1,127=10 546,02 руб.

страховые взносы за 2004 год
8400 руб. Ч 1,127 = 9 466,80 руб.

страховые взносы за 2005-2011 годы
8 400 руб.Ч7 лет = 58 800 руб. (без индексации расчетного пенсионного капитала)

Общая сумма страховых взносов, учтенная на дату назначения
12 412,66 руб. + 10 546,02 руб. + 9466,80 руб. + 58 800 руб. = 91 225,48 руб.

страховые взносы за 2002 год
6180 р. Ч 1,177 Ч 1,114 Ч 1,127 = 9132,17 руб.

страховые взносы за 2003 год
6180 р. Ч 1,114 Ч 1,127 = 7758,85 руб.

страховые взносы за 2004 год
6180 р. Ч 1,127 = 6964,86 руб.

страховые взносы за 2005_2011 годы
6180 р. Ч 7 лет = 43 260 руб. (без индексации расчетного пенсионного капитала)

Общая сумма страховых взносов, учтенная на дату назначения
9132,17 руб. + 7758,85 руб. + 6964,86 руб. + 43 260 руб. = 67 115,88 руб.

2. Определяем общий пенсионный капитал на 10.01.2012

295 502,42 руб. (ПК на 01.01.2002) + 91 225,48 руб. = 386 727,90 руб.

295 502,42 руб. (ПК на 01.01.2002) + 67 115,88 руб. = 362 618,30 руб.

3. Определяем страховую часть пенсии на 10.01.2012 г.

СЧ = 386 727,90 руб. / 216 мес. = 1790,40 руб.

СЧ = 362 618,30 руб. / 216 мес. = 1678,79 руб.



Пример 2. Мужчины с одинаковой датой рождения 10 января 1982 года. Начали свою трудовую деятельность с 1 января 2002 года и продолжают работать до наступления права на трудовую пенсию по старости (до 2042 года) с одинаковой суммой заработной платы - 8000 руб. ежемесячно, но при этом:

трудовая деятельность 1-го мужчины протекает в городе, и сумма страховых взносов, уплачиваемая работодателем ежегодно, составляет 13 440 руб. (14% от 8000 руб. Ч 12 мес.);

трудовая деятельность 2-го мужчины протекает на сельском предприятии, и сумма страховых взносов, уплачиваемая работодателем ежегодно, составляет 9888 руб. (10,3% от 8000 руб. Ч 12мес.).

Сравнительный условный расчет страховых частей будущих пенсий, которые будут установлены этим двум мужчинам по достижении возраста 60 лет (10 января 2042 года), показывает, что при равных базовых частях разница в размерах пенсий составит 636 руб. 55 коп.

Расчет размера страховой части при назначении пенсии с 10 января 2042 года для мужчины, работающего в городе

Расчет размера страховой части, при назначении пенсии с 10 января 2042 года для мужчины, работающего на сельскохозяйственном предприятии.

1. Определяем сумму страховых взносов, уплаченных работодателем до даты назначения пенсии (т.е. за 40 лет), с учетом индексации расчетного пенсионного капитала

страховые взносы за 2002 год
13 440 руб.Ч1,177Ч1,114Ч1,127=19 860,25 руб.

страховые взносы за 2003 год
13 440 руб.Ч1,114Ч1,127=16 873,62 руб.

страховые взносы за 2004 год
13 440 руб. Ч 1,127 = 15 146,88 руб.

страховые взносы за 2005_2041 годы
13 440 руб.Ч37 лет=497 280 руб. (без индексации расчетного пенсионного капитала)


Общая сумма страховых взносов, учтенная на дату назначения
19 860,25 руб. + 16 873,62 руб. + 15 146,88 руб. + 497 280 руб. = 549 160,75 руб.

страховые взносы за 2002 год
9888 руб.Ч1,177Ч1,114Ч1,127=14 611,47 руб.

страховые взносы за 2003 год
9888 руб.Ч1,114Ч1,127 = 12 414,16 руб.

страховые взносы за 2004 год
9888 руб.Ч1,127=11 143,77 руб.

страховые взносы за 2005_2041 годы
9888 руб.Ч37 лет=365 856 руб. (без индексации расчетного пенсионного капитала)

Общая сумма страховых взносов, учтенная на дату назначения
14 611,47 руб. + 12 414,16 руб. + 11 143,77 руб. + 365 856 руб. = 404 025,40 руб.

2. Определяем расчетный пенсионный капитал на 10.01.2042

Расчетный пенсионный капитал равен сумме уплаченных страховых взносов и составляет 549 160,75 руб.

Расчетный пенсионный капитал равен сумме уплаченных страховых взносов и составляет 404 025,40 руб.

3. Определяем страховую часть пенсии на 10.01.2042

СЧ = 549 114,72 руб. / 228 мес. = 2408,59 руб.

СЧ = 404 025,40 руб. / 228 мес. = 1772,04 руб.


Приведенный анализ свидетельствует о том, что два застрахованных лица, трудовая деятельность которых протекала в одно и то же время и при равной заработной плате, по достижении пенсионного возраста получат разный размер страховой части пенсии. Причем ежегодная индексация расчетного пенсионного капитала еще более увеличит разрыв в пенсионном обеспечении граждан.

В связи с изложенным необходимо внести изменения в действующее законодательство с тем, чтобы привести его в соответствие со статьей 19 Конституции Российской Федерации, предусматривающей равенство всех перед законом. Причем чем дольше будут действовать сегодняшние нормы закона, ставящие в неравное положение граждан, тем больше усугубится ситуация в будущем с пенсионным обеспечением молодого поколения сельчан. Исправить положение за прошлые периоды будет невозможно, так как недоплата страховых взносов, влияющая с 2002 года на размер пенсии, узаконена.

Законодательное Собрание
Пензенской области

Государственная Дума
Федерального Собрания
Российской Федерации

На N 1.3-106 от 23 января 2007 года

     

     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект федерального закона "О внесении изменений в
Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
, вносимый
в Государственную Думу Законодательным Собранием Пензенской области



В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.

Законопроектом предлагается внести изменения в статьи 22 и 33 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", предусматривающие повышение размеров тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств, с целью установления единого тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для всех страхователей без дифференцирования по категориям плательщиков.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для указанных работодателей установлен в пониженном размере (10,3 процента) по сравнению с работодателями (страхователями) других отраслей (14,0 процентов).

Согласно нормам законодательства Российской Федерации право на обязательное пенсионное страхование реализуется в случае уплаты страховых взносов, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Законопроект направлен на обеспечение равенства пенсионных прав застрахованных лиц, что соответствует положениям статьи 19 Конституции Российской Федерации.

Введение одинакового размера тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для всех работодателей независимо от отраслевой принадлежности обеспечит дополнительное поступление средств в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на финансирование страховой части трудовой пенсии работников, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, и, соответственно, повышение размера страховой части трудовой пенсии указанных категорий граждан.

Реализация законопроекта не повлечет увеличение налоговой нагрузки на налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей, поскольку в соответствии со статьей 243 Налогового кодекса Российской Федерации страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются налоговым вычетом из суммы единого социального налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет.

В связи с изложенным Правительство Российской Федерации поддерживает представленный проект федерального закона при условии уточнения даты вступления его в силу и источника покрытия дополнительно возникающих расходов.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации
А.Жуков


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
рассылка


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»