Недействующий

     
     Проект N 26119-5

в третьем чтении

      
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН    


О внесении изменения в статью 8 Федерального закона
"О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации"



Внести в часть первую статьи 8 Федерального закона от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 5 июля 1999 года N 133-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 2, ст. 74; 1999, N 28, ст. 3466; 2005, N 19, ст. 1749; N 30, ст. 3104) изменение, изложив ее в следующей редакции:

"1. Депутат Государственной Думы обязан поддерживать связь с избирателями. Депутат Государственной Думы, входивший в качестве кандидата в региональную группу кандидатов федерального списка кандидатов, поддерживает связь с избирателями на территории, которой соответствовала эта региональная группа кандидатов (то есть с избирателями в соответствующем субъекте Российской Федерации, в соответствующей группе субъектов Российской Федерации или на части территории субъекта Российской Федерации). Фракция вправе дополнительно определить депутату Государственной Думы из состава фракции, входившему в качестве кандидата в региональную группу кандидатов соответствующего федерального списка кандидатов, для поддержания связи с избирателями субъект (субъекты) Российской Федерации, не охваченный (не охваченные) региональными группами кандидатов указанного списка, между которыми распределены депутатские мандаты. В данном субъекте (данных субъектах) Российской Федерации связь с избирателями может поддерживать не более чем один депутат Государственной Думы из состава фракции, входивший в качестве кандидата в региональную группу кандидатов соответствующего федерального списка кандидатов. При этом число субъектов Российской Федерации, в которых депутат Государственной Думы поддерживает связь с избирателями, не может быть более трех. Депутат Государственной Думы, входивший в качестве кандидата в общефедеральную часть федерального списка кандидатов, поддерживает связь с избирателями в субъекте (субъектах) Российской Федерации, не охваченном (не охваченных) региональными группами кандидатов указанного списка, между которыми распределены депутатские мандаты, а при необходимости - и в ином субъекте (иных субъектах) Российской Федерации. Для такого депутата Государственной Думы субъект (субъекты) Российской Федерации определяется (определяются) фракцией в Государственной Думе, в которой он состоит в соответствии со статьей 7_1 настоящего Федерального закона.".


     Президент
Российской Федерации
                                                                    Д.Медведев

     

     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Федерального закона "О внесении изменений
в статью 8 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации
 и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"


Данным законопроектом предлагается изменить существующий порядок определения территории для исполнения полномочий депутата Государственной Думы в субъектах Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" депутат Государственной Думы, входивший в качестве кандидата в региональную группу кандидатов федерального списка кандидатов, осуществляет работу с избирателями только на территории соответствующей территории региональной группы кандидатов. При этом региональная группа может соответствовать территории, как группе субъектов Российской Федерации, так и одному субъекту Российской Федерации, и даже части  субъекта Российской Федерации.

Связь с избирателями на территории,  не охваченной региональными группами кандидатов общефедерального списка, между которыми распределены депутатские мандаты, обязаны поддерживать депутаты, входившие в качестве кандидатов в общефедеральную часть федерального списка кандидатов.

На практике такой принцип определения территории  приводит к тому, что в одних субъектах Российской Федерации осуществлять работу с избирателями будут два и более  депутата от политической партии представленной в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а в других субъектах Российской Федерации - ни одного.

        В соответствии с федеральным законом "О статусе   члена Совета Федерации и статусе депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" работа с избирателями предполагает обязанность депутата  Государственной Думы рассматривать обращения избирателей, лично вести прием граждан не реже чем один раз в два месяца, проводить встречи с избирателями не реже чем один раз в полгода, а также иными способами осуществлять связь с избирателями. Вместе с тем, в общефедеральную часть федерального списка кандидатов может быть включено не более 3 кандидатов. Закрепление за ними фракцией в Государственной Думе  всех субъектов Российской Федерации, не охваченных региональными группами кандидатов, количество которых может достигать сорока и более субъектов РФ, будет носить исключительно формальный характер.  Складывается ситуация когда,  депутаты избранные по списку политической партии, за которую проголосовали на всей территории Российской Федерации имеют возможность работать с избирателями только тех территорий, где  количество проголосовавших за партию,  было достаточно для получения мандата.

Кроме того, действующая редакция ч.1 статьи 8 осложняет осуществление депутатских полномочий в субъектах Российской Федерации, региональные группы кандидатов в которых соответствовали части территории субъекта, ограничивая деятельность депутата Государственной Думы только теми районами субъекта Российской Федерации, которые входили в региональную группу.

Реформирование избирательной системы, предусматривающее полный переход на пропорциональную систему представительства, имело своей целью, в том числе  укрепление и развитие многопартийной системы. Вместе с тем, существующий подход к определению территории исполнения депутатских полномочий в субъектах Российской Федерации фактически возвращает нас к смешанной  избирательной системе, приравнивая депутатов Государственной Думы, входивших в качестве кандидатов в региональную группу кандидатов федерального списка кандидатов, к депутатам избранным по одномандатным округам. Более того, он препятствует развитию многопартийной системы, так как создает неравные условия  политическим партиям, представленным в Государственной Думе для осуществления работы с избирателями на всей территории Российской Федерации.

Суть вносимых изменений заключается в том,  что депутаты для работы с избирателями в субъектах Российской Федерации, не охваченных региональными группами кандидатов общефедерального списка, определяются фракцией в Государственной Думе  как из числа  депутатов, входивших в качестве кандидатов в региональную группу кандидатов федерального списка кандидатов, так и  депутатов, входивших в качестве кандидата в общефедеральную часть федерального списка кандидатов. Только в этом случае, на всей территории Российской Федерации избирателям будет обеспечена  возможность связи с депутатами всех политических партий представленных в Государственной Думе, вне зависимости от количества полученных политической партией мандатов.

Государственная Дума
Федерального Собрания
Российской Федерации

На N 2.12-17/352 от 2 апреля 2008 г.


ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона N 26119-5 "О внесении
изменений в статью 8 Федерального закона "О статусе члена
Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
, внесенный
депутатами Государственной Думы И.В.Лебедевым, С.В.Ивановым, Ю.В.Коганом, С.Н.Сироткиным (в период исполнения полномочий)

     


В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.

Законопроектом предлагается предоставить право фракциям определять депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации из состава фракции, входившему в качестве кандидата в региональную группу кандидатов соответствующего федерального списка кандидатов, для поддержания связи с избирателями субъект (субъекты) Российской Федерации, не охваченный (не охваченные) региональными группами кандидатов, между которыми распределены депутатские мандаты.

В настоящее время в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) депутат Государственной Думы, входивший в качестве кандидата в региональную группу кандидатов федерального списка кандидатов, поддерживает связь с избирателями на территории, которой соответствовала эта региональная группа кандидатов (то есть с избирателями в соответствующем субъекте Российской Федерации, соответствующей группе субъектов Российской Федерации или на части территории субъекта Российской Федерации).

Концепция Федерального закона, в частности статьи 8, направлена на обеспечение пропорционального представительства в составе депутатов Государственной Думы политических партий в общефедеральном масштабе и установление связи депутатов с избирателями определенного региона. При этом такими регионами являются прежде всего те регионы, где соответствующие региональные списки завоевали поддержку избирателей, достаточную для получения мандата депутата. Произвольное определение фракциями территорий для работы депутатов фракции с избирателями, вне зависимости от факта получения соответствующими региональными списками поддержки избирателей, достаточной для получения депутатского мандата, в должной мере в данную концепцию не вписывается.

Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный проект федерального закона.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации -
Руководитель Аппарата Правительства
Российской Федерации С.Собянин

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»