Недействующий


Проект N 472908-4  

  

Вносится Законодательным Собранием
Ростовской области

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации"


Статья 1

Внести в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2001, N 1, ст. 18; N 23, ст. 2289; N 33, ст. 3413; 2002, N 30, ст. 3021; 2003, N 21, ст. 1958; 2004, N 27, ст. 2715; N 34, ст. 3518; 2005, N 1, ст. 30, 38; N 27, ст. 2710, 2717; N 30, ст. 3104; 2006, N 31, ст. 3452; N 50, ст. 5279, 5286; 2007, N 1, ст. 20; N 13, ст. 1465; N 31, ст. 4013) изменение, дополнив пунктом 37 следующего содержания:

"37) суммы на погашение части задолженности по жилищным займам (кредитам) в случае рождения ребенка, предоставленные за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.".

Статья 2  


Пункт 4 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" изложить в следующей редакции:

"4. Положения пунктов 35 и 36 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 года.".

Статья 3

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

2. Положения пункта 37 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 года.

Президент
Российской Федерации


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации"


Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в связи с принятием новой редакции Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой доходы граждан, полученные в виде субсидий на приобретение (строительство) жилья и сумм на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по займам (кредитам) за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц (Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации").

Данные изменения вступают в силу с 1 января 2008 года. При этом освобождение от налогообложения сумм на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по займам (кредитам) будет распространяться на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года.

Бюджетные субсидии предоставляются гражданам в рамках федеральных и региональных целевых программ.

В целях реализации Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 года  N 675, на территории субъектов Российской Федерации приняты и действуют региональные целевые программы, предусматривающие предоставление гражданам бюджетных субсидий. Так, на территории Ростовской области приняты Областная целевая программа развития системы долгосрочного финансирования жилищного строительства в Ростовской области на 2002-2005 годы, утвержденная Областным законом от 19 марта 2002 года N 226-ЗС, и Областная целевая программа оказания государственной поддержки гражданам по приобретению жилья в Ростовской области на 2006-2010 годы, утвержденная Областным законом от 28 декабря 2005 года N 430-ЗС.

В настоящее время в рамках федеральных и региональных целевых программ гражданам предоставляются бюджетные субсидии:

для оплаты части стоимости жилья (на приобретение (строительство) жилья);

для оплаты части процентных ставок по жилищным займам (кредитам);

для погашения части задолженности по жилищным займам (кредитам) в случае рождения ребенка.

В соответствии с новой редакцией Налогового кодекса Российской Федерации бюджетные субсидии для оплаты части стоимости жилья и для оплаты части процентных ставок по жилищным займам (кредитам) освобождены от налогообложения налогом на доходы физических лиц (пункты 35, 36 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации), а субсидии на погашение части задолженности по жилищным займам (кредитам) в случае рождения ребенка не освобождены от уплаты данного налога.

При этом бюджетные субсидии на погашение части задолженности по жилищным займам (кредитам) в случае рождения ребенка имеют одну и ту же социальную направленность с бюджетными субсидиями на приобретение (строительство) жилья - оказание государственной поддержки гражданам при приобретении жилья, поскольку предоставляются для компенсации части стоимости приобретенного жилья.

Кроме того, средства материнского (семейного) капитала, направляемые, в частности, на приобретение (строительство) жилья путем перечисления суммы материнского (семейного) капитала в кредитные и иные организации, которые предоставили гражданину жилищный кредит или заем, также не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц (пункт 35 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации).

Изложенное свидетельствует о необходимости закрепить в перечне доходов, не облагаемых налогом на доходы физических лиц, суммы субсидий на погашение части задолженности по жилищным займам (кредитам) в случае рождения ребенка, предоставленные за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и распространить данную норму на граждан, получивших данные субсидии с 1 января 2003 года, поскольку данные субсидии предоставляются с 2003 года (приказ Минобразования РФ от 10.07.2003   N 2975 "О Правилах предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета молодым семьям - участникам подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в случае рождения ребенка (усыновления) ребенка").  

В связи с принятием Федерального закона от 24 июля 2007 года N 216-ФЗ возникла также проблема его применения в отношении граждан, которые ранее получили бюджетные субсидии. Исходя из принятых норм неясно, будут ли освобождаться от налогообложения бюджетные субсидии, полученные гражданами до вступления в силу указанного закона до 1 января 2008 года.

Освобождение от налогообложения сумм на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по займам (кредитам) будет распространяться только на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года.

Реализация федеральных и региональных целевых программ по оказанию гражданам государственной поддержки при приобретении жилья в виде бюджетных субсидий осуществляется на протяжении нескольких лет, начиная с 2002 года.  

К примеру, на территории Ростовской области бюджетные субсидии на приобретение (строительство) жилья и на уплату части процентов по займам (кредитам) предоставляются гражданам с 2003 года.

Данная проблема коснулась также молодых семей и работников агропромышленного комплекса, получающих бюджетные субсидии на приобретение (строительство) жилья на условиях софинансирования бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Взыскание налога с граждан, которые ранее получили и получат в текущем году бюджетные субсидии, может вызвать острую социальную напряженность, и поставит таких граждан в неравные условия с гражданами, которые будут получать субсидии после 1 января 2008 года.

Исходя из действующих норм Налогового кодекса Российской Федерации из суммы бюджетной субсидии должен быть удержан налог на доходы физических лиц.

Сумма удержанного налога согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации поступает в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации.

Субсидии предоставляются за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В результате налогообложение бюджетных субсидий не способствует увеличению доходной части бюджетов, а приводит к росту расходов по администрированию поступлений в бюджет.

В то же время удержание налога из суммы субсидии приведет к нецелевому использованию бюджетных средств, поскольку в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации вся сумма бюджетной субсидии должна быть использована по целевому назначению.

В связи с чем необходимо внести изменения в Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 216-ФЗ в части распространения норм, освобождающих от уплаты налога на доходы физических лиц суммы субсидий на приобретение (строительство) жилья и суммы на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по займам (кредитам), на граждан, получивших указанные суммы с 1 января 2003 года.

Принятие представленного законопроекта позволит установить единый порядок налогообложения государственной поддержки, предоставляемой при приобретении жилья за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и предотвратить социальную напряженность среди граждан, получивших бюджетные субсидии до вступления в силу федерального закона, освобождающего от уплаты налога на доходы физических лиц суммы бюджетных субсидий.


Законодательное Собрание
Ростовской области

Государственная Дума
Федерального Собрания
Российской Федерации


На N 01.132 от 24 сентября 2007 г.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект федерального закона "О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации
и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации"
, вносимый в Государственную Думу Законодательным Собранием Ростовской области


В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен указанный проект федерального закона.

Статьей 1 законопроекта предусматривается дополнить статью 217 Налогового кодекса Российской Федерации новым пунктом, в соответствии с которым от налогообложения освобождаются суммы, направленные на погашение части задолженности по жилищным займам (кредитам) в случае рождения ребенка, предоставленные за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Вместе с тем в соответствии с подпунктом "д" пункта 8 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" статья 217 Кодекса дополнена пунктом 36, согласно которому не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц суммы субсидий на приобретение и (или) строительство жилого помещения, предоставленные за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Это положение вступает в силу с 1 января 2008 г.

Законопроект не устанавливает форму предоставления средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Если такие суммы являются субсидиями, предоставленными в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" из средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, то следует иметь ввиду, что на основании пункта 1 "Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", субсидии на приобретение и (или) строительство жилого помещения включают в себя субсидии, направленные на компенсацию части затрат на приобретение или строительство жилья, произведенных молодыми семьями, и предоставляемые при рождении (усыновлении) ребенка. Таким образом, введение в статью 217 Кодекса указанного нового пункта нецелесообразно.

Статьей 2 законопроекта предлагается внести в статью 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" изменение, предусматривающее распространение положений пунктов 35 и 36 статьи 217 Кодекса на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 г.

Следует учитывать, что в соответствии с действующей редакцией подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Кодекса при исчислении суммы налога на доходы физических лиц налогоплательщик может получить имущественный налоговый вычет в сумме, израсходованной им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, в размере фактически произведенных расходов, но не более 1 млн. рублей, а также в сумме, направленной на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них. Эта норма применяется и в тех случаях, когда оплата указанных расходов произведена за счет субсидий, предоставленных из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Положения пункта 36 статьи 217 Кодекса об освобождении от обложения налогом на доходы физических лиц таких субсидий вводятся одновременно с исключением возможности получения имущественного налогового вычета в случае, если оплата таких расходов произведена за счет субсидий, предоставленных из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Таким образом, с 1 января 2008 г. вместо механизма вычета расходов, произведенных на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них за счет субсидий, предоставленных из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, будет применяться механизм освобождения доходов в виде сумм указанных субсидий от обложения налогом на доходы физических лиц.

В случае распространения положений пункта 36 статьи 217 Кодекса на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 г., возникнет ситуация, при которой налогоплательщик, уже воспользовавшийся имущественным налоговым вычетом с указанных сумм, может одновременно заявить о возврате налога, уплаченного в 2003 - 2007 годах с сумм субсидий, предоставленных из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Вместе с тем одновременное освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц в отношении сумм субсидий на приобретение и (или) строительство жилого помещения, полученных физическим лицом за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и предоставление по ним имущественного налогового вычета Кодексом не предусмотрено.

Кроме того, реализация положений законопроекта приведет к выпадению части доходов соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, между тем в сопроводительных к законопроекту материалах источники и механизм компенсации выпадающих доходов не предусмотрены.

При рассмотрении статей 2 и 3 законопроекта следует учитывать пункт 4 статьи 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации о федеральных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год.

На основании изложенного Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации
     А.Жуков

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»