Проект N 106529-3*
__________________________________
* Согласно регистрационной карте,
проект внесен на рассмотрение
Государственной Думы. -
Примечание изготовителя базы данных.
Статья 1. Внести в Федеральный закон от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" следующее изменение:
изложить абзац 3 пункта 3 статьи 7 в следующей редакции: "Без подписи главного бухгалтера организации денежные и расчетные документы не должны приниматься к исполнению этой организацией".
Статья 2. Предложить Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Статья 3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
В.Путин
Необходимость внесения изменения в Федеральный закон от 21.11.96 N 129 - ФЗ "О бухгалтерском учете" вызвана противоречием рассматриваемого положения целям и предмету Федерального закона "О бухгалтерском учете", а также гражданскому законодательству.
Предметом Федерального закона "О бухгалтерском учете" является регулирование внутренних отношений организации, возникающих при ведении бухгалтерского учета, целью - формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении.
Таким образом, нормы права, регулирующие бухгалтерский учет организации, должны распространяться только на лиц данной организации. Положение абзаца 3 пункта 3 статьи 7 Федерального закона "О бухгалтерском учете" в существующей редакции распространяется на отношения с внешними лицами.
Исполнение обязательств юридическими лицами и определение условия их действительности находятся в ведении гражданского права.
Пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ определено, что "гражданское законодательство регулирует договорные и иные обязательства", при этом статья 3 Гражданского кодекса РФ определяет соотношение действия норм гражданского права: "нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу".
Понятие обязательства дается в статье 307 Гражданского кодекса РФ:
"В силу обязательств одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенные действия, как-то передать имущество... уплатить деньги..., а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договоров и иных оснований, указанных в Кодексе".
Главный бухгалтер является должностным лицом организации - юридического лица. В соответствии со статьей 53 Гражданского кодекса РФ "юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами". Органы управления юридических лиц могут быть единоличными и коллегиальными (высшим органом акционерного общества, например, является общее собрание акционеров). Формирование единоличного органа управления происходит исключительно по воле собственника.
Существующая редакция третьего абзаца пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" подразумевает, что главный бухгалтер (или лицо, его замещающее) по должности входит в орган управления помимо воли собственника. Таким образом, формирование и исполнение воли юридического лица происходит совершенно посторонним человеком, связанным с организацией такими же отношениями, как простой производственный персонал (завхоз или сторож).
Поскольку выполнение юридическим лицом своих обязательств, возникших из договоров, должно осуществляться в силу закона, совершенно необходимо устранить всякую возможность признавать их недействительными по причине отсутствия желания главного бухгалтера подписать тот или иной документ.
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона N 106529-3 "О внесении изменения в Федеральный закон от 21.11.96
N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", внесенный Советом
народных депутатов Кемеровской области
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предусматривается внесение изменения в пункт 3 статьи 7 Федерального закона "О бухгалтерском учете", предусматривающее ограничение количества документов, которые без подписи главного бухгалтера организации считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.
Одной из основных задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой как внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, так и внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности. Поэтому сфера действия указанного Федерального закона распространяется на внутренние и внешние отношения - организация бухгалтерского учета, требования к его ведению, формирование учетной политики организации, оценка и инвентаризация имущества, формирование, представление и публичность бухгалтерской отчетности.
Предлагаемое изменение не устраняет существующее противоречие между пунктом 3 статьи 7 Федерального закона "О бухгалтерском учете" и пунктом 1 статьи 6 данного Федерального закона, так как ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет только руководитель организации.
С целью устранения существующих противоречий содержание статей 6 и 7 Федерального закона будут пересмотрены при подготовке новой редакции Федерального закона "О бухгалтерском учете".
Кроме того, по законопроекту имеются замечания юридико-технического характера. Так, в статье 1 не указаны официальные источники опубликования Федерального закона "О бухгалтерском учете".
В связи с изложенным Правительство Российской Федерации не поддерживает проект федерального закона.
Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации
А.Жуков
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка