Недействующий

     

Проект N 389168-4

во втором чтении



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "Об особенностях
управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта"


Внести в статью 8 Федерального закона от 27 февраля 2003 года N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 9, ст.805) изменение, дополнив ее пунктом 5 следующего содержания:

"5. Комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства железнодорожного транспорта общего пользования не относится к единой национальной (общероссийской) электрической сети. Единый хозяйствующий субъект распоряжается указанными объектами самостоятельно с учетом ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.".

Президент
Российской Федерации

     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона
"Об особенностях управления и распоряжения имуществом
железнодорожного транспорта"



Статьей 7 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" определено понятие единой национальной (общероссийской) электрической сети, которая представляет собой комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики и обеспечивающих устойчивое снабжение электрической энергией потребителей, функционирование оптового рынка, а также параллельную работу российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств. Одновременно собственники или иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, ограничиваются в осуществлении своих прав в части права заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и определения условий этих договоров и использования (вывода из эксплуатации) указанных объектов без согласования с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.

Основными целями введения таких ограничений являются обеспечение безопасности Российской Федерации, защита прав и законных интересов юридических и физических лиц, обеспечение единства экономического пространства в сфере обращения электрической энергии.

Такие цели обусловлены ролью единой национальной (общероссийской) электрической сети как системообразующего элемента Единой энергетической системы России и ее функциями обеспечения и поддержания межсистемных электрических связей.

Технологическое предназначение электроснабжения для нужд железнодорожного транспорта заключается в обеспечении электротяги подвижного состава.

В связи с этим система тягового электроснабжения строится по линейному принципу взаимозаменяемости тяговых подстанций: в случае отключения одной из них соседние тяговые подстанции обеспечивают питание отключенной зоны, что гарантирует бесперебойное электроснабжение и безопасность движения поездов. Воздушные линии электропередачи, осуществляющие связь между тяговыми подстанциями, предназначены исключительно для обеспечения I категории электроснабжения. Подавляющее большинство линий электропередачи, обеспечивающих питание тяговых подстанций, являются отпаечными от сетей единой национальной (общероссийской) электрической сети, служат вводами в тяговые подстанции и технологически не предназначены для обеспечения межсистемных связей.

Тяговые подстанции, обеспечивающие электроснабжение железнодорожного транспорта, и питающие их линии электропередачи не могут быть использованы для межсистемного транзита электрической энергии и не влияют на обеспечение надежного функционирования единой национальной (общероссийской) электрической сети и выполнение ею своих основных задач.

В случае разделения технологий управления подвижным составом железнодорожного транспорта и его электроснабжения нивелируется 1 категория электроснабжения тяговых подстанций. При этом нарушится технологический процесс электроснабжения и движения поездов, что повлияет на безопасность функционирования железнодорожного транспорта.

Между тем в пункте 2 статьи 6 Федерального закона от 27 февраля 2003 года N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" закреплено, что единый хозяйствующий субъект осуществляет свою деятельность исходя из принципа сохранения единства и централизованного управления инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования, находящегося в собственности единого хозяйствующего субъекта.

Кроме того, согласно требованиям Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2003 года N 703, изданных во исполнение Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (ОАО "РЖД") обязан оказывать прочим перевозчикам на основе заключаемого договора услуги по использованию инфраструктуры, в том числе осуществлять электроснабжение железнодорожного тягового подвижного состава на электрифицированных участках инфраструктуры при использовании перевозчиком электрической тяги в процессе осуществления перевозки.

При оказании услуги по использованию инфраструктуры, в том числе электроснабжения железнодорожного тягового подвижного состава, используются объекты электросетевого хозяйства ОАО "РЖД", которые, с одной стороны, полностью ограничены в обороте в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", а с другой стороны, могут быть отнесены к единой национальной (общероссийской) электрической сети и переданы в использование организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью в соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике".

Таким образом, в данном случае имеет место конкуренция норм Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" и Федерального закона "Об электроэнергетике". Наличие указанной конкуренции в законодательстве Российской Федерации требует устранения в целях обеспечения исполнения ОАО "РЖД" обязательств по предоставлению услуги по использованию инфраструктуры.

Железнодорожный транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, политических целей. Его надежное функционирование является гарантией единства экономического пространства, свободного перемещения товаров и услуг, конкуренции и свободы экономической деятельности, обеспечения целостности, стратегической безопасности Российской Федерации, улучшения условий и уровня жизни населения.

В целях удовлетворения социально-экономических потребностей Российской Федерации, обеспечения ее обороноспособности и национальной безопасности, а также надлежащего исполнения ОАО "РЖД" обязательств по предоставлению услуги по использованию инфраструктуры проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" предполагает установление особого статуса комплекса электрических сетей и объектов электросетевого хозяйства железнодорожного транспорта, обеспечивающих тяговое электроснабжение, и исключение такого комплекса сетей и объектов из единой национальной (общероссийской) электрической сети.


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»